Исторический брейн-ринг. Методика составления и применения схем и таблиц на уроках истории


Цели урока:

-

на основе полученных знаний повторить пройденный материал о древнем и
суверенном Казахстане;

-

выяснить готовность учащихся анализировать события;

-

с помощью применения игровой методики дать правильную оценку прошедшим
событиям и развить познавательный интерес в изучении истории.

Тип урока:

повторение пройденного материала.

МПС:

казахский язык и литература, всемирная история, информатика.

Оборудование:

мультимедийный проектор, электронный раздаточный материал
по теме “Жизнь и занятия древних людей”, презентация, индивидуальные и групповые
задания, тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент.



Эпиграф.



На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
С высоких гор до теплых рек
Раскинулась она.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
Ее мы Родиной зовем,
А Родина одна.


Учитель:

Уважаемые ребята, у нас сегодня будет необычный урок – урок
брейн-ринг, это означает, что вам понадобятся все силы и знания, для того, чтобы
завоевать титул самой умной и эрудированной команды. Итак, начинаем. В добрый
путь!

Презентация

I тур. Визитная карточка команды. Разминка – кто быстрее?

Учитель раздает раздаточный материал.

Задача – ответить правильно и быстро на 5 тестовых задания по истории
древнего мира.

1. Временные рамки палеолита.

А) 2,6 млн. лет до н.э. – 12 тыс. лет до н. э;

В) 3 млн. лет до н.э. – 140 тыс. лет до н. э;

С) 2.6 млн. лет до н.э. – 40 тыс. лет до н.э.;

Д) 800 тыс. лет назад – 12 тыс. лет назад;

Е) 3 млн. лет назад – 10 тыс. лет назад.

2. Когда на Земле наступило резкое похолодание:



А) 150 тыс. лет назад;

В) 100 тыс. лет назад;

С) 50 тыс. лет назад.

Д) 2 млн. лет назад;

Е) 10 тыс. лет назад.

3. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай:

А) в Северном Казахстане;

В) в Челябинской области;

С) в Восточном Казахстане;

Д) в Южном Казахстане;

Е) в Центральном Казахстане.

4. Свидетельством существования у древних людей культа матери – земли и
материнского рода, являются найденные:

А) статуэтки женщин;

В) орудия труда;

С) письмена;

Д) ювелирные изделия;

Е) останки.

5. Начало освоения производства бронзовых изделий на территории Казахстана
относится к периоду:

А) 2,6 млн. лет до н.э.;

В) 40 тыс. лет до н.э.;

С) сер. 2-го тыс. до н.э.;

Д) 7 тыс. до н.э;

Е) 3 тыс. до н.э.

Ключ: 1. А; 2. В; 3. А; 4. А; 5. С.

II тур. Историческая викторина “Что? Где? Когда?”

Участникам предлагаются 10 заданий и блиц – 3 задания по
истории древнего мира и Казахстана. Задачей учащихся является дать правильные и
содержательные ответы на вопросы интерактивной викторины.

1. Назовите хронологические рамки эпохи камня – палеолита?

Ответ: Эпоха камня – палеолит, самый продолжительный период в
истории.

Он охватывает историческое время – 2,6 млн. лет до н.э. – 12
тыс. лет до н.э.

2. Где и когда впервые были обнаружены останки древнего
человека?

Ответ: В Кении 1 млн. 750 тыс. лет назад.

3. Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо, названное.

Ответ: Пиктографией.

4. Прототипом казахской юрты считается.

Ответ: Круглое жилище андроновцев.

5. Основной вид хозяйства в эпоху бронзы.

Ответ: Скотоводство.

6. Гарпун – это?

Ответ: Гарпун – это орудие труда, для ловли рыбы.

7. Кто такой питекантроп, где впервые были обнаружены его останки?

Ответ: Питекантроп – это один из древнейших людей на Земле, его останки
впервые были обнаружены на острове Ява в Юго-Восточной Азии.

8. Что означает понятие нуклеусы?

Ответ: Нуклеусы – обработанные с двух сторон большие камни. Из них люди
выделывали скребки, рубила и другие орудия труда.

9. Родовая община – это?

Ответ: Родовая община – это постоянный устойчивый коллектив родственников,
имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих
хозяйство. Он появился в период формирования “человека разумного”, около 40–30
тыс. лет назад.

10. Тотемизм – это?

Ответ: Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь и кровную близость
данной родовой группы, с каким-либо животным, которое считалось родоначальником,
покровителем рода.

Блиц.

Как назывался первоначальный коллектив людей? (Человеческое стадо)

  • Первые орудия труда? (Палка – копалка, заостренный камень, дубина)
  • Микролиты – это? (Мелкие каменные орудия труда длиной 1-2 см)
  • III тур. Решить чайнворд

    Задача: найдите 7 слов. Соедините слова по значению. Проверка аналитического
    мышления учащихся, на основе решения исторических понятий.

    1. Первое орудие труда человека.
    2. Союз кровных родственников.
    3. Наряду с камнем первобытный человек использовал.
    4. Медь и … привели к появлению бронзы.
    5. Новокаменный век.
    6. В период мезолита это изобретение использовали для охоты на мелких
      животных.
    7. Техника обработки камня.

    Р У Б И Л О
    О Н С М О Л
    Д Е Р Е В О
    Л О Ю Т У В
    И Ь Ш У Ш Ь
    Т С В А К И

    Ответы: род, рубило, неолит, ловушки, олово, ретушь, дерево.

    Учитель:

    Молодцы ребята, а сейчас мы плавно перейдем из древности в
    современность, как? Сейчас увидите.

    IV тур. Верно или ошибочно?

    Задача – дать доказуемые правильные ответы, на поставленные вопросы.

    1. Первый человек появился на территории Казахстана 1 млн. лет до н.э.?

    2. Эпоху неолита называют – эпохой “глиняных горшков” ?

    3. Энеолит – это время появления железа?

    1. Анимизм – это вера в существования духов?
    2. Бронза – это сплав меди и золота?
    3. Казахстан – страна мира?
    4. По численности населения Казахстан занимает 50 место в мире?
    5. На суше протяжённость границ Казахстана составляет 15 тысяч
      километров. Граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией.
      Протяжённость водных границ (по Каспийскому морю) равна 1,5 тысячам
      километров?
    6. Астана – столица Казахстана с 1991 года?

    16 декабря 1991 г. года Верховным Советом Республики Казахстан был принят
    Конституционный закон «О государственной независимости Республики».

    Учитель: Дорогие ребята мы не случайно, сегодня говорим о
    современной истории нашей республики. Этот год проходит в рамках 20-летия мира и
    согласия в нашем государстве, это очень важная дата для нас. За 20 лет мы
    добились мира, благополучия, экономического процветания. Всех поздравляю с
    наступающим праздником, а итоговый тур мы назвали –

    Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу.

    V тур – Конкур капитанов. Поэтический…

    Ученица читает стихотворение на родном языке “Туған өлкем”:

    Көгінде күн нұрын төккен,
    Жерінде гүл жұпар сепкен.
    Неткен сұлу, неткен көркем,
    Осы менің туған өлкем !

    Алтын дәнді даласы бар,
    Ақ күмістей қаласы бар.
    Неткен сұлу, неткен көркем,
    Осы менің туған өлкем!

    Ер еңбегі шалқып, тасқан.
    Ел еркіндей бақыт тапқан.
    Неткен сұлу, неткен көркем,
    Осы менің туған өлкем!

    Подведение итогов урока-игры. Выставление оценок. Награждение победителей
    конкурса.

    Использованная литература

    1. Асфендияров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. -
    Алма-Ата, 1993.

    2. Байпаков К.М. История древнего Казахстана. — Алматы, 1996.

    3. Кан Г. История Казахстана – Алматы, 2000.

    4. Т.С. Садыков, А.Т. Толеубаев, Г.Халидуллин, Б.С. Сарсекеев.

    5. Учебник 6 класса. История древнего Казахстана Алматы. 2011.

    Интернет ресурсы:

    1. http://evolbiol.ru/human.htm
    2. http://e-parta.ru/index.php/ancient-history/1726-2011-03-21-07-10-03.html
    3. http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/kazakhstan_independence.shtml

    Презентация




    Следующий: