История денег. Нумизматика — наука о деньгах. Урок истории в 3-м классе по программе Е. В. Саплиной, А. И. Саплина


Цели и задачи урока:

  • знакомство с историей денег
  • раскрытие сущности денег как нравственной
    категории
  • привитие интереса к науке нумизматике и
    предмету история
  • формирование навыков работы с текстом и
    самостоятельной работы на уроке
  • Оборудование:

    монеты, учебники и рабочая
    тетрадь, карточки-задания, цветные карандаши,
    отрывки из произведений А.С. Пушкина, Э.
    Успенского, А.Н. Толстого.

    Понятия:

    рубль, гривна, алтын, деньга, полтина,
    копейка, полушка, нумизматика, этнография,
    экономика.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Подготовка к изучению нового материала.

    Сегодня на уроке истории мы поговорим о
    деньгах. Что за таинственная сила в них скрыта?
    Откуда они взялись? Как к ним относится? Вопросов
    много, и сегодня мы попытаемся ответить на эти и
    другие вопросы. А прежде чем мы совершим
    путешествие в историю денег, давайте попытаемся
    ответить на следующие вопросы:



    а) Между кем и в каком произведении состоялся
    такой разговор?

    - Клад: — это деньги такие и сокровища, которые
    люди в земле спрятали. Разбойники всякие.

    - А зачем?

    - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под
    печку суешь?



    - Я? Про запас.

    - Вот и они про запас. (Кот Матроскин и Шарик в
    произведении Э. Успенского «Дядя Федор, пес и
    кот».)

    б)

    В темнице там царевна тужит,
    А бурый волк ей верно служит.
    Там ступа с Бабою — Ягой
    Идет, бредет сама собой;
    Там царь Кощей над златом чахнет

    Там русский дух: там Русью пахнет.

    А где это там? Из какого произведения отрывок? (В
    Лукоморье. Пушкин. А.С. Из поэмы «Руслан и
    Людмила».)

    в) Герой, какого произведения наивно последовал
    следующему совету?

    «: на этом поле выкопай ямку, скажи три раза:
    крякс, пекс, фекс, — положи в ямку золотой, засыпь
    землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и
    иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое
    дерево, на нем вместо листьев будут висеть
    золотые монеты. ( «Золотой ключик, или
    приключения Буратино» А.Н. Толстого)

    Что общего между этими отрывками, что их
    объединяет? (деньги)



    А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в
    историю денег.

    7 тысяч лет назад — живые деньги

    рыба

    меха

    жемчужины

    клыки и хвосты

    раковины и перья и т.д.

    Фея — огромные каменные круги диаметром до 3,5
    метров и весом до 5 тонн. Монеты — феи лежали
    перед домом владельца и символизировали
    достаток (о. Яп, западная часть Тихого океана).

    Статер — монета из сплава золота и серебра.

    Тетрадрахма — афинская серебряная монета с
    изображение богини Афины.

    Родина бумажных денег — Китай (7 век).

    Флорины — золотые монеты Италии.

    27 веков назад в Лидии (Эгейское море) стали
    чеканить монеты из сплава золота и серебра.

    1550 — первая машина для чеканки денег (Германия).

    1799 — появился первый серебряный доллар

    1769 — бумажные деньги в России ввела Екатерина II

    гривна — рубль — полтина — резак — копейка -
    деньга

    Что изображали на монете?

    • правителей, царей
    • спортивные игры и празднества
    • божества и священных животных
    • театры и другие архитектурные памятники

    Работа с текстом учебника и рабочей
    тетрадью.

    • чтение текста, стр. 62-63.
    • работа по тексту учебника, стр. 68-70.
    • запись ответов в рабочей тетради, стр. 45.

    Работа с карточками- заданиями.

    Задание 1. Работа с пословицами.

    Выберите пословицы, которые учат бережливости
    и пословицы, которые предостерегают от бед.

    Деньги любят счет.

    Через золото слезы льются.

    Без нужд живет, кто деньги бережет.

    Лишние деньги — лишняя забота.

    Копейка рубль бережет.

    Задание 2. Определение потребностей.

    Назовите потребности, которые можно
    удовлетворить за деньги, а которые за деньги
    удовлетворить нельзя.

    Модные вещи, одежда.

    Пища.

    Дружба и любовь.

    Развлечения.

    Хорошо устроенный быт.

    Уважение близких.

    Хорошее здоровье.

    Задание 3. Обсуждение проблемы: «Деньги — это
    великое изобретение человечества, или зло, от
    которого нужно избавиться?»

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание:
    рабочая тетрадь, стр. 46 — устно, стр. 47 — пересказ.




    Следующий: