Истоки духовной поэзии? С распространением…


Истоки духовной поэзии?

  • С распространением письменности на Руси, повышением грамотности, появляются и те, кто начинает профессионально заниматься написанием стихов на духовную тематику. Но вопрос о традиции в современной духовной поэзии остается открытым. История духовной лирики насчитывает несколько столетий (не считая церковную литургическую и богослужебную поэзию) . В XVII в. , когда закладывались основы русского стихосложения, духовная поэзия выходит из границ узко церковной литургической традиции и соприкасается с зарождающейся светской литературой. Примером того, что духовная поэзия в то время существует в двух измерениях (светском и религиозном) , служит творчество Симеона Полоцкого (1629 – 1680) и его ученика Сильвестра Медведева (1641 – 1691). Симеон Полоцкий писал преимущественно на книжном, так называемом славяно-русском языке (церковно-славянском) . Подавляющее большинство его произведений не датировано. Из датированных наиболее ранние относятся к 1648 году. Творческое наследие поэта богато и разнообразно. Немало произведений написано им на традиционные церковно-религиозные темы. В некоторых из них поэт затрагивает актуальные вопросы общественной жизни своего времени, проблемы воспитания, образования и многие другие темы. Значительный вклад внес Симеон Полоцкий в развитие стихосложения на восточнославянских землях. Поэт во многом смог преодолеть однообразие и монотонность его звучания, придать ему большую динамичность и легкость, облечь в более совершенную форму. Симеон Полоцкий писал стихи не только на духовную тематику, его перу принадлежат также стихи, в которых он обращается к царю («Стихи к государю царевичу») , где им обсуждаются различные государственные дела («Диалог краткий» ) и вообще жизнь. Но также есть и стихи, написанные на духовную тематику («Стихи на Рождество Христово» , «Стихи на воскресение Христово» и другие) . Сильвестр Медведев – автор многих стихов, нескольких сочинений на богословские темы: «Книги о манне хлеба животнаго» , «Известие истинное православным… » После казни на все сочинения Сильвестра Медведева был наложен строжайший запрет, они были приговорены к уничтожению. По своим религиозно-философским предпочтениям Сильвестр Медведев был последователем Симеона Полоцкого. Особого расцвета духовная поэзия достигает в XVIII в. , когда она, с одной стороны, продолжает отдаляться от церковных канонов, с другой, – вырабатывает новые, литературные. Практически все ведущие поэты того времени «отдали дань» религиозной тематике. Так, у Михаила Ломоносова есть такие стихи духовного содержания «Утреннее размышление о Божием Величии» , «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и другие. В них великий русский деятель показывает себя истинным христианином, преклоняющимся перед своим Творцом. В XIX в. религиозная направленность («сюжетная» , перелагающая события Ветхого и Нового Заветов и переложения-перевода) теряет ведущие позиции. Поэтов больше интересуют жанровые возможности духовной поэзии: исповедь, молитвы. В тот период за исключением нескольких имен, для которых духовная тема была доминирующей (В. Кюхельбекер, Ф. Глинка) , она «рассредоточивается» по всему творчеству, не выдвигаясь на первый план (А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, А. Толстой, Я. Полонский, К. Р. и др.).
  • Нет, не может поэт жить вдали от России, Даже строчки одной написать не осилит. Этот воздух, берёзы наполняют нам душу. Расстояния вёрсты эту общность разрушать. Итальянское небо. море, пальмы, кокосы, Всё прекрасно, но чуждо, мы ж — исконные Росы. Тот, кто душу свою от земли отрывает, Вдохновенья источник теряет.



Следующий: