Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья

Цель:

создать условия для понимания
учащимися особенностей формирования феодальных
отношений в Средневековой Руси.

Задачи:

  • раскрыть сущность дискуссий по проблемам
    российского Средневековья
  • рассмотреть и проанализировать сущность
    различий в характере протекания
    социально-экономических процессов на Руси и
    странах Западной Европы;
  • определить и раскрыть основные факторы,
    оказавшие влияние на формирование феодальных
    отношений в России и в дальнейшем на ход
    российской истории;

По итогам урока учащиеся должны:

I. Овладеть знаниями:

  • взглядах историков на генезис феодальных
    отношений на Руси;
  • процессов формирования феодальной
    собственности Русского государства.

П. Закрепить умения:

  • оценивать, соотносить единичные исторические
    факты и общие явления;
  • сравнивать исторические явления, определять в
    них общее и особенное;
  • определять и выстраивать причинно-следственные
    связи;
  • делать обобщения.

III. Формировать компетенции:

  • уметь работать с документами, осуществлять
    поиск информации в одном или нескольких
    источниках;
  • занимать позиции в дискуссиях через развитие
    умения характеризовать взгляды авторов
    различных исторических концепций, высказывать
    суждения о подходах, лежащих в основе отдельных
    оценок;
  • организовать взаимосвязь своих знаний,
    упорядочить их через составление логических и
    сравнительных таблиц.

Опорные знания:

Деятели: Б.Д. Греков, В.О. Ключевский, Н.П.
Павлов-Сильвинский, Р. Пайас, М.Н. Покровский, И.Я.
Фроянов, Л.В. Черепнин.

Понятия:

барщина, вассально-ленные отношения,
вотчина, генезис, оброк, община, сеньория, смерды,
факторы самобытности, феодализм, феодальное
землевладение, феодально-зависимое население,
эволюция,

План

  1. Дискуссии в среде историков о генезисе
    феодальных отношений на Руси.
  2. Специфика социально-экономических черт
    феодализма в русском государстве по сравнению со
    странами Западной Европы.
  3. Факторы самобытности российской истории.

Методические приемы и формы организации
учебной деятельности:

На изучение данной темы отводится два
академических часа. Для полного освещения
проблемных вопросов рекомендуется повторить к
уроку материал темы: “Средневековая цивилизация
Европы”. [1, 80]

Урок целесообразно провести в форме школьной
лекции с элементами беседы и постановкой
проблемных вопросов.

Учитель предлагает определить значение
ключевых понятий темы “генезис” и “феодализм”,
используя “Толковый словарь русского языка”
С.И. Ожегова.

Ученики зачитывают вслух определения,
записывают их в тетрадь.

Учитель продолжает урок с создания проблемной
ситуации. Ученикам предлагается рассмотреть
противоречивые теории, точки зрения историков.
Это позволяет столкнуть разные мнения учеников и
провести урок, целью которого станет решение
проблемных задач.

В своем вводном слове учитель излагает
проблемную ситуацию.

Многие проблемы российского Средневековья
носят дискуссионный характер. Одной из них
является проблема генезиса феодальных отношений
на Руси.

Прошу проанализировать высказывания историков
Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина об основных признаках
феодальной системы и сравнить их с мнением
историка И.Я. Фроянова о существе феодального
строя в Древней Руси.

Ученики работают с материалами учебника и
выписывают точки зрения известных российских
историков, структурируя материал в форме тезисов
и располагая альтернативные мнения параллельно
друг другу.

Признаки феодальной системы на Руси


Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин И.Я. Фроянов
Киевская Русь являлась феодальным госу-
дарством;

существовала крупная феодальная
земельная собственность (вотчина);

верховный собственник земли- княжеская власть;

земля вотчины отрабатывалась трудом зависимых
крестьян.

сомнение в существовании феодального
строя в Древнерусском государстве;

незначительный
уровень развития крупного земледелия в X – XII вв.;

в основе социально-экономической жизни
древнерусского общества лежала не частная
земельная собственность, а землевладение
свободных крестьян-общинников.

Учитель ведет диалог с учениками, побуждающий
их к осознанию противоречия и формированию
учебной проблемы.

Учитель: Итак, сколько, по вашему мнению,
представлено точек зрения на генезис феодальных
отношений на Руси?

Ученики: Два основных взгляда, две точки зрения.
Л.В. Черепнин только развивает позицию Б.Д.
Грекова.

Учитель: Как можно сформулировать основной
вопрос?

Ученики предлагают разные варианты. Учитель
подводит их корректирующими вопросами к
следующей формулировке: каковы особенности
феодальных отношений в российской истории?

Переходя к освещению второго вопроса, учитель
просит найти наглядную форму изложения
материала, характеризующую уровень феодализации
Руси.

Ученики предлагают изложить материал в
сравнительной таблице, используя признаки
феодализма, выделенные историком М.Н. Покровским,
в качестве линий сравнения и проявления черт
феодализма в странах Западной Европы и
Средневековой Руси.

После обсуждения учащиеся заполняют таблицу.

Уровень развития феодальных отношений в
странах Западной Европы и на Руси в период
средневековья.


Линии сравнения Страны Западной Европы Русское государство
Господство крупного землевладения Сеньория — социальный институт
средневековья
Землевладение крестьян-общинников
(Х-ХИвв)
Наличие частного права на землю Полная наследственная собственность Только в к. XII- начале XIII вв в северных
княжествах появился “князь-вотченник -
наследственный оседлый землевладелец” (В.О.
Ключевский)
Связь землевладения с политической
властью
Особая форма государственности,
основанная на передаче верховной власти крупным
земельным собственникам и территориальном
дроблении
Верховным собственником земли был
князь с правом пожаловать вотчину или отнять
(Черепнин)
Наличие иерархии землевладельцев Воссально-ленная иерархия Массовая раздача поместий началась
только при Иване III, т.е. во II половине XIV в.
Наличие зависимых крестьян как
основной рабочей силы
С к. XII — начала XIII вв идет процесс
освобождения крестьян; они получают личную
свободу не обладая собственностью на землю
В XIV-XV вв в Северо-восточной Руси
существовали еще свободные общины, но процесс
закрепощения крестьян начинается с к. XV в.

После анализа таблицы учащимися формируется
вывод: в отличие от феодальных процессов в
странах Западной Европы, особенностью русского
исторического процесса является длительное
отсутствие развитой частной собственности на
землю и феодально-зависимого населения. Процесс
закрепощения свободных крестьян начался тогда,
когда на Западе крестьяне имели личную свободу.

Переходя к третьему вопросу, учитель просит
предположить, чем обусловлены особенности
становления и развития феодализма на Руси?

Учащиеся называют природный, географический,
внешнеполитический, культурный факторы.

Учитель предлагает подтвердить эти
предложения в ходе работы под таблицей “Факторы
самобытности российской истории”, используя
карту Средневековой Руси и материалы учебника [1,
110-113]

Факторы самобытности российской истории


Факторы самобытности Их проявления Их влияние на исторический
процесс
Природно-климатические особенности
России
Северо-восточные земли -центр
формирующейся Московской Руси — это зона
сплошных лесов, переходящих на юге в огромные
степные пространства. Они характеризуются
суровыми климатическими условиями; земли мало
пригодны для сельскохозяйственных работ. Сезон
сельскохозяйственных работ длится 5-6 месяцев, на
севере до 4 месяцев
- колоссальные затраты на ве
дение сельского хозяйства;

- формирование
традиций кол
лективного труда, что обусло
вило чрезвычайную устойчи
вость общинных институтов и
стало препятствием для разви
тия частной собственности кре
стьян на землю;

- воспитание национального ха
рактера русских людей с выс
шей ценностью понятий кол
лективизма, справедливости,
социально равенства.

Открытость внешних границ, отсутствие
морей и гор как естественных границ
Постоянная угроза внешних вторжений.
Требование огромных усилий по обеспечению
безопасности
- появление государственной
власти у восточных славян;

- дальнейшее
возрастание роли
государства в жизни общества.

Пространственная протяженность страны:
наличие неисчерпаемых возможностей для развития
земледелия
Освоение новых территорий, колонизация
их крестьянами, земледельческим населением.
Сложившийся изначально тип земледельческого
производства и крестьянческого хозяйства был
стабильным и воспроизводился на осваиваемых
новых землях
Экономический прогресс выражался в
экстенсивном освоении осваиваемых земель.
Отсутствие перенаселения не создавало стимулов
для перехода от традиционных, экстенсивных форм
ведения хозяйства к новым, более эффективным
Отток населения на окраины На окраинах формировались
оппозиционные элементы. Окраины стали центрами
антиправительственных выступлений. Крестьяне
строили свою жизнь на основе традиционных
общественных идеалов
“Оппозиционность сводилась к поискам
лучшего царя”, а не к разрушению сложившейся
системы
Наличие торгового пути “из варяг в
греки”, между Северной и Южной Европой
Заселение восточными славянами опорных
точек данного пути;превращение узловых пунктов
этого пути Новгорода и Киева в богатейшие
торговые центры
Этот путь включил славян в орбиту
культурного влияния Византии

Анализ факторов позволит учащимся прийти к
следующим выводам:

  • современная российская историография не
    склонна отождествлять Средневековую Русь с
    феодальной;
  • феодальный способ производства начинает
    формироваться лишь в период раздробления
    Древнерусского государства;
  • феодальные элементы в экономике и социальном
    строе России присутствовали до начала XX века;
  • несмотря на то, что основные черты феодализма
    присутствовали в России, но “в разное время, в
    разном месте и никогда — в системном виде” [1, 113].

Отечественные медиевисты считают, что историю
средневековой России можно условно разделить на
три основных периода, укладывающихся в целом в
традиционные представления об эволюции
средневекового государства и общества: раннее
Средневековье — Древнерусское государство
(Киевская Русь), расцвет Средневековья — удельная
эпоха, позднее Средневековье — Московское
царство. [1, 113].

Домашнее задание: §12, стр. 109, 110.
Выделить разные подходы историков на характер
древнерусского государства.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилов А.А. Россия и мир: древность.
    Средневековье. Новое время: учебник для 10 класса
    общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.
    Косулина, М.Ю. Брандт.-Зе издание-М.: Просвещение,
    2007.
  2. История России. Теории изучения. Книга первая. С
    древнейших времен до конца XIX века. Учебное
    пособие./ под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург;
    Изд-во “СВ-96”, 2001.
  3. Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и
    Южного Урала в панораме веков./Синхронистические
    очерки по истории этнокультурного и
    политического взаимодействия с начала новой эры
    до второй половины XVI века. — Казань: Магариф, 1995.
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с
    древнейших времен до конца XVII века: Учебн. Для 10
    кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н.
    Сахарова. — 5е изд. — М.: Просвещение, 1999.

СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Вяземский Е.Е., Сидрелова О.Ю. Методика
    преподавания истории в школе:
    Практ. Пособие. -М.: гуманитарный издательский
    центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или как
    открывать знания с учениками. Пособие для
    учителя. — М., 2002.
  3. Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь
    русского языка: 80000 слов и фразеологических
    выражений / Российская академия наук. Институт
    русского языка им. В.В. Виноградова. — 4е издание,
    дополненное. — М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.
  4. Россия и мир: 10 класс: методические рекомендации
    / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, M.Ю. Брандт, П.А.
    Баранов. — М.: Просвещение, 2006.
  5. Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа
    школьного курса по истории русской культуры XI-XIX
    вв. -М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998-208с.
  6. Сборник документов по Истории России с
    древнейших времен до второй четверти XIX века. Для
    семинарских и практических занятий. Центр
    гуманитарных исследований Екатеринбург. 1993.

Следующий: