Исторический вечер Слава русской старине для 6-го класса

Цели:

  • повысить познавательный интерес учащихся к истории;
  • развивать коммуникативные умения школьников при работе в группе или команде;
  • формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к истории, культуре и традициям своего народа.

Подготовка к игре: Каждая команда участница должна выбрать для себя название (одно из восточнославянских племён) и придумать приветствие.

Эпиграф к игре:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

Ход игры

Ведущий 1:

Не за тридевять земель
Куда нам не долететь,
А на русской стороне,
В средней нашей полосе,
Предки наши мирно жили,
Мирно жили, не тужили.

Ведущий 2:

Было вовсе им не знать
Что их будет изучать
В школе нашей детвора.
Чай представиться пора?

Первый конкурс – приветствие.

(максимальная оценка 4 балла)

Выступление команд с домашним заданием.

Второй конкурс – Что ели в Древней Руси?

Ведущий 1:

Жили предки, поживали
Да не лаптем щи хлебали.
Сытно кушать каждый рад,
Хоть ты беден, хоть богат.
Суть проблемы ж такова:
Что же кушали тогда?

Условия конкурса. На столе лежат карточки с названием продуктов. Задача для участников: выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, какие продукты не употреблялись.

Хлеб чёрный, хлеб белый, чай, кофе, сахар, соль, пиво, горох, гречка, просо, рис, макароны, вяленая рыба, морковь, огурцы, помидоры, капуста, картофель, дыня, репа, говядина, творог, мёд. (за каждый правильный ответ 0,5 балла)

На дополнительный балл составить меню для славянской семьи. (максимально 4 балла)

Третий конкурс – Древнерусские загадки.

Ведущий 2: Что ж ребятки, раз вы хватки,

Отгадайте-ка загадки.

  1. Комовато, ноздревато, и груба-то, и горбато, и тяскло, и кисло, и пресно, и вкусно, и кругло, и грузно. И легко, и мягко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило. (хлеб, каравай)
  2. Спит на кургане курочка с серьгами. (овёс)
  3. На тычинке городок, а в нём 700 воевод. (коробочка мака)
  4. Промеж грядок лежит гусь гладок. (огурец)
  5. Поставлю – попарю, выну – поправлю, этот сдеру, другой положу. (блин)
  6. Заплата на заплате – иголка не была. (капуста)
  7. В землю – блошкой, из земли – лепёшкой. (репа)
  8. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (лён)
  9. В поле – метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)

(за каждый правильный ответ по 1 баллу)

Четвёртый конкурс – славянские верования.

Ведущий 1:

Когда предки горевали,
всяку нечисть вспоминали.
Вам ребятки, дать – не взять,
надо нечисть всю назвать.

Условие конкурса: за 3 минуты каждая команда должна на листе бумаги написать каких духов почитали на Руси и в каких богов верили, кто больше перечислит, тот и победил.

(Леший, Водяной, Домовой, Кикимора, Банник, Перун, Стрибог, Макошь, Велес, Хорс и др.)

(за каждый правильный ответ 0,5 балла)

Пятый конкурс – Работа над ошибками.

Ведущий 2:

Не кривя душой, ребята
Вам скажу, как на духу
Очень даже плоховато
Я историю учу.
Написал работу я,
Получил за неё «два»
Помогите, объясните,
В чём ошибочка моя?

Условие конкурса: Каждая команда получает текст с историческими ошибками, через 5 минут все ошибки должны быть исправлены. (оценка 5 баллов)

Найдите и исправьте ошибки в тексте.

После смерти Олега престол перешёл к его сыну – Игорю. Новый князь проявил себя отличным дипломатом, ему удалось подписать первый договор с Византией в 911 году. По его условиям Русь должна была принять православную веру. Однако племенной князь древлян Мал не захотел отказаться от языческих богов. Игорь был вынужден отправиться в древлянскую землю, чтобы крестить всех «огнём и мечём». Но хитрый Мал заманил киевского князя в ловушку и жестоко убил. Долго горевала о погибшем муже княгиня Анна, но, как истинная христианка, отказалась от мести и простила древлян.

Шестой конкурс – конкурс «князей» (капитанов)

Ведущий 1:

Раз прислали мне письмо
Я не понял ничего…
В нем какие-то отрывки
Разговоров, вот и всё.
Кто кому чего сказал
Я, ребята, не узнал.
Надо, как тут не крути,
К словам автора найти.

Условие конкурса: на листах бумаги написаны слова, относящиеся к киевским князьям, каждый капитан выбирает любую бумажку и должен определить, кем и при каких условиях была сказана эта фраза.

  1. «Мёртвые сраму не имут» (Святослав, обращаясь к своим воинам)
  2. «Ты ищешь чужих земель, а своей пренебрегаешь» (Ольга сыну Святославу)
  3. «Вы не князья и не княжеского роду» (Олег сказал Аскольду и Диру)
  4. «Если не придёт кто завтра на реку… будет мне врагом» (Владимир киевлянам)
  5. «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае…» (Святослав говорил Ольге и боярам)
  6. «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань…Дайте мне от каждого двора по 3 голубя и по 3 воробья…» (Ольга древлянам)
  7. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…» (славяне варягам)
  8. «Это будет мать городам русским» (Олег о Киеве)
  9. «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его» (древляне об Игоре)
  10. «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русской землёй» (Святополк) (за каждый верный ответ 2 балла)

Седьмой конкурс – шарады

Ведущий 2.

Вот ребята молодцы!
Вы в истории – спецы!
Будут скоро вам награды
Отгадайте лишь шарады.

Условия конкурса: участникам предлагаются шарады, побеждает та команда, которая первая шараду отгадает. (за каждую отгаданную шараду 3 балла)

(Шарады см. Приложение)

Ведущий:

Все разгаданы заданья,
Сейчас – минута ожиданья.
Подсчитает жюри в раз
Кто же победил у нас.

Подсчитываются очки, заработанные командами, объявляются победители, происходит награждение.

Список используемой литературы:

  1. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К*», 1998.
  2. Шаповал В.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Транзиткнига», 2005.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В.Елкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

Следующий: