Исследовательская работа Символика лунного света в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Введение

Поистине классика неисчерпаема. В этом
убеждаешься каждый раз, когда читаешь
классическую литературу.

“Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова, по мнению
многих критиков, самое гениальное произведение XX
века в русской литературе.

Тема исследовательской работы “Символика
лунного света” в романе М.А. Булгакова “Мастер и
Маргарита”

привлекла внимание потому,
что основным художественным приемом в раскрытии
характеров, портретов, философском осмыслении
окружающего мира является антитеза добра и зла.

Актуальность выбранной темы хотим обосновать
тем, что добро и зло — понятия вечные и
неразделимые. И пока жив человек, они будут
бороться друг с другом. Добро будет
“открываться” человеку, освещая ему путь к
истине. Не всегда носителями добра и зла бывают
разные люди, особой трагичности достигает эта
борьба, когда она происходит в душе одного
человека.

Роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
посвящен борьбе добра и зла. Автор создавал свое
завещание, активно используя наследие мировой
культуры. Но традиционные символы часто
приобретали новый смысл в творчестве М.А.
Булгакова. Так произошло и с понятиями “тьмы” и
“света”, ассоциативно связанными со Злом и
Добром. Привычная антитеза в романе
трансформировалась: появилось
противопоставление двух основных образов -
солнца и луны.

В настоящее время рассматриваются в большом
объеме отдельные темы, проблемы, связанные с
романом. А вот символы, символика лунного света в
романе совсем не исследованы.

Цель исследования: выявить, для чего
использует М.А. Булгаков в романе “Мастер и
Маргарита” символику лунного света.

Задачи исследования:

  1. Сравнительный анализ художественных приемов
    Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
  2. Выявление цели использования символики лунного
    света в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  3. Определение функции (роли) символики лунного
    света в романе Булгакова.

Глава I. Литературный обзор

Мы познакомились и изучили критическую
литературу о М. А. Булгакове, о его романе, о
символах-образах.

В своей статье “Завещание Мастера” И.
Виноградов попытался дать объяснение причин, по
которым Булгаков прибег к фантастике, а также
исследовать художественную природу
фантастических образов.

Критический разбор романа поместил и лучший
журнал того времени “Новый мир”,
возглавлявшийся А. А. Твардовским. Обстоятельную
статью поместил в № 66 один из пионеров
Отечественного булгаковедения В. Я. Лакшин.
Сосредоточившись в основном на
морально-этической проблематике романа, критик
тем не менее уделял много внимания
изобразительности булгаковских образов, в том
числе и сатирических. В.Я. Лакшина также
интересовало в его работе удивительное
сочетание разнородных художественных элементов,
давших в булгаковском романе необыкновенный по
силе естественности гармоничный сплав,
уникальный жанр, над загадкой которого до сих пор
ломают головы литературоведы.

М. Чудакова (1988) в статье “Михаил Булгаков:
эпоха и судьба художника” дает пояснения к
роману. Особый комментарий дает главам о Пилате и
Иешуа.

В статье “Мастер и Маргарита” Ерохина Е. Л.
Говорит о ключевых словах и образах. Один из
таких образов романа “Мастер и Маргарита” -
зеркало. Автор говорит о функциях(роли) зеркала в
романе. Главным средством перехода в иномерные
зоны пространства в романе названы зеркала.
Частое упоминание его связывается в романе, как
правило, с событиями особого рода. Зеркала есть
везде, где таинственным образом проявляется или
исчезает свита Воланда, или же происходят
необъяснимые, с точки зрения обыденной логики,
события… Зеркало в повествовании служит чем-то
вроде индикатора чуда: наличие его означает как
бы потенциальную возможность необъяснимых
событий. Для Маргариты, живущей ожиданием чуда,
весь день перед балом полнолуния проходит под
знаком зеркала. “Я верую!” — шептала Маргарита
торжественно… Ее долгое сидение перед зеркалом
с утра — это попытка заглянуть в Зазеркалье, в
потусторонний мир, иными словами, гадание: “Свет
мой, зеркальце, скажи…”

Этот особый мир для некоторых персонажей
романа тоже приоткрывается вначале через
зеркало: “Степа повернулся от аппарата и в
зеркале…отчетливо увидел какого-то странного
субъекта…”

Зеркало в романе, таким образом, оказывается
переходом, связывающим два вида пространства:
обыденное и чудесное. Но зеркало и разделяет эти
два мира, является пограничным постом между ними,
и в этой ситуации даже сверхъестественные
персонажи вынуждены вести себя довольно
примитивно.

Главным средством для перехода в иномерные
зоны пространства в романе названы зеркала.
Однако первый переход в самом начале романа, где
зеркала как будто нет. Вспомним самое древнее
зеркало – гладкую водную поверхность. И
действительно, единственный оставшийся из трех
Патриарших прудов своими очертаниями очень
напоминает громадное прямоугольное зеркало.

Э. Безносов (1997) пишет, что солнечный свет и зной
становятся знаками гибнущего мира. Вспомним, как
пытается закрыться от солнца стоящий на допросе
перед Пилатом Иешуа, как тает сжигаемая солнцем
толпа праздных зевак, пришедших поглазеть на
казнь.

Противоположным по своему символическому
значению образу солнца является в романе образ
луны и лунного света, приносящего покой и
умиротворение или служащего знаком ирреального
мира, “фантастической реальности”. Характерно,
что тема луны возникает буквально рядом с темой
солнца уже в первых главах романа. Так, едва
Воланд закончил свой рассказ о суде над Иешуа,
автор пишет: “Небо над Москвой как бы выцвело, и
совершенно отчетливо была видна в высоте полная
луна, но еще не золотая, а белая” (1т., стр. 43); и
далее скользящий под колеса трамвая Берлиоз
видит “в высоте, но справа или слева – он уже не
сообразил, — позлащенную луну” (1т., стр. 47). В
лунном свете ищут и не находят покоя Мастер и
Пилат, лунный свет омывает тело Маргариты во
время ее полета, причем героине кажется даже, что
они с луной наедине.

Глава II. Материал и методы исследования.

Для исследования нами взят роман М. А. Булгакова
“Мастер и Маргарита”. Роман состоит из II частей,
32 глав, эпилога и 400 страниц.

Произведение писалось в 1929-1940 годах. Впервые
появился роман в журнале “Москва” в № 11 за 1966 и
№ 1 за 1967 годы. Полное издание книги появилось в
СССР в 1973 году.

Мы заметили, что тема “дьяволиады”, начатая Н.
В. Гоголем и продолженная Булгаковым в 20-е годы,
нашла свое завершение в романе “Мастер и
Маргарита”.

При внимательном чтении романа мы находили и
подчеркивали ключевые слова и образы-символы
(гроза, огонь, кровь, вино, солнце и луна,
символика цвета и т.д.) Мы увидели, что эти символы
лейтмотивами проходят через роман, связывая
воедино библейские и современные главы.

Нас заинтересовала символика лунного света в
романе. Мы решили дать свое определение понятию
“Символ” и определить функции (роль) символики
лунного света в романе .

В процессе работы нами были использованы
следующие технологии (методы):

I Метод сравнения (сравнивали
художественные приемы Н.В. Гоголя и М.А.
Булгакова) .

Метод – совокупность приемов, операций
овладения определенной областью практического
или теоретического знания, той или иной
деятельности, способ организации процесса
познания.

II Технология критического мышления
(Рыкун, 1973) :

1. Вызов

На этом этапе работы у нас происходила
актуализация предыдущего опыта и обозначилась
проблема

2. Осмысление.

На этом этапе работы у нас произошел контакт с
новой информацией, ее сопоставление с уже
имеющимся опытом. Мы акцентировали внимание на
поисках ответов к возникшим ранее вопросам.
Обращали внимание на неясности, которые
возникали в процессе работы с новой информацией.

3. Рефлексия.

На этом этапе работы мы целостно осмысливали и
обобщали полученную информацию, анализировали
весь процесс изучения материала, вырабатывали
собственное отношение к изученному материалу.

Глава III. Результаты исследования

Мы изучили критическую литературу о Булгакове,
о его романе.

Сравнив творчество Булгакова и Гоголя, увидели,
что это писатели разных эпох, но в их творческой
манере обнаруживается много общего. Прежде
всего, их объединяет умение переплести в тексте
картины реальные и фантастические, трагедию и
фарс. Оба они не знали себе равных ни в
сатирическом описании дурной действительности,
ни в создании загадочных, мистических картин. Все
это дает основание сравнивать их произведения.
Один из наиболее запоминающихся приемов, который
использует и Гоголь, и Булгаков – реализация
метонимии.

Метонимия – замена одного слова другим на
основе связи их значений по смежности.

В повести Гоголя Нос отделяется от человека и
начинает самостоятельную жизнь. В романе
Булгакова “пустой костюм” подписывает бумаги.
Эти образы приобретают символический смысл: в
бездушном, античеловеческом мире неодушевленный
предмет может устроиться лучше, чем живое
существо, наделенное душой и интеллектом.

Мы увидели, что произведения Гоголя и Булгакова
населены множеством персонажей. Несмотря на их
многочисленность, все они индивидуализированы.
Особую роль в этом играют:

А) Речевая характеристика;

Б) Портрет.

Портрет нередко создается с опорой на одну
важнейшую деталь, значимое сравнение. У обоих
авторов часто встречаются неожиданные,
поражающие читателя сравнения. (У Гоголя : “…в
углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на
пренелепых четырех ногах, совершенный медведь”;
У Булгакова левый глаз Воланда “пустой и черный,
вроде как узкое игольное ухо, как выход в
бездонный колодец всякой тьмы и теней”.)

Перечисленные здесь приемы составляют лишь
малую часть художественного арсенала двух
великих писателей, творчество которых столь
близко по духу и при этом столь неповторимо.

В результате изучения критической литературы
на основе определения, которое дает М. Мещерякова
(2000) “Символ- образ, выражающий смысл какого-либо
явления в предметной форме”, дадим свое
определение символу: “Символ – это ключевое
слово, которое проходит через весь роман,
связывая воедино библейские и современные
главы”. Значение символа подразумевается,
поэтому его восприятие зависит от читателей.
Символ многозначен.

Выявим особенности символа. Особенность
символа состоит именно в том, что ни в одной из
ситуаций, в которой он используется, он не может
быть использован однозначно. Даже у одного и того
же автора, в одном произведении символ может
иметь неограниченное количество значений.
Именно поэтому и интересно для нас проследить то,
как изменяются эти значения в соответствии с
развитием сюжета и с изменением состояния героя.



Теперь познакомимся с функцией символа в науке
и литературе. Функция символа в науке –
познавательная, в литературе – эмоциональная,
эстетическая. Одни общепонятны, общедоступны,
стандартны, однозначны, другие – глубоко
индивидуальны, многозначны.

Определения “Символики” в литературе мы не
нашли. Дадим свое определение этому понятию :
“Символика – это совокупность символов –
предметов”. А теперь определим функции (роль)
символики лунного света в романе. Автор создавал
свое завещание, активно используя наследие
мировой культуры. Но традиционные символы часто
приобретали новый смысл в творчестве Булгакова.
Так произошло и с понятиями “тьмы” и “света”,
ассоциативно связанными со Злом и Добром.
Привычная антитеза в романе трансформировалась:
появилось противопоставление двух основных
астральных образов — солнца и луны.

Мы заметили, что ключевые слова и образы-
символы (гроза, огонь, кровь, вино, солнце и луна,
символика цвета и т.д.)- лейтмотивами проходят
через роман, связывая воедино библейские и
современные главы.

Роман “Мастер и Маргарита” начинается с
изображения мучений от жары, испытываемых
героями: Берлиозом и Бездомным — в первой главе,
Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума
председателя (он жалуется на галлюцинацию),
усиливает страдания прокуратора Иудеи от
приступа гемикрании. Более того, “час небывалого
заката”- это указание на время появления на
Патриарших прудах Сатаны. Удушающий зной
четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана
становится фоном казни Иешуа — страшного греха
Понтия Пилата. Жара оказывается символическим
изображением адского пекла. Обжигающие лучи
солнца напоминают о расплате за содеянное зло.
Лунный же свет не только облегчает страдания, но
и открывает истину. Это первая функция лунного
света. Не случайно в финале романа именно с
появлением луны на небосклоне “все обманы
исчезли”, “утонула в тумане колдовская
нестойкая одежда” Воланда и его свиты. Уже этого
достаточно для вывода о предпочтительном
отношении Булгакова к отраженному лунному свету
по сравнению с прямым солнечным. Анализ
проявления оппозиции “солнце-луна” на
страницах романа позволяет лучше понять
некоторые стороны философии автора.

Считаем, что этическая проблематика “Мастера и
Маргариты” непосредственно связана с Иешуа. С
ним соотносится в произведении образ “света”.
Но писатель настойчиво подчеркивает, что
Га-Ноцри во время допроса “сторонится солнца”,
жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В
видениях Пилата проповедник идет по лунной
дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине –
это вторая функция лунного света — это тот свет,
который предлагает нам Иешуа.

Мы увидели, что основной принцип построения
романа “Мастер и Маргарита” — трехмерность.
Каждое событие в одном из миров — историческом,
фантастическом или московском- находит отклик в
других. У ершалаимского проповедника был свой
последователь в московском мире (Мастер), но идеи
добра и человечности не нашли понимания среди
живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют
в царство темных сил. Он перестает быть членом
советского общества задолго до появления
Воланда — с момента ареста. Создатель романа о
Пилате — единственный параллельный Иешуа образ.
Однако новый “евангелист” духовно слабее
Га-Ноцри, и это отражено в астральной символике.

Во время визита к Ивану Бездомному Мастер
прячется даже от лунного света, хотя постоянно
смотрит на его источник. Появление возлюбленного
Маргариты у Воланда в лунном потоке подтверждает
родство мастера с Иешуа, но, по словам Левия
Матвея, Мастер заслужил покой, а не свет. Если
говорить точнее, то он недостоин именно лунного
света, связанного с безостановочным движением к
правде – это третья функция лунного света,
потому что для Мастера это движение прервалось в
момент сожжения рукописи. Дарованный ему вечный
дом освещают первые утренние лучи солнца или
горящие свечи, и только в счастливом сне Ивана
Бездомного – Понырева, получившего Откровения
именно от Мастера, бывший “номер сто
восемнадцатый” уходит со своей спутницей к луне
по дороге Иешуа.

Лунный свет содержит в себе элемент мрака- это
четвертая функция лунного света, поэтому
Булгаков, осознающий единство сталкивающихся
крайностей бытия, награждает им за приближение к
Истине. Упорствующий в своих заблуждениях, ни во
что не верящий Берлиоз в последний момент жизни
видит разваливающуюся на куски луну, поскольку
так и не понял, что Высшее знание лежит не в
грубой эмпирической реальности, доступной
человеческому зрению. Зато переродившийся
Иванушка Бездомный, ставший профессором
Института истории и философии Поныревым,
обретает счастье в своих возвышенных снах,
исцеляющих его память лунным наводнением.

Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из
исторических глав романа. Но Левий Матвей
стремится “наслаждаться голым светом”, поэтому
он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь к солнцу
как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям
возможность “смотреть на солнце сквозь
призрачный кристалл”, Левий демонстрирует
неспособность к восприятию диалектических
противоречий и претендует на обладание Истиной-
это пятая функция лунного света, тогда как цель
Иешуа – ее поиск. В силу фанатизма и
ограниченности Левий в своих записях искажает
слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины.
Не случайно бывший сборщик податей появляется
перед Воландом на каменной террасе в тот момент,
когда зажглось “изломанное ослепительное
солнце”.

Так же как Иешуа, который не является
воплощением Абсолюта, Воланд не только “дух зла
и покровитель теней”. Он олицетворяет начало,
гармонирующее крайности, в его “ведомство”
входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется
ни к одному из полюсов. Уже вчерашний облик
Воланда рисуется Булгаковым с явной целью
подчеркнуть диалектическое единство
противоположностей. Правый глаз Сатаны – “с
золотою искрой на дне”, а левый – “пустой и
черный… как вход в бездонный колодец всякой тьмы
и теней”. “Золотая искра” прямо ассоциируется с
солнечным светом: в сцене на каменной террасе
глаз Воланда горел точно также как солнце в окнах
домов, “хотя Воланд был спиною к закату”. Тьма
сочетается в этом образе и солнечным светом: в
финале повод коня Сатаны – лунные цепочки, шпоры
всадника – звезды, а сам конь – глыба мрака.
Такое изображение дьявола указывает на близость
воззрений Булгакова к богомильскому дуализму,
признающему сотрудничество Бога и Сатаны — это
шестая функция, что отличается от концепции
официального христианства о непримиримой борьбе
двух начал.

Мы увидели, что явственно соотносится с луной
главная героиня романа. “Светлая королева
Марго” возникает в потоке разлившейся лунной
реки во снах Понырева. С желтыми цветами на фоне
черного пальто она появляется в воспоминаниях
Мастера, когда тот видит золотую луну на ночном
небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным
светом: Маргарита означает “жемчужина”, цвет
которой серебристый, матово – белый. С луной
связаны все похождения Маргариты в образе
ведьмы, лунный свет ее приятно согревает.
Непрекращающийся поиск – вначале настоящей
любви, затем – потерянного возлюбленного –
равноценен поиску Истины. Значит, Любовь
открывает Знание, лежащее за пределами земной
реальности. Лунный свет это свет для Маргариты,
это его седьмая функция

Это знание скрыто от большинства жителей
Москвы и Ершалаима. Луны они не видят. Оба города
ночью залиты искусственным освещением. Горят
фонари на Арбате, сияет электричеством бессонный
этаж одного из московских учреждений, спорят с
луной два огромных пятисвечья над ершалаимским
храмом. Это верный знак того, что ни Иешуа, ни
Мастер не могут быть поняты своим окружением.

Реакция персонажа на лунный свет выявляет
наличие у него души и совести – это восьмая
функция лунного света. Понтий Пилат выстрадал
возможность пойти по лунной дороге, искупив свой
грех веками душевных терзаний. Нестерпимая
тоска, вызванная неясной самому прокуратору
мыслью о бессмертии, связана с раскаянием и
чувством вины, не уменьшенными светом двенадцати
тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно
освещенного Ершалаима попадает под тень
деревьев, где получает заслуженную кару, так и не
оставшись наедине с луной, не задумавшись о
совершенном предательстве. Не понимает знаков,
посылаемых позлащенной луной, Берлиоз, у
которого нет души, потому что нет веры. Раздумья о
жизни к поэту Рюхину приходят в час
начинающегося рассвета, когда ни луны, ни солнца
на небе нет. Не тронутые смыслом и не согретые
чувством стихи Рюхина бездарны. Вне философской
символики света находится бесстрашный воин Марк
Крысобой. Он не страдает от жары, при первом
появлении закрывает собой солнце, факел в его
руках перебивает свет луны, которую ищет глазами
измученный прокуратор. Это живой автомат,
находящийся вне сферы действия природных сил,
подчиняющийся только приказу, заслоняющему
Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья
жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние
Жорж — Бенгальский, напивается “до ужаса” в
компании только “с полной луной” Никанор
Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай
Иванович.

Таким образом, используя символику лунного
света, Булгаков углубляет характеристику
персонажей, проясняет авторское отношение к
героям, облегчает читателю постижение
философского смысла произведения.

Выводы

1. В результате проведения сравнительного
анализа художественных приемов Н.В. Гоголя и М.А.
Булгакова, мы выяснили, что их объединяет:

А) Умение сочетать реалистическое и
фантастическое, сатирическое и мистическое.

Б) Оба используют один из запоминающихся
приемов – метонимию.

В) Произведения населены множеством
персонажей;

Г) Речевая характеристика героя.

Д) Портрет (с опорой на одну важнейшую деталь) .

2. В результате изучения литературного
материала, в результате своих исследований мы
выявили, что М. А. Булгаков в романе “Мастер и
Маргарита” использует символику лунного света:

- Для углубления характеристики персонажей;

- Для прояснения авторского отношения к героям;

- Для облегчения читателю постижения
философского смысла произведения;

- Для связи воедино библейских и современных
глав.

3. Определили функции (роли) символики лунного
света в романе.Этих функций 8:

  1. Лунный свет открывает истину.
  2. Отражает свет вечного пути к Истине.
  3. Безостановочное движение к Правде.
  4. Лунный свет – элемент мрака.
  5. Лунный свет – обладание Истиной.
  6. Лунный свет – сотрудничество Бога и Сатаны.
  7. Лунный свет – для Маргариты – Любовь.
  8. Наличие души и совести – реакция персонажей на
    лунный свет.



Следующий: