Испытание на истинную человечность По рассказу К. Паустовского Телеграмма


ЦЕЛИ:

  • формировать умение анализировать
    художественное произведение,
  • развиватьречь и мышление, развивать творческие
    способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • рисунки к рассказу, “телеграмма” со словами
    Тихона из рассказа,
  • фотографии матерей, грамзапись “Осенней
    прелюдии” П.Чайковского,
  • “Песня Сольвейг” Грига

ЭПИГРАФ:

Человек должен жить в сфере добра, эта сфера
добра создастся им самим.

Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств,
памяти на добро.

ХОД УРОКА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

У нас сегодня непростой урок. Непростой по
содержанию, по осмыслению, непростой
эмоционально. Мы с вами прочитали рассказ К.Г.
Паустовского “Телеграмма”. Поделитесь своими
чувствами, (ученики делятся своими
впечатлениями). Я поняла, что этот рассказ
растревожил ваши души, а лишь растревоженная
душа способна в полной мере воспитать в каждом из
нас человека.

ВОПРОСЫ.

  • Выделите главную проблему (отношение дочери и
    матери, отношение людей друг к другу)
  • Как вы понимаете библейскую заповедь: “Почитай
    отца и мать свою” (ребята высказывают своё
    мнение).
  • Прочитайте эпиграф. Как вы поняли, что такое
    сфера добра? (ребята составляют опору).

  • А наша героиня, Настя, живёт в сфере добра? А
    почему?
  • Как могло случиться, что, заботясь о скульпторе
    Тимофееве, проявляет невнимание к матери?
    (высказывания учеников)

Мы сегодня рассматриваем самый сложный
инструмент — душу человека. На примере Насти мы
увидели, что человек может жить в сфере добра, а
может находиться и вне этой сферы.

  • А что такое душа? Какие свойства души вы знаете?

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

Илья Шевелев сказал: “Милосердие — это активная
доброта”

Мы попытались разобраться со сферой добра. А
что такое активная доброта?

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Активная доброта – это…

ВОПРОСЫ.

  • Совместимы ли понятия добро и жалость?
  • А должно ли быть чувство жалости к маме?
  • О каком герое К.Паустовский пишет: “… хлопотал
    от жалости”. (сторож Тихон)
  • Прочитайте текст телеграммы. (от Тихона)
  • Почему Катерина Петровна не поверила, что это
    телеграмма Насти? (Всегда любящая дочь)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

А если бы Настя послала телеграмму, какой бы был
текст этой телеграммы? При сложившейся ситуации
напишите свой текст телеграммы.

ВОПРОСЫ.

  1. Какие ещё герои наделены активной добротой?
    (Манюшка, учительница. Они занимают в жизни
    Катерины Петровны то место, которое должна
    занимать её дочь).
  2. Ребята приходят к выводу, что в этих людях
    совмещены чувства, дела. память. Заменяют ли эти
    добрые люди Настю? (Нет, только сыновняя и
    дочерняя любовь способна творить чудеса).

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ.

К.Паустовского называют мастером
художественной детали.

  • Назовите детали, усиливающие одиночество
    матери. (Старое дерено, холодная, мокрая ветка,
    облетевший лист, озябший шершавый ствол, ночник
    вздрагивал, предметы в доме)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Придумайте художественные детали, усиливающие
одиночество матерей.

ВОПРОСЫ.

  • Осуждает ли мать дочь за своё одиночество?
    Найдите подтверждение. (Нет)
  • Осуждаете ли вы Настю?
  • А кто ещё осуждает Настю? (Автор. Зачитываются
    подтверждения из текста.)
  • Образ Катерины Петровны. Расскажите о ней.
  • Найдите эпитеты, которые относятся к образу
    Катерины Петровны (Дряхлая; брошенная всеми
    старушка; бледная, маленькая, одинокая)
  • Сочетаются ли эти эпитеты со словом МАМА?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.



  • Подберите эпитеты, сравнения, которые должны
    стоять рядом со словом МАМА. (Заранее ребята
    обращались к произведениям известных писателей,
    поэтов которые помогут в работе.)
  • Прочитайте собственные “находки”

ВОПРОСЫ.

  • Ну а теперь обратим внимание на художественные
    детали, доказывающие, что душа глуха. (Рыжий
    кожаный радикюль, письмо от матери в сумочке,
    ящик письменного стола, жестяная пустота
    почтового ящика)
  • Можно ли решить проблему взаимоотношений в
    жизни? Решает ли эту проблему К.Паустовский в
    своём рассказе? (Проблема решаема Паустовский
    нам посылает телеграмму. Телеграмма — это
    предостережение нам, предупреждение: не
    забывайте о самых близких, которые нуждаются в
    нас, а то может оказаться поздно.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите текст телеграммы человеку, который
оказался в положении Насти.

Звучит музыка П.Чайковского.

Перед уроком ребята писали письма-покаяния
“Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо
маме). (Если в классе доброжелательные отношения,
то ребята зачитывают строки из своих сочинений.)

Приведу некоторые строки:

  • Поступок лежит черным камнем на моей памяти,
    часто омрачая мои мысли, убивая радость;
  • Меня грызет мысль: что тогда чувствовала мама?
  • Не совершайте моей ошибки, не обижайте маму;
  • Самое страшное на Земле — потерять доверие мамы;
  • Мама — это начало тебя, корень сына или дочери;
  • Давайте будем такими, какими нас хочет видеть
    мама;

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Пусть ваши раскаяния будут вовремя.

Я не случайно вас попросила принести
фотографии Ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были
соучастниками нашего разговора. Хотелось, чтоб
глаза Ваших мам вдохновляли Вас.

Я думаю, разговор сегодня получился. У Вас есть
большое желание стать настоящими людьми,
готовность пройти самое главное испытание -
испытание на истинную человечность. Любовь к
маме.

  • Звучит классическая музыка.
  • На этот урок я пригласила свою маму.
  • Звучит музыка Грига.
  • Я бы тоже хотела покаяться, что немало горьких
    минут доставляла своей маме.

Но рассказ К.Паустовского растревожил и мне
душу.

Когда-то, лет 25 назад, я посвятила стихотворение
своей маме.

(Чтение стихотворения учителем)

Накануне (по желанию) ребята пробовали сочинить
свои строки о маме.Каково же было моё удивление,
когда все ученики сочинили стихи о своей маме.

Приведу отрывки этих стихотворений,


Мама — самый лучший друг,
Она в беде всегда поможет,
Поймёт, когда полюбишь вдруг,
Поймёт, когда никто другой понять не может.

Морщинки разбегаются лучами,
А волос с каждым годом всё белей..
Прости меня, ведь я не думал, мама,
Что от моих потерь тебе больней.
Те руки, что бессонными ночами
Меня качали, сидя у огня,
Я окроплю сыновними слезами,
О сколько их ты, мама, пролила.
Моя родная, милая до боли,
Люблю тебя, и нежность не тая,
Я не желал бы людям лучшей доли,
Когда бы вечно рядом ты была.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Я хочу, чтобы в Вашей жизни никогда не было
телеграмм-предостережений, чтобы Вы никогда не
забывали о Маме.

Настя не смогла быть вовремя благодарной. Не
повторяйте ее ошибок. Если даже сердце
очерствело, дайте маме капельку добра.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Эти сочинения — покаяния предназначались не
мне. Пусть Ваши строки не будут запоздалыми.
Подарите сочинения и стихи своей маме И помните:
“Пока паши мамы живы, мы остаёмся детьми”,




Следующий: