Исторический конкурс По кровавым дорогам жестокой войны к 65-летию Победы советского народа в великой Отечественной Войне


Цель:

Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой
Отечественной войны Советского Союза с фашистскими захватчиками.

  • Уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый,
    освободительный характер, а германский “поход на Восток” не просто преследовал
    расширение “жизненного пространства”, а имел целью геноцид не только русского,
    но и других народов. Раскрыть роль советского народа в победе над фашизмом.
  • Задача:

    Сформировать чувство гордости за свой народ, выстоявший в
    этой войне.

  • Уяснить важность исторической памяти об этих событиях воизбежания
    повторения подобных трагедий.
  • Воспитание патриотизма, чувства ответственности за
    свои поступки.
  • Опережающее задание:

  • “Репортаж с места событий” (определить о каком событии ВОВ идет речь в
    данном репортаже). Каждая команда составляет свой репортаж для своих
    соперников.
  • “Интересный факт в истории войны” (поиск – исследование).
  • Обращение к будущему поколению: “Если мы забудем – это повторится!”
    (Творческое задание.)
  • Конкурс плакатов, плакатов – карикатур по теме ВОВ.
  • Цель задания:

    учащиеся должны научиться проводить поиск необходимой
    информации при помощи исторических источников, дополнительной литературы,
    показать умение анализировать информацию, делать выводы.

    В конкурсе оцениваются не только знания, но и творчество, фантазия,
    слаженность работы всей команды.

    Ход проведения конкурса

    (Баллы за каждый конкурс устанавливает жюри конкурса)



    Вступительная речь ведущего. Объявление начала конкурса.



    Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем
    дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее они
    предстают в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение.

    Вероломное нападение фашистской Германии на СССР поставило нашу страну в
    тяжелое положение.

    Но история войн не знала такой самоотверженности и массового героизма,
    которые проявляли советские люди на фронтах войны и в тылу врага.

    Фашистские правители заранее освободили своих солдат и офицеров от какой-либо ответственности за совершенные злодеяния на советской земле. Истребляли
    подряд всех, кто попадался под руку этим головорезам: стариков, женщин, детей. В
    этой страшной войне наша страна потеряла более 27 млн. жизней.

    Наш народ совершил величайший подвиг и героизм, отстоял независимость своего
    государства и внес решающий вклад в победу над фашизмом!

    И сегодня своё мероприятие мы посвящаем тем трагическим событиям и великим
    людям, спасшим свою Родину и подарившим нам возможность жить в свободной стране.

    1-й конкурс:

    “Репортаж с места событий” – определите, о каком событии ВОВ
    идет речь в репортаже команды соперников.

    2-й конкурс:

    “Викторина: “Что мы знаем о войне?”.

    Вопросы:

    1. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло
      операцией “Тайфун”? (Наступление на Москву в 1941 г.)
    2. Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся полководцев и
      флотоводцев, были учреждены в период ВОВ? (Ордена Суворова, Ушакова,
      А.Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого.)
    3. Объясните происхождение поговорки: “Катюша с Тагила – фашисту могила”.
      (В годы войны фашисты несли огромные потери от реактивных минометов,
      которых наши солдаты любовно называли “Катюши”. В Нижнем Тагиле и др.
      уральских городах в годы войны находилось большое количество военных
      заводов.)
    4. В каком сражении впервые в истории второй мировой войны был развеян миф
      о “непобедимости” фашистской армии? (Под Москвой в декабре 1941.)
    5. Когда в 1941г. враг приближался к Москве, на улицах города появились
      плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова,
      кто их автор? (Из стих. “Бородино” М.Ю.Лермонтова.)
    6. Почему День артиллерии отмечается в нашей стране 19 ноября? (В этот
      день началось наступление в районе Сталинграда, во время которого огромную
      роль сыграла артиллерия.)
    7. Кто такие “народные мстители” и почему их так называли? (Партизаны,
      мстили за террор, грабежи, насилие, творимые на оккупированной территории.)
    8. Какая победа Советской Армии была впервые отмечена салютом в Москве?
      Когда это произошло? (Освобождение Орла и Белгорода. 5 августа 1943 г.)
    9. Где и когда произошло самое крупное во второй мировой войне танковое
      сражение? (Под Прохоровкой , 1943 г.)
    10. В каком сражении впервые во второй мировой войне немецкие войска
      вынуждены были перейти к обороне, был сорван план блицкрига? (Смоленское
      сражение в июле 1941 г).
    11. По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте этого советского
      города. Назовите город. (Москва).
    12. Строчки из личного письма фронтовика А.Суркова к жене стали текстом
      какой из песен: “Землянка”, “Темная ночь”, “В лесу прифронтовом”?
      (“Землянка”: “Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза, и
      поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза”.)
    13. Автор знаменитого стихотворения “Жди меня”? (К.Симонов.)
    14. Что такое “рельсовая война”? (Подрыв ж/дорог партизанами,
      развернувшаяся летом 1943 г.)
    15. В 1944г. Советская Армия, освобождая территорию страны восстанавливала
      государственную границу СССР. На какую границу впервые вышли наши войска?
      (Март 1944, на границу с Румынией.)

    3-й конкурс:

    “Песня, поэзия, проза о Великой Отечественной войне”.

    (Конкурс-соревнование: кто больше назовет песен, стихов, лит. произведений).

    4-й конкурс:

    Анализ незнакомого текста: “Что за событие, что за герой?”

    Задание № 1. Из документа немецкого генерального штаба от 21.09.41.

    “Сначала мы блокируем город и разрушим его, если возможно, артиллерией и
    авиацией…Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные
    ворота и выпустим безоружных людей… Весной мы проникнем в город, вывезем все,
    что осталось живое или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим его
    своим союзникам…”

    – О каком городе идет речь? Какова судьба этого города? Какому союзнику
    собирались передать город? (Ленинград. Блокада. Финляндии).

    Задание № 2.

    Советские войска понесли здесь тяжелые потери, противник также заплатил
    дорогой ценой за овладение этим южным портом СССР. Изумительный пример стойкости
    и массового героизма проявили защитники города. 250 дней и ночей, не утихая,
    гремели здесь кровопролитные бои. Другой советский порт оказывал упорнейшее
    сопротивление фашистским захватчикам 73 дня.

    – Об обороне каких советских портов идет речь?

    Задание № 3.

    “Если битва под Сталинградом, – подчеркивал И.В.Сталин, – предвещала
    закат немецко-фашистской армии, то битва под ………поставила ее перед катастрофой”.
    Английский публицист А.Верт выразился более определенно: “Выиграв ….битву, СССР
    фактически выиграл войну”.

    – О какой битве идет речь?

    Задание № 4.

    В день 20-летия победы над Германией уже восьмой год находившийся в
    отставке он впервые вместе с другими занял свое место за столом президиума
    торжественного заседания. Когда было названо его имя, уже много лет не
    произносившееся с трибуны, в зале возникла стихийная овация. Ему аплодировали с
    такой силой и единодушием, что в этот день и час была наконец восстановлена
    историческая справедливость, которой в душе всегда жаждут люди, несмотря ни на
    какие обстоятельства.

    – О ком идет речь в данном отрывке? С какими политическими процессами в СССР
    эти события связаны? (Г.К.Жуков, обстоятельства его отставки в 1957 г.)

    5-й конкурс:

    “Сражение на поле боя истории”.

    Каждой команде дается задание составить тест для своих соперников.

    6-й конкурс: (может быть объявлен одновременно с конкурсом № 5).

    “Конкурс капитанов”: составить речь – обращение командира отряда перед боем к
    своим солдатам.



    7-й конкурс:

    Интересный факт в истории войны или связанный с событиями
    войны.

    8-й конкурс:

    Текст с ошибками. “…3 декабря 1943 года. 6 часов 15 минут.
    Сейчас Штирлиц спит, но через полчаса он проснется и полетит в Тегеран, где вот
    уже вторую неделю тянется встреча “Большой тройки”. Чистый воздух южных
    предгорий Памира, звезда Героя Советского Союза и высокое звание Генералиссимуса
    делали главу советской делегации особенно упрямым и несговорчивым. Сталин
    превратился в державного горца, настойчиво требовавшего скорейшего открытия
    второго фронта. Союзники же пытались оттянуть вторжение в Европу, ссылаясь на
    то, что сопротивление немцев в Африке требует больших сил. К 1 декабря
    переговоры окончательно зашли в тупик; все ждали Штирлица, который обещал
    вылететь только 3 декабря.

    6 часов 45 минут. Веки Штирлица дрогнули, и по привычке, еще не успев
    окончательно проснуться, он поднялся с кровати. Его мутный взгляд скользнул по
    полу, холодившему ступни, журнальному столику, где лежали недочитанные вчерашние
    номера “Дейли Мейл” и “Фелькишер Беобахтер”, и остановился на заснеженном парке,
    искрившемся в лучах восходящего солнца. После поражения армии Геринга под
    Курском, Штирлец особенно любил разглядывать этот парк, чем-то напоминавший
    любимый Ленинград. “Исаакий, Эрмитаж, Донской монастырь,-вздохнул Штирлец,-
    скорее бы домой!”. От нахлынувших воспоминаний его отвлекла Кет. Она не смыкала
    глаз всю ночь и только к утру закончила работу с шифровкой. Центр сообщал, что
    Рузвельт слишком настойчиво предлагал открыть второй фронт на Балканах, хотя и
    согласился признать довоенные приобретения СССР и даже обещал склонить к их
    признанию польское правительство, обосновавшееся в США.

    “Мерседес” Штирлица, несший к Аэродрому, неожиданно вильнул вправо и зарылся
    в снегу. Гвоздь, брошенный каким-то мальчишкой , пробил покрышку, и одно из
    колес моментально превратилось в обод, обмотанный рваной резиной. Но об этом
    Штирлец узнает позже, а сейчас он безвольно уткнулся в руль своего автомобиля.

    Спустя несколько минут тяжелый “Мессершмитт-262” оторвался от земли и взял
    курс на Тегеран, Впрочем, “Большая тройка” разъехалась, так и не повидав
    Штирлица…”

    Ведущий:

    Трагизм событий никто не отрицает, но часто в тяжелой ситуации
    помогает и чувство юмора. Следующий конкурс посвящен именно огромному чувству
    юмора советских людей, которые даже в такие трагические годы продолжали жить,
    верить, смеяться.

    9-й конкурс:

    Анекдоты военных лет.

    10-й конкурс:

    Конкурс плакатов (представление идеи плаката – творческая
    защита своего проекта).

    11-й конкурс:

    Обращение к современникам и потомкам на тему:

    “Если мы забудем – это может повториться!”
    (Опережающее задание).

    Подведение итогов конкурсов, заключительное слово ведущего.

    Победа досталась нам огромной ценой.

    В народном сознании День Победы стал самым светлым и радостным праздником,
    означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн. Этот великий
    праздник “Праздник со слезами на глазах”, и сегодня останется главным для
    граждан России. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и
    жестокой войне в истории человечества стала звёздным часом для нашей страны в 20
    веке.

    Подвиг победителей НИКОГДА не будет забыт!

    Используемая литература:

    1. Верт А. История Советского государства. “Весь мир”, 2002 г.
    2. Великая Отечественная 1941–1945. Фотоальбом посвященный великому подвигу
      советского народа. Авторы текста: Чуйков В.И., Рябов В.С. Художник: Белозерский
      О.И. М. “Планета”. 1985 г.
    3. Суворов Ю.М. “Знаете ли вы историю своей Родины?” Минск, “Народная асвета”,
      1968 г.



    Следующий: