Исторический вечер С Россией связанные судьбы


Вступление: исполнение песни
«Дым Отечества» (слова И. Дика, музыка М. Стихина)

Ведущая:

В далёком от нас ХIХ веке
великий русский писатель И.С. Тургенев писал:
«Россия без каждого из нас обойтись может, но
никто из нас без неё обойтись не может.» Это
спорное, но очень достойное утверждение
разделяют большинство людей, которых судьба
занесла на чужбину и заставила стать
изгнанниками своего Отечества – эмигрантами.

На сцену выходит группа ребят, которые
поочерёдно рассказывают о судьбах русских
эмигрантов.

1 ученик:

После революции 1917 года
сотни тысяч подданных бывшей Российской империи
рассеялись по миру. Начало эмиграции
сопровождалось надеждами: у одних – на
благополучную жизнь за рубежом, у других – на
падение большевистской власти.

2 ученик:

И даже тогда, когда стало
ясно, что большевистская власть утвердилась
надолго, надежда на возвращение не исчезла: «
Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли? И что
там встречу?» — писал А.И. Бунин в своём дневнике в
1944 г.

3 ученик:

А русский певец и актёр А.
Вертинский вспоминал: «Где бы мы не встречались,
мы всегда задавали друг другу один и тот же
вопрос: «Как вы думаете, вернёмся ли мы
когда-нибудь на Родину?»

4 ученик:

Письма с Родины в конце 20-х
годов начала 30-х помогали некоторым эмигрантам
ощущать себя частью России, но в 1934 году в СССР
была запрещена всякая переписка с
родственниками и знакомыми, проживающими за
границей. Бывший эсер Авксентьев тогда записал в
дневнике: «Больше потерять Родину, чем мы,
русские трудно. Мы не только потеряли её как
изгои. Сама Родина разрушается, медленно умирает,
становится лёгкой добычей.»

5 ученик:

Действительно, прежней
России больше не существовало: возвращаться было
некуда. Однако интерес эмигрантов ко всему, что
происходило в Советском Союзе, никогда не
пропадал. Великий русский певец Ф.И. Шаляпин
писал дочери в 1937 г., что, несмотря на запрет
докторов выходить, отправился на фильм «Пётр I» и
получил удовольствие. Показанный перед фильмом
киножурнал, в котором он увидел Эрмитаж,
Третьяковскую галерею, канал Волга – Москва,
очень его взволновал. С фильма певец ушёл « по уши
переполненный гордостью за Русь.»

Ведущая:

Немалая часть русских
эмигрантов нашла прибежище во Франции. Среди них
была и одна из наших героинь русская поэтесса
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. В историю
французского Сопротивления и Второй Мировой
войны она вошла под именем Матери Марии.

Ведущая:

В ранней юности судьба
свела её с Блоком, и он посвятил ей своё
стихотворение, которое начиналось словами:
«Когда вы стоите на моём пути, такая живая, такая
красивая…» Долгие годы их связывала переписка. О
его кончине она узнала на чужбине, горе её было
беспредельным.

Звучит аудиозапись Э. Пиаф «Париж».

На фоне музыки выходит девушка, одетая в
светлое платье в стиле начала ХХ века и читает
слова:



Париж, улица Лурмель 77, в этом доме
накануне I Мировой войны Мать Мария устроила
убежище для сотен голодных, бездомных,
туберкулёзных… Она их кормила, лечила,
устраивала на работу.

Ведущая зачитывает отрывок из книги Е.
Богата «Что движет солнце и светила:

Это была странная монахиня, постоянно
конфликтовавшая с официальной церковью. Она
умела столярничать, плотничать, малярничать,
шить, вышивать, писать иконы, мыть полы, стучать
на машинке, стряпать, набивать тюфяки, доить
коров, полоть огород. Она любила физический труд,
ей были неприятны белоручки; она ненавидела
комфорт – материальный и духовный, — могла по
суткам не есть, не спать, отрицала усталость,
любила опасность. Она вела жизнь не только
суровую, но и деятельную: объезжала больницы,
тюрьмы, сумасшедшие дома. Она сама мыла полы,
красила стены дома на улице Лурмель 77… И ей
казалось, что и этого мало, что она должна
отдавать себя людям ещё больше, ещё полнее…

Девушка (Елизавета
Кузьмина-Караваева):

1940 год 10 мая. Немцы
вторгаются в Бельгию и Голландию 21 мая. Мать
Мария спокойна: «Если возьмут Париж, я останусь с
моими несчастными. Куда мне их девать? А потом
буду идти на Восток, пешком, с эшелонами. Уверяю
вас, что мне лучше погибнуть в России, чем
остаться в покорённом Париже. Я так люблю
Россию!»

Звучит тема песни «Дым Отечества» на
фортепиано .

На фоне музыки выходит группа девушек
в чёрных Головных уборах, длинных платьях. Они
представляют

образ Кузьминой – Караваевой -
монахини.

1 ученица: В годы оккупации Франции,
дом Матери Марии становится центром
антифашистской деятельности. В ночь с 15 на 16 июня
1942 года в Париже начались массовые аресты евреев;
около 7 тысяч человек, в том числе и более 4 тысяч
детей было согнано на зимний велодром. Охраняли
велодром немецкие солдаты и французские
полицейские.

Инсценированный диалог:

2 ученица и 1 юноша: Мать Мария, улучив
минутку, когда у ворот остались только французы,
высоко подняв голову в чёрном апостольнике,
подошла к одному из французских полицейских.

Юноша:

Там уже есть кому молиться с
ними и за них – остановил её полицейский.

Девушка:

Ещё одна молитва не может
быть лишней, — твёрдо сказала она и посмотрела ему
в лицо. Вам не стыдно?

Юноша:

Это их спектакль…, — показал
он на выходящих из-за угла немецких солдат.

Девушка:

Отвечаем за всё, — отрезала
она и, отстранив его, вошла в велодром.

Ведущая:

В этом аду (один
водопроводный кран, 10 уборных и 2 врача на 7 тысяч
человек) она оставалась 4 суток, не сомкнув глаз, и
совершила, казалось бы, невозможное: тайно
договорилась с шофёрами – грузчиками, которые
вывозили отсюда мусор, передала им записку и
адрес её дома на Лурмель 77. В узкие, высокие урны
для мусора, которые стояли у стен велодрома, она
опускала детей, мусорщики грузили их в машину…

3 ученица:

А через 3 года, когда
освобождение было совсем близко, Мать Мария в
женском лагере Равенсбрюк пошла как утверждают,
в газовую камеру вместо отобранной фашистами
советской девушки, обменявшись с ней курткой и
номером.

Звучит «Реквием» Моцарта, на фоне
музыки выходит девушка в светлом и читает
стихотворение Е.Ю.Кузьминой-Караваевой:



Вечера мои перекликаются
Был один… лет двадцать миновало…
Что ты сердце? Не устало маяться?
А стучать, стучать ты не устало?
Лунный серп… Вот этим тонким
Ключиком отопру я в смысл тайный дверь.
Господи, отдам тебе всё лучшее
И не попрошу о новой вере.
Только бы глаза остались зрячими
Вечному сверкающему чуду
Буду с осенью скорбеть я плачами
И с весною радоваться буду.

Звучит музыка С. Рахманинова «Концерт №
I, Экспозиция.»

Декорация: выставка картин Серова,
Сомова, Головина и среди них картина
З.Серебряковой «За туалетом автопортрет» ( 2
участницы сидят за мольбертами)

Ведущая (экскурсовод): В начале ХХ
века в Москве проходила художественная выставка.
Выставка была небольшая, но в ней приняли участие
известные мастера: Серов, Сомов, Головин и лишь
одно имя было никому неизвестно – Зинаида
Серебрякова. Успех 25-летней художницы был
неожиданным и удивительным. Совет Третьяковской
галереи приобрёл 3 картины, больше, чем у
прославленных художников. Одной из них был её
автопортрет.

1 девочка (за мольбертом): Живописи
Зинаида практически не училась в общепринятом
смысле этого слова. Она училась рисовать так, как
дети учатся ходить и говорить. В её семье
рисовали все. 4 поколения художников,
скульпторов, декораторов, теоретиков искусства
дала её семья России.



2 девочка (за мольбертом): Атмосфера
творчества была тем воздухом, которым она дышала
с детства. Каждое лето семья проводила в деревне
Нескушное в Курской губернии в имении деда. Там
рождались её светлые, полные радости и тепла
картины.

Девочка (экскурсовод):

В её жизни
были 3 неразделимые ценности: дети, семья,
живопись. И эти ценности она сохранила, несмотря
на тяжёлые испытания, которые выпадут на её долю
вдали от Родины во время эмиграции.

Ведущая:

Светлый, спокойный,
радостный мир рухнет как карточный домик: сгорит
в огне гражданской войны Нескушное, умрёт от тифа
обожаемый муж и Зинаида Николаевна с 3 детьми
окажется за границей, где будет трудиться не
покладая рук, чтобы спасти детей, сохранить
семью.

Примечание: более зрелищно будет
использовать фрагмент видеоматериала из серии
«Возвращение Третьяковки. История одного
шедевра.»

Звучит I куплет песни «Надежда» А. Пахмутовой в
исполнении Анны Герман.

Ведущая:

Анна Герман… С именем этой
певицы в 70-е годы ХХ века связана целая эпоха в
Советской эстрадной песне. Её гастроли в нашей
стране всегда проходили с огромным успехом. Ею не
переставали восхищаться. Её чарующий голос
завораживал. Она казалась такой счастливой, а её
жизнь такой безоблачной. А как же могло быть
иначе? Знаменитая польская певица, лауреат
всевозможных конкурсов, друг Советского Союза.

Выходит группа девушек, которые ведут
рассказ о героине.

1 ученица:

Однако, всё было не так, как
представлялось тогда. За гладкой биографией было
скрыто много тайн.

2 ученица:

Начнём с того, что Анна
Герман была не полькой, а немкой, родилась она в
Советском Союзе. Предки её отца переселились в
Россию ещё при Екатерине II. В 1929 году был
арестован её дед – священник, он умер в лагере. В
1938 году взяли отца, которого она больше никогда
не увидит. В 1956 году его реабилитировали, но боль
и обида остались на всю жизнь, как у многих людей
того поколения, потерявших своих родных в
Сталинских лагерях.

3 ученица:

А дальше – война,
сиротское детство без отца. Судьба забросила их с
матерью и бабушкой в Польшу, где она обрела свою
вторую Родину. Способная к языкам, Анна быстро
освоилась на новом месте, обрела друзей, отлично
училась. Во время учёбы в университете начала
петь в художественной самодеятельности. Первый
успех, от которого закружилась голова! Она решила
стать профессиональной певицей.

4 ученица:

В свои первые гастроли в
нашей стране она давала блестящие концерты, её
песни записывали на диски, у неё появилось много
друзей. Однако жизнь преподносила не только розы
и аплодисменты. Анна с матерью и бабушкой
по-прежнему ютилась в маленькой комнате, денег не
хватало, чтобы заработать на квартиру, приличные
костюмы для выступлений. Приходилось
подписывать всё новые и новые контракты.

5 ученица:

Она звонила домой из
Парижа, Берлина, Рима. Но однажды звонка из Италии
не было очень долго… Её машина попала в аварию,
Анна очнулась только в больнице. У неё были
сложные переломы – грозила полная
неподвижность. Оставалось надеяться на здоровое
сердце и силы молодого организма.

6 ученица:

Анна выжила, она заново
училась ходить и всегда жила надеждой на то, что
выйдет на сцену. Все три года болезни с ней рядом
были мать и любимый человек – Збышек Тухольский.
Но главный её подвиг был в том, что она стала
матерью, родился маленький Збышек. Она строила
планы новых выступлений, мечтала, словом, хотела
жить полной жизнью.

Ведущая:

После большого перерыва
первым зарубежным визитом были гастроли в нашей
стране, где о ней помнили и ждали все эти годы.
Здесь у неё были верные друзья: Пахмутова,
Добронравов, Шаинский, Магомаев, Лещенко. Она
пела их песни, выступала с ними в концертах. Она
вновь обрела свою настоящую Родину, где была
родной и любимой. Она вкладывала в песни всю свою
душу, и слушатель чувствовали и понимали её
страдания, её любовь, её надежду.

На фоне аккомпонимента мелодии песни
«Надежда» выстраиваются все участники вечера.

Ведущая:

Анна Герман ушла от нас
слишком рано – на 47-м году жизни. Но ещё многие
годы будет звучать её чудесный хрустальный
голос, поющий о прощении, любви и надежде.

Коллективное исполнение песни
«Надежда» А. Пахмутовой.




Следующий: