Исторические личности в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Цели урока:

  • дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
  • уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.

Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.

Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России;
общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь,
благородство, верность любви, стойкость.

Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.

Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего
обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и
истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в
раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают
принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка
учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

План урока.

  1. Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка”
    Мятежная слобода.
  2. Введение. Целевая установка учителя
  3. Краткая характеристика истории России XVIII века.
  4. Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами характеристики
    Е.И.Пугачева
  5. Оценка деятельности Екатерины II
  6. Заключение

Ход урока

I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу
калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)

Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость
жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен
и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас
попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло
крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход
от исторического факта к литературным образам.

Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался
прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства
Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, –
писал он.

Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.

I группа – литературоведы , должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева:
какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную
оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей
в живописи, музыке.

Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век
Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение
1
Слайды.)

Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.

Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление
державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому
выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не
смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда
больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144
города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила
чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того
времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась
на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.

Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит
восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины
восстания? И расскажите о пугачевском восстании.

Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением
положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также
государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.

Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в
сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос
за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра
III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой
вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего
Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены
восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль –
август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами.
После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско
Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба
бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В
начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал
А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.

Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл
причины, ход и характер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге
Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и
самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении
нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный характер восстания,
социальная направленность его была ясна для каждого участника.

Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.)
Какого его место в истории? (Историческая справка.)

Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской
станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт:
участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона
на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время
русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский
казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В
своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию
Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры.
Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей
армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил
себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина,
велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра
III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и
вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.

Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем
“изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он
предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой.
Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним
связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:

Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне
замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной
бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его
имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в
кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно,
художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным
воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него
момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза
человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!

Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На
картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно
прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный:
Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо
дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать.
Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так
казнить, миловать так миловать, отпускаю”.

Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным
человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы
подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин
широко использует фольклор.

Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью,
при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и
поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий
ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах,
готовил восстание. А в общении с Гриневым он употребляет такие: “Долг платежом
красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и
правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.

Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье
Петрушу.

Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь
врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева
жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил
Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с
Пугачевым…”

Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает
незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.

Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли
у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии
взято в полон”.

Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении
повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном
Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим
врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?



Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника,
творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III

– Омельяна Пугачева – приговорить ко смертной казни через отсечение головы…

Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он
наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в
живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу
родного народа.

Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?

(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)

Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в
царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке
сада.

Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран,
вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение.
Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе
молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной
II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мрак и вихорь”, здесь
– прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)

Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий,
осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший
наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость,
чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы
вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не
мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго
и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со
знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их –
внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его
нужды, задние мысли и невысказанные желания.

Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой,
спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в
белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её
полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая
улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.

Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить
милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из
оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он –
безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам
расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не
оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я
клянусь именем своих родных : батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария
Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в
невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу
Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.

Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить
Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская
Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана
Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не
выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки
Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Слайд с изображением Екатерины II.

Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем
величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная
личность, целеустремленный человек.

Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с
Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?

На слайде – Герб России.

Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в
один геральдический знак – герб России.

Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия”
проводился интерактивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на
“Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела,
политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.

Комментарий ученика – литературоведа: Александр Сергеевич Пушкин –
великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой
проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие,
многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.

Он стал родоначальником великой русской классической литературы, которая
сильна и прекрасна своей тесной связью с освободительным движением, подлинной
народностью, верой в творческие силы народных масс. Пушкин явился и
основоположником современного русского литературного языка. “Пушкин у нас –
начало всех начал”, – утверждал Алексей Максимович Горький.

Комментарий ученика – историка: Великая Екатерина Вторая . Я хотел бы
сказать, что Екатерина Вторая – все – таки дочь 18 века. Это был удивительный
век, его недаром называют веком Просвещения. И она очень большое внимание
уделяла просвещению в самом широком смысле этого слово. Она читала произведения
Платона, Плутарха, Тацита, труды французских просветителей Монтескье и Вольтера,
также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Екатерина II была
тонким психологом, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и
талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой
плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников,
музыкантов. Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его
антигуманным. Однако сделать что – либо в этой области она не решалась из – за
боязни дворянского бунта и очередного переворота. Внешняя политика Екатерины II
ознаменовалась территориальным расширением Российской империи. Правление
Екатерины вошло в историю как время бурного градостроительства и многих
начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерининская Россия стала
полноправной участницей европейской системы государств.

Итоги к уроку. Рефлексия трех групп.

Ученик – искусствовед: Группа наша выступала с точки зрения
искусствоведов, мы описывали портреты исторических личностей, созданных
художниками разных времен. По внешнему виду можно определить личность человека?
Разумеется, можно! Например, Екатерина Вторая изображена сильным, волевым, умным
человеком, а Пугачев обрисован истинным вожаком, руководителем народных масс.
Определяли музыкальный образ, я, например видела в мелодии образ прекрасного
утра, свежий воздух, вековые деревья, на зеркальной глади пруда – отражение
величественного лебедя.

Ученик – историк: Наша группа – группа историков изучая крестьянскую
войну Е.И.Пугачева, расширили знания об Екатерине II, о Е.И.Пугачеве, о судьбах
крестьян. Мы самостоятельно изучали пособии, исторические материалы, работали с
картами, сопоставляли и анализировали факты, делали выводы. Восстание Пугачева
показало, что ситуация в стране требует перемен. Следствием Крестьянской войны
стали новые реформы Екатерины II.

Группа – литературоведы: Группа литературоведов работала на основе
повести, рассматривала литературные образы, созданные творческим воображением
гениального писателя. Образы исторических лиц: Пугачева, Екатерины II в
значительной мере обогащены писательской фантазией. Особенно часто автор
останавливается на глазах Пугачева, через взгляд раскрывает характер, настроение
героя. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души. В зависимости от
обстоятельств меняется выражение глаз Пугачева: у него то “сверкающие глаза”, то
он смотрит “пристально”, “грозно”, то “выражением насмешливости”.

В документах, наверное, не было упоминаний о выражении глаз Пугачева, но
читатель нисколько не сомневается в верности пушкинского описания. Такова сила
художественного таланта писателя.

Опираясь на жизненную правду, Пушкин написал произведение, в котором
убедительно и вместе с тем художественно выразительно отобразил эпоху XVIII
столетия, её особенности, её проблемы, её людей, их поступки, поведение,
чувства.

Учитель литературы: Недавно мы смотрели исторический фильм “Тайна Чингис
Хана”. Один мудрец в фильме говорил: “История имеет две грани: правители
оставляют след в истории своими великими делами и свершениями, а история
человеческой жизни всегда остается тайной”.

О чем думал Пугачев, о чем мечтал, от чего страдал – мы же не можем знать, а
гений Пушкина в его образе показал нам образ живого человека с его характером,
поведением, поступками, чувствами, мыслями.

В этом сила искусства, в этом сила литературного слова.

Комментирование оценок.

Приложение 2. Александр Невский.

Использованная литература.

  1. Мастерство русских классиков Сборник. Советский писатель. М.1987.
  2. Русские писатели. Библиографический словарь М.П; 1990.
  3. “Учитель: творение я”. Якутск. 2001.
  4. Козлов С.А.Земледелие есть главный труд. – Первое сентября. 2009,
    № 22.
  5. Школьная энциклопедия. История России XVIII–XIX века. М. Олма Пресс
    2003.
  6. Наш летописец. Екатерина II. – Первое сентября.2009, № 8.



Следующий: