Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования


Историческое краеведение является одним из
важнейших компонентов гуманитарного
образования. Оно конкретизирует материал
школьных курсов истории и социальных дисциплин,
дает знания по истории родного края. Знания о
родном крае — существенная часть
интеллектуального потенциала гражданина. Через
краеведческий материал учитель приобщает своих
учеников к прошлому, настоящему и будущему
своего края. В истории и традициях семьи, в
прошлом края и страны ученик осознает свои нормы,
вечные, непреходящие ценности человека,
честность, справедливость, долг, уважение к
старшему поколению, национальное достоинство.

Через историческое краеведение создается
органическое единство интересов личности,
общества и государства в деле воспитания
гражданина России. Краеведение помогает
реализовать в школьной практике принципы
государственной политики и общие требования к
содержанию образования, сформулированные в
законах об образовании РФ: воспитание
гражданственности и любви к Родине: защите
национальных и религиозных традиций,
формирование мировоззренческой, экономической и
экологической культуры, приоритета
общечеловеческих ценностей. Включение
исторического краеведения в систему изучения
истории нашей Родины способствует формированию
у учащихся доступного понимания и знаний об
основных этапах развития страны.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают
только то, что прошло через их индивидуальные
усилия:

  • углубленное теоретическое изучение материала;
  • разнообразие форм и методов;
  • самостоятельная деятельность учащихся,
    атмосфера научного поиска, исследования;
  • соблюдение принципов интереса и добровольности
    учащихся.

Практика показала, что использование местного
материала на уроках не только не вызывает
перегрузки, а наоборот, значительно облегчает
усвоение курса истории Отечества, делает знания
более глубокими.



В настоящее время значительное количество
часов в учебном плане средней
общеобразовательной школы отводится на так
называемый региональный компонент. В связи с
этим во всех республиках, в большинстве краёв и
областей РФ вводятся курсы исторического
краеведения. В течение двух лет мною
апробируется экспериментальный курс «История
Московской области», который предполагает
изучение краеведения в 1-11 классах. Курс
рассчитан на 102 часа. Из них на изучение
теоретического материала отводится 84 часа,
остальное время рекомендуется использовать для
проведения уроков экскурсий, встреч со
знаменитыми людьми и т.п.

В курсе исторического краеведения в комплексе
изучаются различные сферы общественной жизни:
экономическая, политическая и духовная.

Через локальные материалы, в которых
отразилась материальная и духовная деятельность
многих поколений жителей края, ученики
знакомятся с развитием производительных сил
края, культурой, военной историей, общественно-
политическими движениями, духовной жизнью людей,
деятельностью местных органов власти в тот или
иной период времени.

Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов,
нельзя понять историю.

Неотъемлемой частью истории региона, его
культуры, духовной жизни является религия и
история церкви. История религиозных конфессий в
Московском крае, прошлое храмов и монастырей,
деяния местных святых, восстанавливаются через
обращение к различным источникам, памятникам
церковной истории и культуры.

Ориентирую своих учеников на знания всех видов
памятников искусства, даю представление о
документальных памятниках: письменных,
исторических, кинофотодокументах, звукозаписях,
фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и
др.

Среди методов обучения историческому
краеведению использую лекции, беседы, встречи с
интересными людьми, игры, конкурсы, викторины,
диспуты, экскурсии, творческие проекты.

Я пришла к выводу, что никакая система приемов
обучения не будет по-настоящему эффективной,
если не найдены пути сотрудничества с ребятами.
Именно краеведение дает простор для
самовыражения учащихся, позволяет избавиться от
навязывания готовых истин.

Исследования ученых и собственная практика
доказывают, что использование краеведческого
материала в учебных целях обостряет внимание
учащихся к фактам и явлениям окружающей
действительности, помогает выработке у них
самостоятельного творческого мышления, твердых
убеждений, умений и навыков, практического
применения полученных знаний в жизни.
Историческое прошлое как бы приближает к
сознанию учащихся, становится для них реальной
действительностью. Краеведческий подход
позволяет направить учащихся от близких,
доступных непосредственному наблюдению фактов и
явлений к глубоким выводам и обобщениям
исторической науки, т. е. организовать процесс
познания наиболее естественным и доступным
путём

Изучение родного края открывает широкие
возможности для самостоятельной деятельности
учащихся, для поиска, исследования и даже
небольшого открытия. Так, ученики 9-х классов,
изучая тему «Великая Отечественная война»,
открыли для себя много нового. Они встречались с
ветеранами войны, побывали на местах братских
захоронений, на местах боевых сражений. Выяснили,
что и на территории нашего Ступинского района
сохранились оборонительные сооружения, побывали
у стен старого дота, у огневых точек в стенах
старого Белопесоцкого моностыря.



Ученики 8-х классов собрали богатый материал о
дворянских усадьбах Подмосковья, о декабристах,
некогда проживавших на территории района.

Ученица 9-го класса в течение 2-х недель
проживала на территории Белопесоцкого Свято -
Троицкого монастыря, собрала интересный
материал об истории и культуре обители,
составила презентацию, пополнила учебный
материал темы «Монастыри Подмосковья».

Учащиеся изучают историю родного края, как бы
продвигаясь по своеобразным кругам знаний:

  • мой дом, родословная семьи;
  • родная школа, ее история и традиции;
  • город — прошлое, настоящее, перспективы
    развития;
  • история района, области.

Занимаясь этой проблемой, я обратила внимание,
что намечаются первые положительные результаты.
Активность ребят на уроках возрастает, изменился
рабочий настрой класса, ребята стали уверенно
чувствовать себя на уроках. Учащиеся не только
учатся пользоваться литературой, но и проявляют
активность в сборе материала по нужным темам.



Полученный результат позволяет сделать ряд
выводов о возможности и необходимости
проведения самостоятельной работы и
использовании краеведческого материала, как
основного пути развития навыков
самообразования. Происходит развитие умственных
способностей учащихся, дальнейшая активизация
их самостоятельного творческого мышления,
растет стремление к самообразованию и
самосовершенствованию. При постоянном
проведении на уроках самостоятельной работы с
использованием краеведческого материала
результаты усвоения учебного материала
значительно выше, чем при обычном преднамеренном
заучивании. Постоянное усложнение
самостоятельной работы с опорой на ранее
полученные знания, соблюдение определенной
этапности вырабатывает способность к анализу,
синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного
материала позволила установить, что прочны лишь
знания, добытые собственным трудом с приложением
мыслительных усилий. Активный творческий поиск,
который создается при проведении
самостоятельных работ, позволяет ученику
пережить радость успеха, поверить в свои силы,
научиться преодолевать трудности, воспитывать в
себе навыки самообразования.

Приложение

Литература по историческому краеведению:


1. Закон РФ об образовании 1992г.
2. Закон Московской области об образовании 1996г.
3. Временный государственный образовательный
стандарт.М.,1993г.
4. Основы школьного краеведения.
Уч.пособие.Петрозаводск.1977г.
5. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.
6. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории
родного края в общеобразовательных школах РФ.
М.,1991г.




Следующий: