Исследования технологии проектирования в изучении предметов гуманитарного цикла как средство успешной реализации профильного обучения



Сегодня технология проектного обучения получила широкое распространение в современной школе. Разработанная некогда американским педагогом Дьюи, она приобрела новую жизнь в системе российского образования.

В настоящее время рассматриваются новые подходы к реализации метода проектирования в условиях информатизации и компьютеризации системы образования. Сейчас это не только метод, позволяющий организовать деятельность учащихся по достижению определенного результата, но и способ, используемый учителем для решения традиционных задач на уроке с применением современных технических средств (компьютер, интерактивная доска, мульти-медио-проектор и др.).

Технология проектного обучения, наряду с традиционными методами, способствует развитию важных компетенций, необходимых выпускникам общеобразовательных школ, лицеев, гимназий для менее болезненной адаптации к условиям рыночных отношений. Поэтому метод проектирования можно считать важным инструментом в реализации профильного обучения, рассчитанного на дифференцированный и индивидуальный подход, что позволяет достичь главной цели – повышение качества общего образования на основе специализированной подготовки. Такая подготовка, ориентирующая ученика на профессиональное самоопределение, осуществляется в профильных классах. В основном это классы технической направленности. Гуманитарное образование на сегодня менее приоритетно. Эта проблема, которую необходимо решать независимо от профиля обучения школьников. В одной из своих статей Е. О. Иванова высказала очень важную, на мой взгляд, мысль о том, что ”гуманитаризация образования приобретает особое значение, так как школа — единственный общественный институт, который охватывает всех членов социума на том этапе их жизни, когда происходит становление личности“. По этой причине имеет смысл рассматривать не только профильное гуманитарное образование, но и общегуманитарное образование всех школьников.

Так, например, реализация гуманитарного образования в профильных классах может осуществляться через проектную деятельность, которая включает работу над различными типами проектов: исследовательскими, творческими, информационными, социально значимыми, телекоммуникационными.

Рассмотрим некоторые формы работы над проектом, которые позволят учителю активизировать деятельность учащихся и помогут в развитии креативности.

Выше уже было сказано о том, что проектная деятельность включает учащихся в работу над различными типами проектов. Примером творческого проекта можно считать создание учениками школы электронного альманаха «Наш мир», в котором публикуются лучшие работы учеников.

Рисунок. 1. Фрагменты альманаха «Наш мир»

Сборник открывает большой многогранный мир ребенка. Читатель найдет в нем рубрики «Поэзия», «Проза», «Публицистика».

Создавая альманах, мы пытались представить в нем взаимосвязь «Школа. Дом. Ребенок. Мир». Альманах оформлен рисунками учащихся.

Групповые творческие проекты развивают у детей художественный вкус, воспитывают уважительное отношение к слову, учат умению анализировать и сопоставлять. И самое главное, у каждого ребенка появляется возможность поделиться с другими своим взглядом на мир, используя любую художественную форму: стихотворение, басня, рассказ, эссе и т.д.

Итак, проектная деятельность ориентирует на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, их волевых качеств, нацеливает на формирование проектного мышления.

В зависимости от цели создания проекта ученики включаются в различную работу: учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.

Так, если целью создания учебного информационного проекта по теме «Судьба поэта в истории России» является решение проблемы роли поэта в тоталитарном государстве, то и работа учащихся будет направлена на поиск материала, позволяющего раскрыть эту проблему, например, в творчестве А.А.Ахматовой, Н. Клюева, Н.Гумилева, В.В.Маяковского и др. поэтов, чья нелегкая судьба связана с историей России.

Формой выражения индивидуальной проектной деятельности учащихся может стать презентация с элементами анимации и без них.

Рисунок.2. Результаты проектной деятельности по теме «Судьба поэта в истории России»

Развивать аналитические способности старшеклассников помогает задание по созданию тестов, с использованием различных компьютерных программ. Этот вид работы близок к учебному информационному проекту. Он может иметь как групповую, так и индивидуальную формы деятельности.

Тест по теме «Дуэль Пушкина с Дантесом»

Выполнил Минаков Михаил, ученик 10 «А» класса

1. Кто такой Дантес?

  1. приемный сын голландского посланника Геккерена;
  2. французский наемник;
  3. друг А.С. Пушкина.

2. Укажите годы жизни А. С.Пушкина?

  1. 1799 -1837;
  2. 1814-1841;
  3. 1789-1837.

3. Кем являлась Н.Н. Гончарова А.С. Пушкину?

  1. женой;
  2. сестрой;
  3. матерью.

4. Где состоялась дуэль А.С. Пушкина с Дантесом?

  1. на Черной речке;
  2. у горы Машук;
  3. на берегу Невы.

5. Кто был секундантом А.С.Пушкина?

  1. виконт д , Аршиак;
  2. Данзас;
  3. Магенис.

6. Кто из известных писателей начала 20 в. нанес себе рану, подобную ране А.С. Пушкина?

  1. Андрей Соболь;
  2. С.А.Есенин;
  3. В.В. Маяковский.

7. Из-за чего возникла дуэль?

  1. Пушкин нанес оскорбление Дантесу;
  2. Дантес оклеветал жену А.С.Пушкина;
  3. вражда между приятелями.

8. Кто самый любимый поэт России (по опросам россиян)?

  1. М.Ю.Лермонтов;
  2. С.А.Есенин;
  3. А.С.Пушкин.

Тест выполнен в программе Microsoft Excel. Подобные тесты составлены учащимися 10 «А» и 10 «В» классов по темам: «История возникновения дуэли», «Дуэль Лермонтова с Мартыновым», «Судьба поэта в истории России» (по творчеству А.А.Ахматовой).

В рамках года русского языка учащимися гуманитарного класса к конференции были представлены рефераты по теме «Роль ученых-лингвистов в развитии русского языка». Результат интеллектуальной деятельности учащихся выражен в виде презентаций.

Примером исследовательского проекта может служить научно-исследовательская работа «Герои Волочаевского боя», выполненная ученицей 11Б класса к юбилею Хабаровского края.

Рисунок.3. Фрагмент научно-исследовательской работы
по теме «Герои Волочаевского боя».

Использование интерактивной лекции в процессе обучения позволяет учителю активизировать внимание учащихся к содержанию излагаемого материала и повысить интерес к новой теме.

Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер превращается в активного помощника учителя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе изложения компьютерных слайдов.

Рисунок.4. Слайды к интерактивной лекции «Русская литература конца 19 начала 20 века».

Итак, мы видим, что метод проектирования, используемый как в учебной, так и во внеучебной деятельности в профильном образовании предметам гуманитарного цикла может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень дифференциации и индивидуализации учащихся. А также дать им глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, т.е. именно в той области, где они предполагают реализовать себя в дальнейшем.

Использования метода проектов развивает у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности, вырабатывает у них проектное мышление, позволяет не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее.

Применение технологии проектирования в учебном процессе воспитывает такие качества, которые могут помочь выпускникам стать конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Следующий: