Исследовательская деятельность в области литературного краеведения Вдохновение, поиск и творчество


Наша эпоха требует от людей в большей степени
не репродуктивного воспроизведения готовых
знаний, а умения добывать их, находя
нестандартные решения проблем, расширяя
горизонты, реализуя личностный потенциал. Одна
из задач современной школы заключается в
формировании потребности в таком подходе к
жизни, а также способности реализовать его на
практике. Исследовательская деятельность
учащихся в области литературного краеведения
играет в этом процессе значительную роль.

Один из компонентов исследовательской
деятельности — это формирование у учащихся
исследовательских умений, которые определяются
как система интеллектуальных, практических
умений и навыков учебного труда. Это и сбор
материала, работа с литературой, грамотное
оформление работ. Необходимо, чтобы работу
отличала научность, новизна и оригинальность,
практическая направленность, убедительность.

Исследовательской деятельностью занимаюсь с
учащимися постоянно, систематически с 1992 года.
Считаю, что через исследовательскую
деятельность учащиеся погружаются в историю
вопроса поднятой темы, поставленной цели,
изучают степень разработки рассматриваемых
вопросов, показывают, какие данные и гипотезы
доказаны, что является спорным и что еще не
исследовано, характеризуют объекты
исследования, изучают архивные материалы,
работают со словарями для того, чтобы
разобраться в терминологии, реализуют
собственные таланты, проходят путь саморазвития
и самосовершенствования.

В процессе исследовательской работы ребенок
«растет», обогащается его речь,
совершенствуется умения цитировать,
анализировать изученную статью или книгу. Ученик
не только описывает наблюдения, полученные
впечатления от экскурсий, но и критически их
анализирует, определяет научную и
художественную ценность, учится подводить итог в
виде небольшого обобщения, а также составлять
тезисы к устному выступлению, презентации.

Как руководитель стараюсь создать для успешной
работы творческую атмосферу, постоянно
поддерживаю у учащихся интерес к
исследовательской работе, поощряю их творческие
проявления. На уроках русского языка при
проведении словарной работы знакомимся с
этимологией слов. При изучении новой темы
проводим мини-исследования «Наблюдаю.
Сравниваю. Делаю выводы» . При закреплении
полученного материала наряду с традиционными
упражнениями выполняем творческие. На уроках
литературы анализируем художественные тексты,
постигаем особенности стиля писателя. Во
внеклассной работе стараюсь привлечь учащихся к
участию в творческих конкурсах и научно -
практических конференциях. Это приобщает детей к
научной исследовательской деятельности, которая
способствует расширению интеллекта, повышению
уровня культурного образования, воспитанию
уважительно отношения к науке и культуре,
развитию устной и письменной речи.

За годы работы менялись структурные формы,
составляющие элементы, но ведущим принципом
оставалось одно – способствовать развитию у
учащихся творческого потенциала. Для реализации
этой цели веду кружки, факультативы и элективные
курсы. Моя задача — дать учащимся ключ к анализу
различных явлений русского языка, приобщить их к
красоте русской речи, развить у них интерес к
познанию русского языка и литературы, научить их
всем видам речевой деятельности. На примере
художественной литературы учить детей видеть и
творить добро, анализировать происходящие
события, заниматься самосовершенствованием,
любить и улучшать окружающий мир.



Опорные таблицы, схемы, памятки, такие как: “Как
написать отзыв о фильме», «Как написать
рецензию», «Как проанализировать
стихотворение (рассказ)» — помогают учащимся
выстраивать устные и письменные высказывания,
вести исследования в области русского языка и
литературы. В течение ряда лет веду кружок “Юный
исследователь”, нацеленный на раскрытие
способностей детей, на развитие гибкости
мышления, цельности восприятия, легкости
генерирования идей, беглости речи, способности к
доработке идей.

При организации литературных исследований
учитываю наклонности учащихся, их увлечения,
выбор будущей профессии. Учащиеся выбирают темы
по своему желанию, поэтому работают увлеченно.
Юные исследователи внимательны к советам
педагога – консультанта. Повышенный интерес
вызывают темы интегрированного характера.
Литература и живопись, литература и кино
(телевизионные передачи), литература и
путешествия, литература и история (краеведение),
литература и психология, литература и музыка,
литература и театр — все эти аспекты создают
удивительно плодотворную почву для
исследований.

Обратимся к некоторым исследованиям,
проведенным моими учащимися:

  • «Мудрость и красота духовных стихотворений
    русских поэтов 19 века»; «Святой залог любви,
    утеха грусти нежной» (сравнительный анализ
    стихотворений А.С.Пушкина и Д.В. Веневитинова,
    посвященных перстням — талисманам). В этих
    работах переплелись поэзия и история.
  • » Тяжелые судьбы людей в годы Великих
    репрессий» (по произведениям П.Куляшова
    «Было 12 разбойников» и В. Шаламова
    «Калымские рассказы». При проведении этого
    исследования использовался исторический и
    краеведческий материал.
  • «Времена года в поэзии Флора Васильева и в
    музыке П.И. Чайковского». Автор исследования
    подбирает стихи из лирики Ф.Васильева, созвучные
    по теме, настроению, идее музыке П.И. Чайковского.
    Размышляет, делится чувствами. Какое
    одухотворение души!
  • «Образ Байкала в русской литературе». В
    этом исследовании соединились и впечатления,
    полученные при путешествии по Байкалу, и знания,
    почерпнутые из научных источников, и анализ
    художественных текстов о Байкале.
  • «Образ Петербурга в лирике поэтов
    Серебряного века». Поездка в Петербург вызвала
    у ученицы желание написать работу. Работа шла на
    одном дыхании. Архитектура, природа Петербурга и
    лирика поэтов Серебряного века стали темой
    увлекательного исследования.
  • «Лошадь поверженная и воскресшая (Образ
    лошади в русской литературе)». Фильм А
    Невзорова «Лошадиная энциклопедия» никого
    не оставит равнодушным. Автор исследования
    верит, что таких людей, как А. Невзоров,
    становится все больше. Они способны изменить
    взгляд человека на лошадь: как можно быть вместе
    с лошадью, заодно с лошадью, на лошади — не против
    ее воли, а по ее согласию. Кроме темы
    литературной, ученица рассматривает вопрос
    увековечивания лошади в разных видах искусства:
    кино и фото, икона и картина, а также скульптура.
  • «Человек и природа в произведениях В.
    Распутина «Прощание с Матёрой» и
    «Пожар». Автор исследует, как происходит
    разрушение природы и нравственности человека
    под воздействием технического прогресса.
    Ученица соединяет краеведческий материал, факты
    телевизионных программ и литературный материал.
  • «Светя другим, сгораю сам» (образ врача в
    отечественной прозе); «В мир приходит женщина,
    чтоб свечу зажечь» (образ современной женщины
    в русской литературе). Авторы работ, одна -
    будущий врач, другая — будущий учитель русского
    языка и литературы, проводят литературный анализ
    различного подхода к профессии и отстаивают
    позицию высоконравственного отношения к
    выбранному делу, а также утверждают, что
    назначение женщины, женского начала в обществе -
    велико и огромно, роль его трудно переоценить.

Особое место в исследовательской деятельности
учащихся занимает литературное краеведение. В
последнее время возрос интерес к проблемам
изучения родного края. Один из патриархов
отечественного краеведения С.О. Шмидт
утверждает, что “интерес к тому, что ближе всего,
- основа интереса ко всему остальному и путь к
пониманию этого “остального”, к развитию общих
представлений о мире и обществе”.

Краеведческая проблематика ученических
исследований имеет свою специфику, так как
многие вопросы являются малоизученными, что
создает большие возможности для успешной
поисково-исследовательской работы учащихся.

Следует отметить, что выбор темы исследования
происходит с учетом следующих обстоятельств:
интереса учащегося, степени изученности и
актуальности темы, возможности доступа к
источникам.

Повышенный интерес у юных исследователей
вызвали следующие темы:

  • «Тяжелые судьбы людей в годы Великих
    репрессий» (по произведениям П.Куляшова
    «Было 12 разбойников» и В. Шаламова
    «Калымские рассказы». При проведении этого
    исследования использовался исторический и
    краеведческий материал.
  • «Времена года в поэзии Флора Васильева и в
    музыке П.И. Чайковского». Автор исследования
    подбирает стихи из лирики Ф.Васильева, созвучные
    по теме, настроению, идее музыке П.И. Чайковского.
    Размышляет, делится чувствами. Какое
    одухотворение души!
  • «Быть родником, чтоб сливаться с рекой …./
    Край родниковый, вот ты какой!/ (По произведениям
    удмуртских поэтов и писателей). Автор работы
    сравнивает произведения удмуртских поэтов и
    писателей о роднике с произведениями башкирских
    и татарских поэтов, выявляет средства
    выразительности, использованные авторами при
    описании родников.
  • «Италмас — золотой символ Удмуртии
    (образ-метафора «Италмас» в художественном
    слове)». В работе анализируется многогранность
    метафорического изображения цветка
    «Италмас» в культуре удмуртского народа.
  • «Образ Родины в лирике Воткинских поэтесс (на
    примере лирики Н.Трониной, Г.Микрюковой и
    Г.Скляровой)». Автор работы изучила
    патриотическую направленность лирики
    Воткинских поэтесс и проанализировала средства
    выразительности, при помощи которых поэтессы
    создают » портрет» малой родины.
  • «Край ты мой рябиновый! (Образ рябины в
    отечественной лирике)». Объектом исследования
    стали фольклор, лирические произведения русских
    и удмуртских поэтов, репродукция живописных
    полотен, прикладное искусство, геральдика УР, где
    нашла воплощение королева наших улиц — рябина.
  • «Город, гения взрастивший / В доме у
    пруда…/» (Достопримечательности Воткинской
    земли, связанные с именем великого композитора и
    воспетые в лирике поэтов нашего края). Автор
    работы исследует достопримечательности города
    Воткинска, сыгравшие огромную роль в духовном и
    нравственном становлении будущего великого
    композитора и в целом семьи Чайковских, а также
    рассматривает стихи Воткинских поэтов,
    выразивших любовь к этим
    достопримечательностям.
  • «Роль цветовых номинаций в поэтических
    сборниках Воткинской поэтессы Надежды Трониной
    «Песня жаворонка» и «Жизни трепетная
    нить» (в работе нашли отражение мнение
    психологов и физиологов о влиянии цвета на
    человека и наблюдение за номинациями цвета в
    лирике поэтессы Н.Трониной).

По результатам нашей работы мы можем сделать
выводы, что участие в краеведческих
исследованиях способствует развитию у
школьников интереса к родной истории, уважения к
своему народу, своему роду.



Организация исследовательской деятельности,
применение современных технологий, наполненных
позитивным материалом по истории духовно –
нравственной культуре народов нашей малой
родины, формирует гражданскую позицию,
воспитывает не только интеллектуальных, но и
высоконравственных граждан. Получение конечного
результата в виде компьютерного материала,
который можно тиражировать, применять на
школьных уроках и во внеклассной деятельности,
публиковать в Интернете, т.е. видеть готовый
результат, полезный обществу, формирует у
учащихся чувство ответственности за свою работу,
позволяет почувствовать удовлетворение от
результатов своего труда.

Каковы же итоги развития речи, активизации
творческого потенциала и исследовательской
деятельности учащихся?

Учащиеся овладевают умениями:

  • ставить цель, формулировать задачи,
  • составлять план устного (письменного)
    высказывания,
  • работать с различными источниками, собирать
    информацию, систематизировать материал,
  • делать выводы, проводить сравнительный анализ
    текстов, составлять тезисы к публичному
    выступлению,
  • формировать аналитическое и критическое
    мышление в процессе творческого поиска,
  • овладевать ораторским мастерством,
  • давать оценку своей деятельности и
    деятельности других,
  • воспитывать целеустремленность и системность в
    учебной деятельности,
  • составлять презентацию к защите.

Для учителя важно:

  • быть в постоянном поиске,
  • совершенствовать знания в организации
    исследовательской деятельности учащихся и
    развитии их творческих способностей,
  • уметь создать мотивирующую атмосферу,
    рождающую импульс творчества, а также желание у
    учащихся попробовать свои силы,
  • приобщить обучающихся к работе в коллективе,
  • формировать творческую личность, способную к
    саморазвитию, самостоятельному принятию
    жизненных решений и выбору профессии.

С исследовательскими работами учащиеся
успешно выступают на НПК различных уровней :
районная НПК “Путь к успеху”, межрайонная НПК
“Молодежь. Наука. Современность”,
республиканские НПК “Язык и общество”, “Лишь
слову жизнь дана”, “Филологические чтения”,
“Рождественские чтения”; российские НПК “11-12
Поволжские НК учащихся имени Н.И. Лобачевского
(г.Казань)”, Международная научная конференция
«Формирование идентичности финно-угорского
мира и российское образование (г. Саранск)”.

Развитие способностей учащихся в ходе
активного участия в творческой и
исследовательской деятельности в области
литературного краеведения — это отличная
подготовка современных школьников к овладению
высшим образованием и выбору будущей профессии.



Свои знания мы передаем ученикам. О том, как они
передаются, замечательно сказал Эрве Базен:
«Все, что я хотел бы знать о мире, — это яблоня.
Все, что я знаю, — это ветка. Все, что я даю детям, -
это яблоко. Все, что усвоят они, — это зёрнышко. Но
из зернышка вырастет яблонька».




Следующий: