Историческое краеведение в урочной и внеурочной деятельности


Помочь лучше узнать свой родной край,
глубже понять особенности его природы, истории и
культуры и их взаимосвязь с природой, историей и
культурой страны, мира, принять участие в
созидательной деятельности, развить свои
собственные способности – в этом заключается
основной смысл краеведения.

Необходимость развития интересов учащихся в
области краеведения связана с социальным
запросом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания учащихся о родном
крае и его лучших людях, тем более действенными
окажутся они в воспитании любви к родной природе
и земле, уважении к традициям своего народа.

Проблема: отсутствие интереса у
большинства школьников к краеведению.

Противоречия:

– между отторжением идеалов старшего
поколения подростками и необходимостью
формировать чувство патриотизма, исторической
памяти у учащихся;
– между прагматизмом, общественной
инфантильностью учащихся и необходимостью
воспитания у них интереса к общеполезной
деятельности.

Ведущая идея опыта:

– активизация познавательной деятельности
учащихся через организацию их
исследовательской, проектной работы по
краеведению и систему патриотического
воспитания

Личная концепция автора:

– реализация основ патриотического воспитания
на основе исторического краеведения;
– организация поисковой, исследовательской и
проектной работы учащихся;
– расширение знаний по истории школы, края,
России целом.

Цель: воспитание у детей любви
к родным местам, как части Великой России.

Задачи:

  • Углубить и расширить знаний учащихся по истории
    малой родины;
  • Способствовать формированию их мировоззрения,
    развитию личности.
  • Воспитывать уважение к культурному наследию
    края, традициям русского народа.
  • Формировать гражданственность и социальную
    активность.
  • Активизировать поисковую, исследовательскую,
    просветительскую работу.
  • Воспитать бережное отношение к природному,
    историческому и культурному наследию,
    сохранению исторической памяти.
  • Принять участие в культурно-образовательных
    мероприятиях школы, района, области.

Принципы, на которых строится опыт:

  • целенаправленности процесса образования;
  • доступности, учета возрастных и индивидуальных
    особенностей учащихся;
  • самостоятельности, активности и сознательности
    образования;
  • наглядности;
  • рационального сочетания индивидуального и
    коллективного образования;
  • рационального сочетания требовательности и
    уважения к ученику.

Основные направления опыта

1. Краеведение на уроках истории и
обществознания

Использование краеведческого материала на
уроках значительно облегчает усвоение
систематического курса истории, делает знания
учащихся более прочными и глубокими. Местный
материал может составлять содержание целого
урока или же являться его фрагментом. Поэтому
использую при изучении многих тем: « Советская
страна в годы гражданской войны», «Великая
Отечественная война» и др. Например, урок »
Коллективизация»» в 9 классе был проведен с
использованием краеведческого материала.
Рассказываем о первой Богдановской коммуне на
Устье, первых колхозах, процессе раскулачивания
в районе. При изучении темы «Великая
Отечественная война» обязательно рассматриваем
вопрос «Устьянский район в годы ВОВ». В
зависимости от подготовленности класса применяю
разные методы изучения данного вопроса. Это
может быть экскурсия в районный краеведческий
музей, где подробно рассказывают о нашем крае в
годы войны, устьяках-героях; подготовка
презентаций и сообщений, встреча с ветеранами
ВОВ и т.д.
Ребята с большим интересом слушают данный
материал, когда слышат знакомые названия
населённых пунктов, фамилии, часто задают
вопросы,сами включаются в поиск материалов.

Активизировать познавательную
деятельность помогает метод проектов

Данная технология содействует развитию
творческих способностей, формированию навыков
самообразования и саморазвития. Темы детских
проектных работ по краеведению предлагаются
заранее. Например, «Моя семья» (трудовая семья,
мир увлечений семьи, у моих родителей золотые
руки, детство бабушек и дедушек, семейные
реликвии), «Моя родословная» (родословное дерево,
летопись моей семьи, что означает моё имя, мои
прадеды, герб моей семьи), «Там, где мы живём» (из
истории посёлков и городов, названия улиц) , мой
край в годы Великой Отечественной войны, ими
гордятся мои земляки), «Природа и мы» (заповедные
места родного края, животный и растительный мир,
животные в моём доме), «Живые истоки» (мастера и
умельцы моего края, промыслы и ремёсла, культура
и традиции).

2. Внеклассная работа по краеведению:
кружок, экскурсия, школьный музей.

Интерес к родному краю значительно вырос у
учащихся, когда стали заниматься и внеурочной
деятельностью: это кружок «Юный краевед»,
школьный музей (открыт к юбилею школы в 2010
году.).Действенным средством активизации
самостоятельной деятельности членов кружка
является их участие в работе над проектами,
рукописными книгами, составление викторин, а
также участие в различных краеведческих
мероприятиях разного уровня.



Школьный музей – одна из лучших форм
общественно-полезной работы юных
краеведов-историков, он объединяет не только
членов кружка, но и широкие массы учащихся, их
родителей. Основные задачи нашего музея – это
поиск и сбор материалов краеведческого
характера; учет и хранение собранных документов,
предметов, материалов; их научная проверка,
систематизация и методическая обработка;
оформление стендов и экспонирование материалов;
использование материалов музея в
учебно-воспитательной работе в школе. Музей
является хорошим подспорьем в
учебно-воспитательной деятельности школы и
создает огромные возможности для разнообразных
форм и методов работы с учащимися. Одним из самых
интересных и деятельностным является метод
проектов. На протяжение ряда лет данный метод
используется в нашей школе. Тематика проектов
различная: « Пионерское детство моих родителей,
бабушек, дедушек», « Моя первая учительница»,
«Выпускники» и т.д. Работа в этом направление
будет продолжена и в дальнейшем.

3. Результативность краеведческой работы
школьников в МОУ «ОСОШ №1».



Отряд «Юные краеведы» нашей школы занял 1 место
в районном слёте краеведов. Учащиеся активны в
районной краеведческой олимпиаде, районном
конкурсе «Моё родословие», в окружных
исследовательских конференциях: «Я –
исследователь», «На пути к открытиям», радуют
призовыми местами.



Команда школы в 2011 году приняла участие в
областном конкурсе по экскурсионному
ориентированию «Ломоносов и Русский Север» и
заняла 3 место.

Участвуют ребята и в областной дистанционной
олимпиаде по краеведению (4, 5, 6 места в 2010-2011
учебном году).




Следующий: