Исследовательская деятельность учащихся как процесс развития и формирования творческой инициативы

Опыт работы в школе и мои педагогические наблюдения привели к мысли о том, что каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению математическими, естественными, гуманитарными и другими знаниями. Важно в процессе образования создать позитивные условия для развития способностей школьников, которые будут необходимы им для социализации.

Современная жизнь выдвигает новые требования к человеку, новые модели поведения, новые нормы этики. Важно, чтобы ребенок не потерялся в этом большом, но сложном мире. Хочется, чтобы он был адаптирован к современной жизни.

Но меня тревожит тот факт, что, несмотря на позитивные изменения в обществе, социальный уровень многих семей становится низким. И школа сегодня – чуть ли не единственный центр психолого-педагогической реабилитации и педагогической поддержки школьников.

Поэтому важно защитить ребенка, помочь ему выжить в этой непростой жизни! Важно подготовить школьника к быстро меняющимся условиям жизни, максимально социализировать его. Важно помочь каждому ученику раскрыть его способности, проявить творческую инициативу, гражданскую, нравственную позицию и высокую мобильность. Эти приоритетные задачи образования определяют характер и моей педагогической деятельности на современном этапе.

Поэтому цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования и развития творческой инициативы школьников.

Данная цель представляется мне актуальной, так как ее решение отвечает задачам создания адаптивной образовательной среды в массовой образовательной школе. Перспективность, на мой взгляд, заключается в том, что она позволяет учитывать разнообразные познавательные потребности учащихся, создает условия для самоопределения и самореализации личности каждого ребенка.

Развитие творческой личности происходит на уроке – основной форме организации учебного процесса. Поэтому в процессе работы определила основные этапы деятельности ученика и учителя.

Первый – мотивационный (выдвижение целей, определение путей достижения цели).

Второй – содержательно-операционный (учащиеся работают коллективно, самостоятельно или в группах, происходит процесс осмысления, запоминания).

И третий – рефлексивно-прогностический (предполагающий завершение, обобщение работы и рефлексию).

В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Обобщая вышесказанное, можно предложить условную модель для развития творческой активности на уроках литературы.

компонент или этап урока процесс изучения темы участники
1. Мотивационный. Выдвижение целей.
Определение путей достижения целей.
Прогнозирование результатов.
Ученик и учитель
2. Содержательно-операционный. Процесс сотрудничества.
Обработка знаний.
Осмысление.
Запоминание.
ученик и учитель
3. Рефлексивно-прогностический Оценивание.
Рефлексия.
ученик и учитель

На основании этой модели провожу различные типы уроков в зависимости от формы сотрудничества (уроки-диспуты, конференции, размышления, исследования, семинары, мастерские и др.). Уроки проходят интересно, содержательно, хотя и требуют дополнительной подготовки.

Что дают такие уроки ученикам? Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.

Особую роль в формировании и развитии творческой инициативы личности отвожу исследовательской деятельности школьников. Чтобы школьники ощущали себя личностью, стараюсь обеспечить им высокую степень самостоятельности: привлекаю их к планированию процесса выполнения исследовательской темы, выбору методов деятельности. Обеспечиваю общее руководство выполнения учениками исследовательских работ, ориентирую их на достижение конечных результатов. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности ученика, общее развитие и имеющийся у него запас знаний, умений, способствую развитию личности.

Учащиеся приобщаются к проведению исследований, получают знания на основе поиска. Участие школьников в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизвестному, изведать радость познания, радость творческого труда. Исследовательская деятельность:



  • повышает познавательный интерес учащихся к предмету;
  • развивает их ответственность и самостоятельность;
  • реализует индивидуальный подход;
  • вырабатывает ситуацию успеха, ощущение учеником собственного развития.

Поэтому важно, чтобы ученики мыслили, думали, творили, причем самостоятельно. Даже само значение слова «исследование» указывает на это. Этимология слова – буквально идти по следу, производное от «следовать», однокоренное – след.

Остановлюсь на некоторых приемах и формах, направленных на развитие исследовательской деятельности.

Благодатное поле деятельности – уроки литературы. Литература помогает воспитать учеников вдумчивых, внимательных к слову, сформировать личность, глубоко духовную, умеющую переживать, а также вести поисковую работу.

Творческое самоопределение личности школьников происходит и во внеурочное время. Более 10 лет руковожу школьным НОУ и секцией НОУ «Лира». Работа ведется по трем направлениям: индивидуальная, групповая и массовая. Занимаясь исследовательской деятельностью, для каждого члена НОУ составляем индивидуальный маршрутный план по определенной теме и в течение года работаем по нему. Работа по маршрутному плану дисциплинирует, активизирует деятельность, способствует творческому самоопределению учащихся

Индивидуальный маршрутный план

Компоненты деятельности Характеристика
компонента
Учебные умения
и навыки
Сроки
1. Информационный. 1. Прочитать произведение по теме исследования.
2. Подобрать литературу по теме исследования.
1. Умение работать с литературой.
2. Пользоваться справочниками, словарями.
Сентябрь.

Октябрь.

2. Аналитический. 1. Определить проблему исследования.
2. Составить план работы по теме.
3. Определить конкретные задачи работы.
4. Сделать отбор нужной критической литературы.
5. Написание чернового варианта.
1. Анализировать.
2. Определение проблемы.
3. Сравнивать.
4. Обобщать.
Ноябрь.

Декабрь.

Январь.

3. Собственно-исследовательский. 1. Проверка и рецензирование первого варианта работы.
2. Фиксирование промежуточных записей.
3. Дополнение и обработка материала.
4. Написание чистового варианта.
1. Составление плана готовой работы.
2. Умение прогнозировать результат.
3. Находить причинно-следственные связи.
4. Провести наблюдение.
5. Сформировать выводы.
Февраль.

Март.

Апрель.

Вот некоторые темы исследовательских работ: В. Набоков – загадка литературы 20 века; Личность и тоталитаризм: возможно ли сопротивление (В. Шаламов «Колымские рассказы»); Концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева; Поиски правды в произведении Л. Бородина «Третья правда»; Надо стать сильной, сильней себя! (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана.»), Окказионализмы в романе «Евгений Онегин», Псевдонимы и др

Как результат исследовательской деятельности – ежегодные школьные конференции, а также участие в муниципальных, региональных и всероссийских ученических конференциях.

В 2006 году в региональной научно-практической конференции в АМГУ «Человек. Природа. Общество» ученица заняла 2 место, в 2007 году – 1 место. В 2008 году на межрайонной ученической конференции в г. Райчихинске ученица заняла 2 место. В 2010 году 2 ученицы вышли в финал всероссийской интернет-конференции молодых читателей «Сочи – МОСТ – 2010» и в г. Сочи принимали участие в конференции, где работы были отмечены Дипломами за новизну тем исследования. В 2011 году – 1 место на региональной конференции в БГПУ, в Райхичинске – 2 место на конференции. С 2004 года представляем исследовательские работы на федеральном конкурсе школьных творческих и исследовательских работ «Портфолио» газеты «1 сентября». Все работы отмечены дипломами.

Итак, для формирования творческой инициативы необходима кропотливая систематическая работа. Здесь важен сам познавательный процесс, в который постоянно вводится творческий элемент. Ученики много творят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к которому придут учащиеся в процессе работы. Формирование инициативы у школьников развивает не только творческие способности, но и нравственные качества: честность, постоянство, решительность, ответственность, что ценно в обществе.




Следующий: