Исторические выставочные экспозиции в школе


Выставочные экспозиции в школе по истории и
краеведению играют большую роль в развитии
мировоззрения учащихся. Наглядные средства
обучения помогают в организации учебного
процесса, изучения конкретного и избирательного
материала. Работа, связанная с выставочной
экспозицией, даёт возможность учащимся раскрыть
свой творческий потенциал, умения и навыки,
полученные в ходе обучения.

Чтобы выставка пользовалась у учащихся
вниманием и была полезной, необходимо учитывать
её актуальность и современность.

Для этого необходимо учитывать этапы её
создания:

1. Составление тематического плана экспозиции,
создание подтем и выделение узких вопросов;

2. Сбор экспонатов, определение
последовательности размещения экспонатов;

3. Создание и поиск научно-вспомогательных
материалов и текстов.



Возможно, что второй этап сработает на
опережение: ряд предметов, попавших в руки
учащихся и учителя, возможно и родителей
учащихся, подскажут тему будущей экспозиции и
направят работу группы заинтересованных
учащихся.

Школьную выставочную экспозицию можно
разместить на небольшой площади. Это может быть
часть класса-кабинета истории или краеведения,
рекреация, примыкающая к кабинету, коридор,
актовый зал.

При выборе места выставочной экспозиции
необходимо учитывать художественные,
педагогические и психологические факторы,
усиливающие её воспитательно-познавательное
значение.

Выставочная экспозиция в школе способствует
развитию различных видов деятельности учащихся:

1. Поисково-исследовательская деятельность -
поиск предметов истории, сведений о них, описание
предметов будущей экспозиции, сопоставление
найденных предметов с известными и определение
их принадлежности к временным параметрам
происхождения.

Создание исследовательской работы.

2. Познавательная деятельность — работа с
источниками, документами, воспоминаниями
современников, создание экскурсий для учащихся
учащимися, проведение уроков;

3. Ценностно-ориентированная деятельность -
философское осмысление учащимися значимых и
исторических событий в истории России;
формирование у учащихся бережного отношения к
историко-культурному наследию отечественной
истории; воспитание гражданской позиции и
патриотизма; формирование потребности в общении
с историко-культурным наследием и бережному
отношению к нему.

4. Творческая деятельность — развитие у
учащихся самостоятельности получения,
использования и применения знаний, изготовление
моделей, макетов, схем, реконструкций и
исследовательских работ. Участие школьников в
тематических олимпиадах, защита творческих
работ.

5. Экспозиционно-выставочная деятельность -
поиск новых экспонатов, подробное изучение и
описание действующих экспонатов; экскурсионная
работа учащихся на базе действующей выставочной
экспозиции; проведение классных часов,
проведение уроков, участие в семинарах; создание
тематических презентаций для учащихся
учащимися.

В своей работе я использую методику
выставочных экспозиций по истории как временных,
так и постоянных.

К постоянным выставочным экспозициям
относятся:

1. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Блокадный Ленинград».

2. «Очарование Старой Ладогой».

К временным выставочным экспозициям
относятся:

1. «Занимательная филателия»;

2. «Мир нумизматики»;

3. » Святослав Рерих — великое наследие
художника и философа», совместно с Центром
научного исследования наследия С.Н.Рериха;

4. «Прикладное искусство Северо-Западного
региона» и др.

В истории России много тайн и множество
любопытных, интересных событий. Они привлекают
внимание не только серьёзных исследователей, но
и учащихся. Тем более учащихся! Познавая историю
своего государства, детей интересуют разные
темы. Опираясь на интерес учащихся, я организую
выставочные экспозиции по предмету история.
Школьников волнует судьба родины, её истоки,
обновления в стране и обществе. Учащиеся верят в
своё предназначение и хотят творить, познавать,
участвовать и вовлекать своих сверстников в свою
деятельность.

Школьники сами подсказывают темы выставок,
находят исходный материал, готовят выставку,
разрабатывают с моей помощью экскурсии по
экспозициям для учеников школы.

Самыми благодарными слушателями всегда были
ученики начальной школы. Их широко раскрытые
глаза, внимание, вопросы, заставляют
экскурсоводов ответственно делать эту работу.
Они в ответе не только за будущие знания младших
школьников, но и ответственность за формирование
у них интереса к истории нашей страны и своего
региона. Старшеклассники с некоторым удивлением
и всегда с уважением общаются с экскурсоводами
средней школы, понимая, каким объёмом устойчивых
знаний они обладают.

Взаимосвязь на таком уровне всех учащихся
школы дорогого стоит и для обучения, и для
воспитания подрастающего поколения.

Активное участие в организации выставочных
экспозиций по предмету история принимают
родители учащихся. Они приносят фотографии,
письма, предметы, документы, книги для выставок;
составляют вместе со своими детьми
сопровождающие тексты, живо интересуются ходом
работы учащихся в данной сфере деятельности.
Родители охотно приходят на открытие выставок и
Круглые столы с учащимися. Принимают участие в
награждении школьников грамотами за
исследовательские и творческие работы,
проведение экскурсий, подготовку и поддержание
выставок в течение всего периода экспозиции.

Особенно популярна постоянная выставочная
экспозиция посвящённая зарождению, развитию и
исследованию Старой Ладоги.

Интерес к этой теме обусловлен развитием
истории Северо-Западного региона, раскопок в
Старой Ладоге, её месторасположением в 125 км от
Санкт-Петербурга. Некоторые мои учащиеся
принимали участие в археологических экспедициях
профессора Кирпичникова Анатолия Николаевича в
Старой Ладоге. Учащиеся дополнительного
образования изучают Старую Ладогу на моём
факультативе «Очарование Старой Ладогой» по
материалам исследований А.Н.Кирпичникова и
Ю.А.Сякова — историка, журналиста и публициста.
Юрий Александрович Сяков дал толчок нашему
исследованию теории Старой Ладоги как первой
столицы династии Рюриковичей. Его
историко-публицистическая деятельность по
Ладоге, его знания и поиск фактов в
сотрудничестве с А.Н.Кирпичниковым оказали
огромное влияние на моё и мнение учащихся
относительно данной версии, которая требует
дальнейшего исследования. Знания в этой области
истории и краеведения воспитывают бережное и
уважительное отношение к памяти и памятникам
староладожской земли. Крепость Старая Ладога,
храмы и монастыри Ладоги, политические деятели
староладожской земли вызывают неподдельный
интерес и желание изучать историю развития
Ладоги. «Это удивительная земля!»,- говорил
Ю.А.Сяков; «Ладога очаровывает!»,- подтверждал
А.Н.Кирпичников и эти справедливые утверждения
вселяют в нас, меня и моих учеников, уверенность в
изучении и распространении знаний о тайнах и
секретах Старой Ладоги.



К постоянной выставочной экспозиции относится
выставка: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Блокадный Ленинград». Она создана совместно с
поисковым отрядом нашего муниципального округа
«Северный». Выставка пополняется экспонатами,
мы проводим праздники в Боевом зале, встречаем
ветеранов и проводим совместные мероприятия с
учащимися. Знания ветеранами уже ушедшего ХХ
века дают нам представления об эпохе в целом и
поэтому уже историчны. Такое общение интересно,
познавательно, особенно сегодня, когда некоторым
хочется переписать историю государства или
забыть отдельные события, пусть и не самые
лучшие. Помнить нужно всё. Делать выводы и не
повторять ошибок истории.

Временные выставки в нашей школе способствуют
углублённому изучению узких вопросов истории.
Например, таких, как: нумизматика, филателия,
искусство, история филологии и другие
вспомогательные исторические дисциплины.



Администрация школы всегда активно
поддерживает наши научные и творческие поиски,
хотя некоторые проблемы ей хлопотны, например
выделение площадей, но они всегда находятся -
ведь исторические выставочные экспозиции дело
общее, образовательное и воспитательное, которое
может быть вырастит новых исследователей,
учёных, писателей, архивариусов, коллекционеров
и просто образованных людей государства
Российского.




Следующий: