Исследовательская деятельность учащихся на уроке литературы по повести В. П. Астафьева Стародуб

Современные уроки литературы призваны
помочь учащимся увидеть глубину изучаемого
предмета, вовлечь учеников в творческий процесс
постановки и решения самых разнообразных и
сложных проблем; открыть перспективу для
будущего самостоятельного осмысления. Многие
истины, о которых говорится в школах, могут
остаться для ученика абстрактными, если он сам не
выстрадает их, не придет к ним своим путем, через
свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только
этот, частый трудный и мучительный путь,— как
пишет М. Бахтин, — может сделать абстрактную
истину своей, личной». И если этот поиск
начинается на уроках, если вопросы по осмыслению
себя, людей, мира встают при изучении предмета,
вот тогда для глубокого понимания поставленных
проблем и возникает естественная потребность в
знаниях.

При таком подходе к урокам литературы само
преподавание предмета приобретает творческий
характер, повышает сам процесс общения учителя с
учениками, способствует рождению новых идей,
открывает широкое поле деятельности для поиска,
формирует интерес у учащихся к самопознанию.

На уроках литературы учащиеся занимаются
различными видами познавательной деятельности:
они воспринимают информацию, воспроизводят
знания, тренируются в их применении и учатся
творчески мыслить.

«В результате исследовательский метод дает
полноценные, хорошо осознанные, оперативные и
гибко используемые знания и формирует опыт
творческой деятельности». (И. Я. Лернер).

Безусловно, «ученическое исследование не может
быть приравнено к исследованию ученого, которое
имеет своим результатом научное открытие
качественно новых закономерностей и явлений.
Учащиеся решают проблемы, уже решенные
обществом, наукой, и новыми они являются только
для школьников» (Из статьи Н. Терентьевой в
приложении к газете «Первое сентября» «От чтения
к исследованию литературы». № 29, 2000 г.). Но это
не уменьшает значимости поисковой деятельности
учащихся, в ходе которой они постигают истину не
как готовый результат, а как итог своих
собственных наблюдений. И как знать, может, они и
совершат свои открытия в будущем, а готовятся к
этим открытиям они уже сейчас.

Цели урока:

  • углубить знания учащихся о творчестве В.П.
    Астафьева;
  • выяснить, символом чего является образ цветка в
    повести «Стародуб»;
  • объяснить его художественную функцию;
  • развивать познавательные способности учащихся,
    умение работать с дополнительной литературой,
    учить обобщать и делать выводы;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Основные положения исследования:

1. «Кто-то из налетом побывавших в Сибири
«знатоков»,- пишет В.П.Астафьев, – печатно
брякнул, будто цветы у нас не пахнут. И пошла
небыль кочевать на бумаге. Нет, и наши цветы
пахнут, пахнут по – особому… Вот, допустим, у
стародубов запах густ, таёжен, таит в себе какую
– то пещерную мрачность, а в цветении он
застенчив и прекрасен этой застенчивостью.
Понюхав потаенный цветок стародуб, не скажешь
растроганно: «Ах, какая прелесть», но непременно
примолнешь в себе, и что-то древностью веющее
встревожит память…» («Посох памяти»).
Писателю очень хотелось перенести на бумагу хотя
бы отблеск этого таежного цветка, дать читателю
ощутить его запах и цвет.
2. Цветок стародуб – символ человеческой
надежности, щедрости души и чистой, пронесенной
через всю жизни любви.
3. Герои повести: живущие по законам природы –
защитники, против них – браконьеры.
4. Образ цветка и положительные герои повести
(Култыш и Фаефан).

С положениями исследования учащиеся
знакомятся заранее. Формируются группы по
интересам. Во время подготовки учитель
консультирует учеников каждой группы.
Объект исследования – творчество
В.П.Астафьева, его повесть «Стародуб».
Предмет исследования – образ цветка в
повести.
Метод исследования – анализ текста повести
«Стародуб», глубокое осмысление, использование
дополнительной литературы (статья «Красивое да
доброе видеть» (Клинко о В.П.Астафьеве); А.П.
Ланщиков «Виктор Астафьев» М. — Просвещение, 1992;
В.П. Астафьев «Посох памяти». Статья Б.М.
Юдалевича; Энциклопедия. Литература, М. – 1998;
«Дикорастущие лекарственные растения СССР»/ Под
ред. А.Ф. Гаммерман, И.И. Гром – М.: Медицина,1977.-288С
Выступление учащихся каждой группы. Учащиеся
задают вопросы, могут дополнять ответы друг
друга.
Легенда о стародубе и судьбе человека
(комментарии, размышления учащихся).

Презентация: «Стародуб – символ
душевной чистоты, природной естественности,
первозданности». Работа учащихся (Приложение).
Заполнение таблицы: «Герои повести» помогает
выявить ценности героев, их убеждения, характер,
поступки. Учащиеся указывают изобразительные
приемы, авторское отношение.
Написание эссе дает возможность учащимся
свободно высказывать свое отношение по поднятой
проблеме.

ХОД УРОКА

1. Творчество В.П.Астафьева.
2. Какова сюжетная линия повести?
3. Роль легенды в повести В.П.Астафьева
«Стародуб».
4. Основные положения исследования.

– За что любил стародуб В.П.Астафьев?
– Символом чего является стародуб?
– Есть ли связь образа цветка и положительными
героями повести?
– Герои повести, живущие по законам природы –
защитники, против них – браконьеры. Какой
изобразительный прием использует В.П.Астафьев?

5. Выводы учащихся, комментарии.
6. Заполнение таблицы.
7. Как спасти и обогатить красоту природы?

Задания группам:

– книги, монографии, статьи о творчестве
В.П.Астафьева, альбом иллюстраций;
– выразительное чтение легенды, понравившихся
отрывков из повести (объяснить свой выбор);
– презентация: «Стародуб – символ душевной
чистоты, природной естественности,
первозданности»;
– поездка в дом-усадьбу В.П.Астафьева.

Выдержки из рефлексивных дневников:

  • Женя Б. «Стародуб – поэтический символ
    стойкости».
  • Наташа С. «Самый целебный и красивый цветок
    назван в честь дуба. Запах этого цветка таит в
    себе какую – то пещерную мрачность…».
  • Юля Л. «Фаефан любил цветы, животных,
    природу. Они научили его понимать смысл жизни,
    своё назначение. И после смерти Фаефана на его
    могиле каждую весну всходили стародубы».
  • Наташа Т. «Култыш – это цветок, который
    останется в памяти…»
  • Денис Ш. «Ценность нашего исследования в
    том, что обратились к анализу детали цветка и
    выяснили его функцию».
  • Даша К. «Это исследование дает возможность
    задуматься о себе, о судьбе своего села, своей
    страны. Возможно, люди изменят свое отношение не
    только друг к другу, но и к окружающей их
    природе».
  • Таня К. «Это исследование помогло понять
    В.П.Астафьева. Каждое слово несет большую
    смысловую нагрузку и отражает действительность.
    В повести «Стародуб» при описании цветка он
    подобрал такие определения, которые помогли
    ощутить запах, цвет стародуба, понять его
    функцию. Хочется верить, что человек вернется к
    своим корням, а, вернувшись, получит возможность
    существовать в будущем».

Список использованной литературы:

  1. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М.:
    Просвещение, 1974 г.
  2. Влащенко В.И. Современный учитель —
    воспитатель или литературовед? Литература в
    школе, 1990 г., № 4.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
    М.: Просвещение, 1994
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской
    деятельности учащихся на уроках литературы. М.:
    Просвещение, 1988 г.
  5. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы:
    некоторые проблемы современной дидактики. М., 1982
    г.
  6. Терентьева Н. От чтения к исследованию
    литературы. Первое сентября, 2000 г., №29.

Следующий: