Исследовательская деятельность учащихся. Урок литературы по творчеству Т. Белозёрова. 5-й класс

Класс:

5.

Количество уроков

: 2.

Технология

: педмастерская.

Опыт работы с компьютером и Интернет –
источниками у ребят минимален, поэтому занятие
построено таким образом, чтобы они, с одной
стороны, осваивали различные способы получения
информации
(в том числе через Интернет), а с
другой – попробовали бы себя в роли
исследователей
, способных взглянуть на
проблему с определённой позиции.

План-конспект

Цели:

Дидактические: формирование
информационно-коммуникационной компетентности;
формирование исследовательских умений.

учащиеся должны знать:

  • что такое исследование, проблемный вопрос,
    гипотеза

учащиеся должны уметь

  • ставить цели;
  • выдвигать гипотезы;
  • работать с различными источниками информации;
  • выбирать нужную информацию.

Предметные:

знакомиться с творчеством
известного омского писателя Тимофея Белозёрова;
анализировать стихотворные тексты; создавать
тексты публицистического стиля.

Воспитательные:

прививать интерес к культуре
родного края; формировать
социально-коммуникативные навыки.

Оборудование

: интерактивная доска,
компьютеры, мультимедийные презентации,
сборники стихов Т.Белозёрова, статьи о
Т.Белозёрове; рисунки к стихам; статьи по истории
Омской области.

Урок проводится в компьютерном классе

Ход урока


Технологические этапы

Действия (вопросы) учителя

Действия (ответы) учеников

1. Индуктор 1 Цель: создать атмосферу
доверительной беседы.

Ребята, вы знаете, кто
такой “исследователь”? А что можно исследовать?
Хотели бы вы попробовать себя в этой роли?

А что, к примеру, можно исследовать в
литературе? Зачем?

Я хочу сегодня предложить вам не просто
познакомиться с творчеством омского поэта
Тимофея Максимовича Белозёрова (слайд1), но и
поразмышлять над тем, почему поэты обращаются к
теме родины (слайд2)

Цель: настроиться на рабочий лад.

Ответы
учащихся:
Исследователь – это тот, кто что-то изучает,
узнает что-то новое. Например, хочет изучить
землю.

Ответы:

– Можно исследовать произведения, чтобы
понять замысел автора.

– Можно исследовать биографию писателя.

– Можно исследовать историческую эпоху

.

2. Афиширование Цель: активизировать учащихся

Подумайте,
пожалуйста, и ответьте на вопрос: “Почему поэты
обращаются к теме родины?”

Ребята, а вы знаете, как называются ваши ответы?
Это гипотезы, то есть то, что ещё нужно
доказать.

Давайте сравним, что получилось у вас, и какие
гипотезы получились у меня. (слайд 3). Какой
гипотезы нет у вас?

Цель: представление собственных
выводов

Учащиеся на листках бумаги пишут ответ
на вопрос и вывешивают на доску.

  1. Поэты любят родину.
  2. Поэты здесь родились и жили.
  3. Поэты знают историю своей родины.

Замечают красоту родной природы

3. Индуктор 2 Цель: создание определённого
эмоционального настроя.

Слайды 4 и 5

С именем Тимофея Белозёрова вы, безусловно,
знакомы. Многие из вас читали его стихи и даже
учили наизусть. Но думали ли вы о том, почему в его
творчестве так много стихов о родной природе, об
Омске, об интересных местах родного края?

Так вот, я вам предлагаю самим попытаться
объяснить, почему наш любимый поэт так много
пишет о родине. Это и будет нашим исследовательским
заданием
. А чтобы наша работа была более
конкретной, сформулируем исследовательский
вопрос.

Давайте сверим наши предположения (слайд 6)

Цель: настроиться на дальнейшее
действие

Да, мы читали стихи Тимофея
Белозёрова.

– Даже из названий видно, о чём они: “На
Иртыше”, “Сказание о Ермаке”, “В Таре”.

Ребята предлагают: “Почему Т.Белозёров так
много писал о родине?”

Почти одинаково

4. Самоконструкция Цель: создать условия для выбора
исследовательской роли; направить в случае
затруднения.

(Слайд 6)Любое исследование
нужно начать

– с постановки цели,

– с определением собственной роли в будущем
исследовании,

– со способами сбора информации.

Подумайте, как можно выстроить
исследовательскую деятельность, чтобы решить
проблему.

Чтобы ответить на вопрос, нужно построить план
исследования.
Что и в какой последовательности
будем выполнять.

Давайте опять сравним ваши выводы и мои (слайд
7)
Посмотрите, наши мнения опять совпали за
исключением некоторых моментов. Определим, что
мы должны будем делать и как назовём группы
исследователей.

Определите, пожалуйста, к какой группе
исследователей
каждый из вас мог бы себя
отнести; продумайте, какие действия должен
выполнять каждый участник, выбравший ту или иную
роль

Цель: определить, с каких позиций
можно изучать творчество поэта, чтобы ответить
на поставленный вопрос; определить свою роль в
будущем действии.

Ребята самостоятельно
обдумывают вопрос, пытаются представить, чем они
будут заниматься.

Познакомиться с биографией поэта.

– Узнать что-то о тех событиях, о которых писал
Белозёров

– Посмотреть картины к его стихам.

На протяжении некоторого времени ребята
пытаются представить себя в той или иной роли.
Поскольку многие хотят попробовать себя в роли
художников, то решаем, что эта роль будет
дополнительной по желанию.

5. Социоконструкция Цель: играя роль консультанта,
направлять действие учащихся; координировать
работу групп.

Итак, каждый из вас выбрал, чем
будет заниматься (кто-то взял две роли), а теперь
самое время объединиться в группы, чтобы
исследование шло успешней.

(Здесь возможны варианты: либо образуется
группа, где каждый играет свою роль, либо
“журналисты” объединятся с “журналистами” и
т.д)

Каждая группа должна выдвинуть свою гипотезу
(в зависимости от темы), рассмотреть план
дальнейших действий; определиться, кто
с каким источником информации будет
работать.

(слайды 8-12)

Правила работы: каждый участник группы,
пользуясь презентацией, идёт по ссылкам:
(например, на слайде “Исследователи” выбирает
“Биографы” >слайд “Биографы”), , читает
задание и выбирает способ сбора информации
(чтобы выйти в Интернет, достаточно нажать на “Интернет”;
чтобы воспользоваться публикациями, нажать “Публикации”).

Важно: все ссылки работают только в режиме
“Показ слайдов”!

Цель: уметь договариваться; уметь
отбирать нужную информацию.

Ребята решили, что
они объединятся по темам.

Учащиеся выдвигают гипотезы, опираясь на те,
что были на первом этапе урока, и сверяют их с
предложенными.

Определяют способ сбора информации. Сравнивают
различные источники. Договариваются, кто с каким
источником будет работать.

6. Деконструкция Цель: показать учащимся возможные
способы представления результатов
исследовательской работы.

Ребята, скоро вам
предстоит выступать с защитой своей работы. Я
хотела бы вам показать, как ученица 8 класса
создала свой проект и приняла с ним участие в
Белозёровских чтениях.

Цель: познакомиться с новым для себя
способом представления результатов работы.

Ребята
могут воспользоваться материалами этой и еще
одной презентации.

7. Афиширование А сейчас настало время вам представить
результаты своего труда (поскольку ребята не
умеют создавать презентации, то представляют
отчёт в традиционном виде)
  1. “Историки” рассказали о стихах на
    историческую тему и о самих событиях.
  2. “Биографы” представили информацию о некоторых
    моментах жизни поэта и проиллюстрировали
    стихами.
  3. “Литературоведы” подобрали ряд стих-й по теме
    и проанализировали.
  4. “Журналисты” рассказали о школьном
    мероприятии, посвященном Т.Белозёрову.
  5. ”Художники представили свои рисунки.
8. Разрыв Цель: создать ситуацию напряжения,
чтобы произошло внутреннее переосмысление своей
деятельности.

Скажите, почему так получилось,
что, во-первых, практически все группы, кроме
2, представили свой отчёт просто как набор
отдельных статей, а не как результат
коллективной работы, а во-вторых, некоторые
из вас как будто забыли, зачем они всё это делали?

Ваши ответы совершенно справедливы. На
сегодняшнем нашем занятии мы не столько
занимались самим исследованием, сколько
подготовительной работой к нему: учились ставить
проблемные вопросы, определять вид будущей
деятельности, выдвигать гипотезы,
работать
с различными источниками информации.

Так что домашним заданием для вас будет
завершение проекта.

Цель: критически отнестись к
результатам своей работы, увидеть пути решения
проблемы.

Ребята задумываются.

Мало времени

– Информация у всех одинаковая.

– Забыли, что нужно доказать выдвинутую
гипотезу.

9. Рефлексия Цель: создать ситуацию открытости и
доверия, снять возможное напряжение.

Ребята, вы
замечательно потрудились, но мне хотелось бы
знать, насколько интересной, значимой была для
вас это работа; что вы узнали нового, чему
научились. Для этого предлагаю ответить на
вопросы анкеты:

  1. Знали ли вы, что такое исследование, до урока?
  2. Умели ли вы выдвигать гипотезы?
  3. Работали ли вы с презентацией Power Point?
  4. Работали ли вы с Интернет?

Скажите, кому очень сложно было работать? Кто не
смог справиться с заданием?

Сможете самостоятельно закончить проект?

Желаю успехов!

Цель: осознать, какой произошёл
прирост знаний, эмоционально “разгрузиться”.

Выяснилось,
что 32% учащихся не знали, что такое исследование;
только 10% умели выдвигать гипотезы; ни один не
работал с презентацией; 25% умеют пользоваться
интернет.

Каждый выполнил какую-то часть работы, сложно
было 7 ребятам.

Конечно.

Анализ эффективности урока с
использованием ЦОР

  • Предложенная форма деятельности –
    исследовательская работа с заранее
    простроенными шагами
    – вполне по силам
    пятиклассникам.
  • Такой вид работы помогает понять принципы
    научного исследования, учит ставить цели,
    выдвигать гипотезы, работать на результат
    .
  • Различные способы сбора информации также
    делают работу более содержательной и интересной.
  • Использование презентации (прежде всего, её интерактивных
    возможностей
    ) не только облегчает
    деятельность учащихся, но и учит новым способам
    подачи информации
    (более 50% учащихся захотели
    сами научиться созданию презентаций).
  • Сочетание индивидуальной и групповой форм
    организации работы учащихся формирует как
    исследовательские, так и коммуникативные навыки.
  • Рефлексия собственной деятельности, которой
    заканчивается урок, помогает учащимся осознать
    произошедшие с ними изменения.
  • Презентация

    Следующий: