Исследовательская деятельность на уроках литературы урок-исследование по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Цели урока:

  • обобщить работу предыдущих уроков,
    систематизировать знания учащихся;
  • выявить идею романа, ответить на проблемный
    вопрос, поставленный на уроке, выявить
    нравственно-философскую проблематику романа;
  • выявить нравственные ориентиры, необходимые
    каждому человеку в современном обществе,
    воспитывать внимательного читателя и чуткого
    доброго человека.

Подготовка к уроку:

карточки с краткой
характеристикой основных героев романа
(Мармеладова, Раскольникова, Свидригайлова,
Лужина, Сонечки), карточки-помощники с
философскими высказываниями и изречениями
(Аристотеля,Ф,Шелленга, Г.Гейне, А.Эйнштейна,
Сенеки, Гераклита и др.),разноцветные шифоновые
шарфики.

Оформление доски:

Человек — это тайна…

“Русские люди вообще широкие люди… широкие
как их земля, и чрезвычайно склонны к
фантастическому, беспорядочному; но беда быть
широким без особенной гениальности”.

В чем величие человека?

Может ли человек быть счастлив на несчастии
других? Через что идет очищение души?

Урок начинается с инсценирования отрывка из
романа: под напряженную музыку учащиеся читают
диалог Раскольникова и Сонечки — Как же без
человека-то прожить! Что с тобой теперь будет?

Вступительное слово учителя. Как же без
человека-то прожить? Этот вопрос является
ключевым в романе Ф.М.Достоевского
“Преступление и наказание”. Главный герой,
пройдя испытания, осознает, что самое страшное в
жизни “если человеку некуда больше идти”. И
великое чудо, что на пути Раскольникова
встречается хрупкая Сонечка Мармеладова,
которая, уповая на Бога, спасает его своей верой и
состраданием.

Встретится ли нам в жизни такой человек? Да и
вообще, какие люди встретятся нам на жизненном
пути? Я думаю, эти вопросы волнуют каждого из нас.
И сегодня мы попытаемся ответить на самый
трудный, но так необходимый в жизни вопрос: Как
научиться жить среди людей?
Эпиграфом урока я
взяла слова Аркадия Ивановича Свидригайлова. Как
вы их понимаете?

Далее обращаемся к трем ключевым вопросам, с
помощью которых мы сумеем приблизиться к ответу
на главный вопрос. А помогут разобраться нам в
этом герои романа “Преступление и наказание”.
Мы продолжим с вами исследовательскую работу, а
объектами исследования будут сегодня
человеческие души.

Работа с карточками.

Определить героя по
данной характеристике и найти его высказывание
среди других.

1. Деньги — единственный бог его. Он готов
“переступить все препятствия”, живет по
принципу “все дозволено”.

2. Живая боль за человека. Острая реакция на
несправедливость и зло, благородство цели и
бесчеловечность ее достижения. Справедливость
возмездия.

3. Бесконечное сострадание к людям. Позор и
унижение ради спасения близких. Уповает на Бога.
Сила души и характера.

4. Бывший чиновник. Одинокий человек,
безвозвратно падший, нуждающийся в сочувствии,
сострадании, его одолевает мучительное желание
быть услышанным.

5. Человек большой силы воли, умный, циничный,
жестокий, стал виновником смерти человека.
Проснувшаяся совесть, раскаяние приводят его к
гибели.

A) “Как страшно человеку, когда ему некуда
идти”.

Б) “Как без человека-то прожить”. “От бога Вы
отошли, и Вас бог поразил, дьяволу предал”.

B) “Тварь ли я дрожащая или право имею”.

Г) “Всяк сам о себе помышляет, и всех веселей
тот и живет, кто всех лучше себя надуть сумеет”.

Д) “Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на
свете на личном интересе основано”.

Ответы: 1 — Д Лужин, 2 — В Раскольников, 3 — Б
Сонечка, 4 — А Мармеладов, 5 — Г Свидригайлов.

Именно эти персонажи романа помогут нам
сегодня решить нашу проблему. Сейчас вам
необходимо ответить на три вопроса, поставленных
в начале урока. Проанализировав жизненные
принципы, поступки, состояние души этих героев,
попытайтесь сделать вывод:

- В чем гениальность, величие этого человека?

- Как он ведет себя в различных ситуациях?
Причина такого поведения.

- Очищается ли его душа и как? Если нет, то
объясните, почему.

Работа в группах.

1 группа работает над
образом Сонечки Мармеладовой.

- Во имя чего переступила Соня?

- Как Соня реагирует на те обстоятельства, в
которые ее ставит жизнь?



- Что показалось Раскольникову “странным” в
Соне и почему?

- Как воспринимает жестокую жизненную правду
Сонечка?

- В чем вас убедили ответы Сони на вопросы
Раскольникова?

- Чем объяснить ее глубокую религиозность?

2 группа — над образом Лужина.

- Кто такой Лужин?

- Какие рассуждения матери Раскольникова о
Лужине привлекли ваше внимание?

- В чем сущность взглядов Лужина? Близки ли они
“теории” Раскольникова? Чем?

- Что нового в характере Лужина раскрывают его
размышления после разрыва с Дуней и решение,
которое он принял и осуществил?

- Почему Лужин больше не появляется в романе?

3 группа — над образом Свидригайлова.

- Кто он такой? Как Лужин характеризует
Свидригайлова? Прав ли он?

- Что говорит о себе сам Свидригайлов? Согласны
ли вы с тем, что они “одного поля ягоды”?

- Можно ли сказать, что он лишен нравственных
устоев и живет по принципу “все дозволено”?
Аргументируйте свой ответ.

4 группа — над образом Мармеладова.

- Что он за человек?

- В чем суть исповеди Мармеладова? Как на нее
реагирует Раскольников? Почему?

- Какие чувства вызывает у вас эта исповедь и
сам герой? Почему?

- Почему Мармеладов умирает? Соответствует ли
его смерть “теории” Раскольникова?

- Согласны ли вы с таким “итогом” жизни
Мармеладова? Как бы вы “распорядились” его
жизнью на месте Достоевского?

5 группа — экспертная группа (ее задача — по ходу
урока составить таблицу “Нравственные качества
героев романа”)

- Что общего у всех персонажей, анализируемых
группами?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Дать определение “нравственности,
нравственные качества”.

- Какие нравственные качества человека
преобладают в каждом из них?

(Образ Раскольникова отдельно не выносится на
обсуждение, т.к. присутствует в каждой группе
вопросов)

Обсуждение.

Ребята рассказывали о своих
находках во время работы, спорили, приводили в
доказательство философские изречения из
карточек — помощников. Обобщая результаты
наблюдений, подошли к главному герою романа -
Родиону Раскольникову.

- В чем же выразилась переоценка ценностей для
Раскольникова? (в отношении к людям, он начинает
видеть высокий смысл существования тех, кого
считал обыкновенными)

Где же источник противостояния злу?

Учащиеся делают вывод: Раскольников
понимает, что стать человеком –з начит обрести
те нравственные ориентиры, без которых
невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы
человеческих взаимоотношений.

Именно в этом и заключается ответ на главный
вопрос урока “Как научиться жить среди людей ?”

Урок завершается красочным
“инсценированием”: каждый учащийся выходит к
доске, называет главное, на его взгляд,
нравственное качество человека и, определяя
символику (цвет шифонового шарфика), вешает
шарфик на доску.

Нравственность

- правила, определяющие
поведение; духовные и душевные качества, а также
выполнение этих правил.

Гордость

- чувство собственного достоинства,
самоуважения (розовый шифоновый шарфик).

Патриотизм

- преданность и любовь к своему
Отечеству и народу (зелёный).

Совесть

- чувство нравственной
ответственности за своё поведение перед
окружающими людьми, обществом (совесть должна
быть чиста, как этот белый шарф).

Честь

- достойные уважения и гордости
моральные качества и этические принципы
личности (синий).

Милосердие

- готовность помочь кому-нибудь
или простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия (голубой — цвет неба; милосердие
должно быть бесконечным, как небо).

Любовь

- чувство самоотверженной, сердечной
привязанности (красный — цвет и символ сердца).

- Посмотрите, как много нравственных качеств мы
назвали сегодня. И я буду очень рада, если вы
обретёте в жизни хотя бы половину из них и
научитесь жить в обществе, приобретая высокое
звание — ЧЕЛОВЕК.

На дом учащиеся получают задание: написать
сочинение по теме сегодняшнего урока. Рефлексия:

  • определите свою роль на уроке, оцените свою
    работу;
  • определите свою роль в обществе.

Приложение




Следующий: