Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии. Составление опорных таблиц

Усвоение учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий имеет следующие положительные черты:

  1. Ученик погружается в суть понятия, распредмечивает, структурирует его
  2. На уроке ученик прибывает в состоянии психологической комфортности, так как созданная ОТ поможет ему при выполнении им любых видов деятельности
  3. Опираясь на ОТ ученик сможет найти допущенную им ошибку в работе, определить причину ее появления и самостоятельно ее исправить
  4. У учащегося формируются методологические знания и умения:
  • логические приемы мышления
  • общенаучные методы
  • общедеятельностные знания и умения как способ организации деятельности

Произведенные в исследовательской деятельности знания об изученном объекте заносятся в ОТ, при этом они:

  • обобщаются с помощью логических приемов мышления
  • схематизируются знаково-символическими средствами
  • представляются не в хаотичной или суммативной форм, а в такой форме, которая отражает внутреннюю структуру объекта и раскрывает системообразующие связи между его элементами.

ОТ обладает следующими характеристиками:

  • является осознанным и понятным для ученика, так как составляется им самим
  • легко применяется в учебной деятельности
  • дает возможность каждому ученику решать любые теоретические и практические задачи
  • выступает эталоном нормативной исследовательской и практической деятельности
  • является образцом для самоконтроля и самокоррекции ученика разных видов его деятельности, допущенных в ней ошибок и т.д.

Предлагается этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.

Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.

Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).

Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, «умение учиться»:

  • выделять объекты (понятия) из среды
  • раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки
  • выделять в объекте уровни и подуровни
  • выделять связи между элементами
  • проводить сравнение, классифицировать, группировать

При изучении тем «Градусная сеть», «Географические координаты» учащиеся заносят основные выводы в опорную таблицу (ОТ).

Учитель задает вопросы по каждой колонке ОТ, используя параграф учебника, указывая страницу, абзац текста.



Например:

ЭЛЕМЕНТЫ КАРТЫ

ГРАДУСКАЯ СЕТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Колонка № 1:

Учитель: Чем пользуются определяя «адрес» географического объекта на карте или глобусе?

Ученик: Градусную сеть.

Учитель:

а) Открой § 11, стр. 27-28, вступление.

б) Создай определение понятия «градусная сеть» через родовидовые признаки:

  • По сути, что представляет собой градусная сеть?
  • Куда наносят эти линии?
  • Чему соответствуют на карте поперечные и продольные линии?
  • Значение градусной сети?

Колонка № 2:

Учитель:

а) Стр. 28, рис. 17.

б) Как называют на глобусе и карте поперечные/продольные линии.

Ученик: Меридианы/параллели.

Учитель: Схематично покажите их расположение на карте.

Колонка № 3:

Учитель:

а) Стр. 28-29, п.1, атлас.

б) Создай определение понятий параллель/меридиан через родовидовые признаки:

  • Как показаны на карте/глобусе?
  • Существуют ли линии параллелей/меридианов в действительности?
  • Как проведены параллели относительно экватора?/Какие главные точки Земли соединяют меридианы?
  • Какое направлении показывают параллели/меридианы?
  • В чем измеряется величина параллелей/меридианов?

Колонка № 4:

Учитель:

а) § 12, стр. 30, вступление.

б) Что необходимо знать для определения положения объекта на поверхности Земли?

Ученик: Географическую широту и географическую долготу.

Колонка № 5:

Учитель:

а) §12, стр.30, п.1, рис. 18/§13, стр.32, п.1, рис.20.

б) Создай определение понятия параллель/меридиан через родовидовые признаки:

  • По сути, что такое географическая широта/географическая долгота?
  • Что показывает географическая широта/географическая долгота объекта?

ЭЛЕМЕНТЫ КАРТЫ (Таблица)




Следующий: