Исторический источник — карикатура


Карикатура — (итал. caricatura, от caricare –
нагружать, преувеличивать), изображение, в
котором сознательно создаётся комический
эффект; один из жанров графики. Чаще всего
встречается как иллюстрация к злободневным
газетным и журнальным материалам, почти всегда
сопровождается пояснительной подписью.
Карикатура призвана обличать, высмеивать,
осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются
характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры
поведения людей; соединяется реальное и
фантастическое. Художник-карикатурист должен
уметь очень быстро откликаться на происходящие
события. Поэтому карикатура обычно представляет
собой линейный чёрно-белый рисунок, который
легко воспроизвести в печати. Линия в лучших
карикатурах несёт особую эмоциональную
выразительность, она иногда буквально
подчёркивает черты характера персонажей –
например, дрожит и прерывается в изображении
жалких и трусливых.

В эпоху коммунистической идеологии
политическая карикатура в учебниках истории и
преподавании предмета считалась важнейшим
средством наглядности.

В настоящее время воспитательная ценность
карикатуры не утрачена. Значительно расширяется
спектр тех людей и событий, над которыми можно
смеяться. Идейно-политическая направленность
карикатур определенного времени создает у
школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи,
дает повод для размышления о том или ином
историческом периоде.

Карикатура как средство обучения наиболее
соответствует уровню мышления старших классов.
Склонность учеников старших классов к
критическому осмыслению изучаемых вопросов
выдвигает на первый план источники
документального характера. Такими источниками
являются карикатуры.

При восприятии изображений на карикатурах у
учеников складываются определенные
обобщающиеся ассоциации.

А.А Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации,
которые дополняют рассказ учителя и не требуют
особой расшифровки, привлекаются в качестве
примера, и карикатуры-характеристики,
которые подчеркивают определенные черты
исторических явлений, вскрывают его
политическую природу, его суть. Вторая
характеристика требует разбор ее и беседы с
учениками.

К данной классификации нужно добавить карикатуру-портрет,
которая раскрывает образ исторического деятеля
с негативной стороны. Демонстрацию такой
карикатуры сопровождают метким высказыванием,
кратким изречением (например, о Людовике XVI, о
Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о Наполеоне).
Четвертым типом является карикатура-символ,
в которой степень обобщения исторического
знания доводится до уровня определенного
зрительного сигнала, эмблемы.

Использование карикатур на уроке истории
открывает большие возможности для развития
методического творчества учителя. Ряд приемов
использования карикатур способствует развитию
творчества учеников (создание проблемной
ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная
работа над темой по изобразительным источникам,
создание собственных карикатур учащимися).
Главное в этой работе то, что школьники должны
ухватить в карикатуре образное выражение
основного содержания событий или явлений
определенной эпохи.

В процессе работы с карикатурой ученики
переводят аллегорию рисунков на язык
исторических фактов и идей. Применение
публицистической графики в виде карикатур
способствует формированию умения воспринимать и
мгновенно оценивать данное средство, повышает их
общую образовательную культуру, расширяет
кругозор учащихся.

Использование информационных технологий
является важным условием для успешного процесса
обучения истории. Для человека, живущего в рамках
современной цивилизации характерно стремление к
визуальному восприятию информации. Зрительная и
знаковая информация преобладает над текстовой и
содержит здоровьесберегающий фактор. Применение
в процессе обучения мультимедийных технологий
облегчает процесс запоминания, повышает уровень
мотивации учащихся, создает условия для
динамичного образования, развивает
образно-иллюстративное мышление, что позволяет
«погрузить» ученика в обстановку
определенного времени, эпохи. Электронные
пособия реализуют идеи индивидуального и
дифференцированного обучения.

В современном уроке карикатура может занять
достойное место в ряде тем, посвященных истории
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., так как
через художественное восприятие данных
произведений можно проследить историю событий
войны, увидеть идеологическую и политическую
основу сюжета эпохи определенного периода войны,
проследить хронологию событий военных лет.
Особое место занимала карикатура, так как в
суровые годы войны юмор вселял уверенность,
придавал силы, поощрял, направлял советский
народ к Победе.

Использование карикатуры на уроке истории по
данной теме носит метапредметный характер.
Данный жанр позволяет соединить знания не только
по истории, но и по мировой художественной
культуре, литературе, географии. Связь с мировой
художественной культурой знакомит учащихся с
авторами художественных произведений, с
направлениями культуры, особенностями жанра
карикатуры. В изложении темы учитель обращает
внимание на форму изобразительной сатиры, ее
содержание (юмор, сатира, шарж), технику и жанр
исполнения (графика, иллюстрация, плакат),
область применения (открытки, иллюстрации).
Существует определенная взаимосвязь литературы
и истории, так как основу изложения составляют
документальные материалы, хроники событий,
воспоминания авторов, сводки времен Великой
Отечественной войны. Представленные в жанре
карикатуры произведения позволяют учащимся
проследить географию исторических событий.

Карикатура — визуальный источник, основанный на
юморе и или иронии Карикатуры – чрезвычайно
выразительный визуальный источник. Юмор и ирония
помогают автору выразить идеи, которые подчас
небезопасны или неразумны с политической точки
зрения. Ценность карикатур для историка
заключается в том, что они отражают
умонастроения людей определённого времени. Они
представляют проблемы современности в форме
беглых зарисовок.

Необходимо учитывать, что
художник-карикатурист исходит из того, что его
зрители полностью знакомы с проблематикой,
которой посвящена его работа. Из-за своей
метафоричности и многозначности, карикатура как
источник часто требует дополнительного
пояснения. Это требует от учителя дополнительной
подготовки.

Что касается исторической интерпретации, важно
понимать, что художник-карикатурист
исключительно редко остаётся беспристрастным, а
в его задачи входит представить главное – свою
точку зрения. С помощью художественных средств
он создаёт положительное или отрицательное
впечатление, часто основанное на стереотипах.



Работая с карикатурами, необходимо
придерживаться следующих правил:

Описание:

  • Опишите образы, персонажей, задний план.
  • С помощью каких художественных созданы эти
    образы и персонажи.

Интерпретация:

  1. Посмотрите на время создания карикатуры. Какому
    событию и какому времени она посвящена?
  2. Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это
    реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую
    они играли в то время и в тех событиях, которые
    сопровождали появление карикатуры.
  3. Определите, какие символы использовал художник?
    Почему он к ним обратился?
  4. Какое отношение к персонажам – положительное
    или отрицательное – выражает карикатура?
  5. Как интерпретирует карикатура персонажей?
    Согласны ли вы с ней?
  6. Каковы идеи и политическая позиция автора? Как
    бы вы их определили?
  • Что вы знаете из других источниках о событиях,
    которым посвящена карикатура? Как ваше знание
    взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря
    карикатуре?
  • Проанализируйте какую-либо карикатуру из
    учебника.
  • Какова главная идея данной карикатуры?
  • Что именно высмеивает данная карикатура
    (внешность политического деятеля его поведение,
    политическое событие или явление)?
  • Если на карикатуре изображен политик или группа
    людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство
    данная карикатура?
  • Определите, сторонником какой политической
    идеологии является автор данной карикатуры? Свой
    ответ аргументируйте.
  • Определите, на какую социальную группу
    рассчитана данная карикатура? Ответ
    аргументируйте.
  • Выразите свое собственное отношение к главной
    идее данной карикатуры.

Подумайте, с какой целью была создана эта
карикатура (обидеть изображенного на ней
политика, указать на его существенные ошибки,
возбудить общественное недовольство, высмеять
негативное политическое явление и т.п.).
Аргументируйте свою точку зрения.

Как отмечает Ю.Е. Барлова, в процессе
преподавания исторических курсов использование
карикатур сводится в основном к иллюстрации и
подтверждению мыслей и идей, проводимых авторами
учебных и методических пособий [1]. В то же время
исследовательница отмечает, что карикатура
представляет собой полноценный исторический
источник, с помощью которого возможно, даже порой
лучше, чем из письменного источника, понять
историческую ситуацию, настроение людей и т. д. [1].



Е.Ю. Барлова предлагает технологию работы с
карикатурой. Согласно этой технологии, школьники
должны определить:

а) героев, чьё изображение “зашифровано”;

б) зашифрованные черты характера, действие этих
героев или положение в котором они находятся
(например, что имеется в виду, если на лице
политика карикатурист изображает усики Гитлера
или венчает голову человека треуголкой
Бонапарта);

в) уметь узнавать в символах и графических
метафорах пословицы, поговорки, идиомы и
популярные выражения;

г) находить “вербальных партнёров” для
графических символов, “переводить” тем самым с
“визуального языка” на “вербальный” и
составлять словесный аналог графического
послания карикатуры [1].

Карикатуры – это тот источник, который с
гротескной силой демонстрирует те или иные
объекты и отношение к ним людей той или иной
эпохи. Все это можно использовать весьма
продуктивным образом в решении задач
образования. Например, на занятии по теме
“Вторая мировая война” мы использовали
вышеописанную технологию работы с карикатурами.

Все предложенные нами карикатуры были поделены
на три группы:

1. Советские карикатуры (“Беспощадно разгромим
и уничтожим врага” 1941 г; “В Москве калачи, как
огонь горячи”; “Били мы врага копьём, били мы
врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём
врага, где обнаружим”; “Брехомет (Окно ТАСС
№625)”; “Громовой удар”; “Клещи в клещи”)

2. Американские (“Отмстим Перл Харбор”);

3. Немецкие (“Сомнем большевизм”).

Школьники получили задание:

1. Озаглавьте карикатуры, и определите, в какой
стране они были созданы.

2. Какие исторические события изображают данные
карикатуры?



3. Почему, по вашему мнению, карикатуры называют
“идеологическим оружием”?

Отвечая на предложенные вопросы, ученики
сделали вывод об идеологических установках
воюющих сторон, о субъективности их восприятия,
об элементах ментальности каждого народа в
рассматриваемую эпоху. Так, советский воин на
советских карикатурах обязательно предстает в
образе освободителя, а фашист на немецких – в
виде могучего рыцаря, перед которым трепещет вся
Европа. Война активизирует патриархальный
стереотип, в рамках которого мужчина
воспринимается как защитник или великий
завоеватель, но в любом случае, как надежда и
опора нации.

Таким образом, работа с историческими
источниками способствует усвоению знаний, а
также развитию умений и навыков
самостоятельного анализа, обоснования своей
точки зрения, которые также являются
необходимыми компонентами политической
культуры.

Презентация.

Использованная литература.

1. Барлова Ю.В. Использование политической
карикатуры как источника на занятиях со
студентами исторического факультета”
Ярославль,2005г. с.317

2. Вагин А.А. “ Методика обучения истории в
школе” Москва 1985.

3. Голиков А.Г. Рыбачёнок И.С. “Смех-дело
серьёзное.Россия и мир на рубеже xix-xx веков в
политической карикатуре”Москва 2010.

4. Иванова К.А. Иванова Л.Н. “Карикатура в борьбе
с врагом” Презентация на фестивале
педагогических идей “ Открытый урок” 2012.

5. Рыбаков С.Д. “Способы организации работы с
иллюстративным материалом на уроках истории”

6. Рыбаков С.Д. Иванова В.В. “Политическая
карикатура и плакат на уроке истории в 9 классе”
“Преподавание истории в школе” 2007г. № 8

7. Фищев А.А. “В зеркале истории” Москва 2000.




Следующий: