Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценария

Формировать культуру чтения и работы с
текстом – цель, которая может решаться и во
внеклассной деятельности.

Цель данной статьи – рассказать о
подобном педагогическом опыте.

Литературная Студия Центра
образования занимается проведением
тематических литературных гостиных для учащихся
средних и старших классов вот уже три года.
Подготовка подобного мероприятия – дело
не только творческое, требующее различных
способностей: музыкальных, художественных,
режиссерских, декламационных, актерских, – но и
чисто ученических умений, в первую очередь –
умения работать с текстом. Следует учесть, что
сценарий гостиной – это одновременно и свой
текст, и чужой текст: художественные
произведения, литературно-критические статьи,
монографические работы, биографические очерки,
автобиографии и т.п. нужно деликатно включить в
своё высказывание. От студийцев, которые
самостоятельно пишут сценарий, требуется умение
ориентироваться в источниках информации,
адекватно воспринимать прочитанное. Наиболее
продуктивной для решения многих педагогических
задач оказалась технология РКМЧП, особенно
хорошо зарекомендовали себя следующие приёмы: выстраивание
ассоциаций, «корзина идей», «мозговой
штурм», РАФТ.

Подготовка литературной гостиной
начинается с определения темы (выбор темы
зависит от разных факторов: от памятных дат и
юбилеев, от книжных, литературных пристрастий
самих студийцев). Но когда тема выбрана, её
необходимо сузить, конкретизировать, и здесь
идем от наших, руководителей студии и участников
студии, ассоциаций.

– Какие ассоциация связаны у вас со словом
«любовь»?
– Что рисует ваше воображение, когда слышите имя
Гоголь?
– Какие слова возникают, когда
произносят …?
– Выстроите ассоциации к слову …

Ответы могут быть и неожиданны, удивительно
прозорливы и глубоки. Не стоит на этом этапе
размышления отказываться и от не совсем понятных
ассоциаций – записываем всё.

Например, при подготовке детектива ассоциации
со словом «детектив» были такими:
«выстрел», «убийца», «книга», «плед», «кресло»,
«камин», «туман», «темнота», «мрачный переулок»,
«трубка», «Шерлок Холмс», «кэб», «скрипка»,
«лупа». Этот ассоциативный ряд помог понять,
что большинство представлений детей связаны с
рассказами о Шерлоке Холмсе, помог определить
задачу – следует расширить свои представления о
литературном жанре. Отсюда и выстраивается
цель для чтения – выявленные ассоциации
сориентировали, какой информации не хватает, что
хотелось бы знать. Но ассоциативный ряд помогает
нам и в дальнейшем – при оформлении сцены,
подготовке реквизита, подборе иллюстраций для
слайдов презентации; во многом
ассоциации участников литературной студии
схожи с ассоциациями гостей, поэтому образы,
созданные на сцене, становятся
узнаваемыми.

Уровень знаний по темам различен, определяется
и читательским кругозором, и общей культурой, и
личным интересом к подобному жанру, писателю и
т.п. Но есть темы, минимальный объем знаний
по которым определён государственными
документами. Работу, посвященную юбилею Н.В.
Гоголя, мы начинали не с определения ассоциаций,
а с того, что дети знают по данной теме, т. е.
с «корзины».

– Что известно о Н.В. Гоголе?
– Самостоятельно вспомните и запишите то, что он
знаете.
– Обменяйтесь информацией в парах.
– Назовите одно сведение или факт, не повторяя
сказанного ранее.

Так как участники Литературной студии –
ученики 8-10 классов, то сведения различные: для
одних информация новая, для других является
своеобразным повторением. Каждый из участников
для себя определяет, о чем хотелось бы узнать
подробнее, что восстановить в памяти, какое
произведение перечитать, а с каким впервые
познакомиться. Таким образом, «корзина»
нацеливает на работу с определенными текстами.

И вот, казалось, информации достаточно (не вся,
конечно, на следующих этапах окажется, что
какой-то информации не хватает, и необходимо
заполнить пробелы, вернуться к текстам). Нужна
общая идея, остов, на который можно нанизать
информацию. Единственный приём, используемый
нами, – это «мозговой штурм».

– Как рассказать об известном авторе,
произведения которого изучают каждый год, так,
чтобы было интересно всем?

Первые 10 минут фиксируются любые
предложения, потом эти идеи обсуждаются всеми
участниками и выбирается наиболее перспективное
решение. Сам ход работы несколько специфичен и
оригинален: записываются только первоначальные
идеи, а не обсуждение, не преломление мысли.
Поэтому творческий процесс
остается тайной, но технология понятна, и
главное – успеть уловить, уцепить
«перспективное решение».

Сценарий студийцы пишут по сценам, делясь на
группы, причем не обязательно актер и сценарист
одно и то же лицо, пишут и для других. Сцена, где
представляется литературная гостиная, требует
определенной формы текста, содержание
передается через диалоги (монологи) действующих
лиц. Пишущий выбирает для себя персонаж, от лица
которого уместнее будет звучать отобранная
информация
(т.е. роль), определяет аудиторию, для
которой пишет,
выбирает форму и тему работы – это
технология РАФТ.



Во многом выбор роли определен и содержанием
информации. Например, Эдгар По явился
родоначальником детективного жанра, но
первоначально не был принят в своей родной
стране, оценить по достоинству необычный талант
смогли во Франции, поэтому наиболее удачной
формой рассказа об Эдгаре По составители
посчитали спор не понимающих в
литературе американок и интеллектуальных
француженок. Найденные досье на Шерлока Холмса и
некоторые высказывания самого Артура К. Дойла
относительно этого персонажа позволили написать
часть сценария в виде диалога классика детектива
и его поклонницы.

Примеры РАФТов

Сценка сплетниц (Литературная
гостиная «Средь шумного бала, или О любви и в
шутку и всерьез», март 2008)

Госпожа Т. Не правда ли и прекрасный бал!?
Госпожа М. Чудесный!
Госпожа Т., посмотрев по сторонам. Извините
моё излишнее любопытство, но вы
говорили, что у вас есть для меня
преинтереснейшие новости.
Госпожа М. Это правда.
Госпожа Т. Ну говорите же!
Госпожа М. Как вы нетерпеливы! Нужно же сначала
поглядеть, не слушает ли кто нас.
Обе оглядываются.
Госпожа М. Вы не представляете, кого я видела
только что на этом самом балу.
Госпожа Т. Кого?
Госпожа М. Тургенева, который прогуливался с
Виардо!
Госпожа Т. Тургенев с Виардо? с этой французской
певичкой? Я видела, что на бал она пришла с мужем!
Госпожа М. И что только они в ней нашли?
Она, мягко говоря, не самая красивая женщина.
Госпожа Т. Да, глаза навыкате, большой рот,
слишком широкий лоб.
Госпожа М. Не то, что её сестра, талантлива,
умна, красива! Странно, почему же Виардо
известнее? (Задумалась)
Госпожа М. Мне вчера сказала госпожа N, что
Виардо воспитывала дочь Тургенева! Вы
представляете, как я была удивлена!
Госпожа Т. А я знаю, что мать Тургенева – богатая,
знатная помещица, из роду Лутовиновых –
специально ездила посмотреть на Виардо!
Госпожа М. И как она её нашла?
Госпожа Т. Она сказала: «Эта цыганка хорошо поёт!»
Госпожа М. Да что вы говорите? Неужели так и
сказала?
Госпожа Т. Я знаю это точно!
Госпожа М. Интересно будут ли у Тургенева другие
увлечения?
Госпожа Т. Может он сохранит
ей верность на всю жизнь!
Госпожа М. Глядите, кажется, начинаются
танцы!
Госпожа Т. Идемте же скорее, а то не успеем!
(М. Козуляева, Т. Лавренкова 9 кл.)

Сценка петербургских чиновников об
Акакии Акакиевиче Башмачкине

(Литературная гостиная «Юбилей? Юбилей!..»,
посвященная 200-летию Н.В. Гоголя, апрель 2009)

Алеша: Слышал, вчера опять чиновника ограбили!
Максим: Да ну!? А что украли-то?
Алёша: Прямо на улице шинель сняли.
Максим: Шинель… да кому же она понадобилась?
Алёша: А ты не слышал? По городу призрак чиновника
ходит…
Максим: Призрак? В Петербурге??
Алёша: Да! Призрак Акакия Акакиевича Башмачкина!
Максим: Что-то никогда не слышал о таком…
Алёша: Вот, никто о нём и не слыхивал, пока он по
городу не стал ходить и снимать с чиновников
шинели.
Максим: Ну, расскажи, с чего всё началось-то?
Алеша: Да я сам толком ничего не знаю. Был
Акакий Акакиевич человеком низеньким,
непримечательным, несколько рябоватым,
несколько рыжеватым, с небольшой лысиной на лбу.
Служил в одном департаменте титулярным
советником. Молодые чиновники часто
подсмеивались над ним, издевались, сыпали на
голову бумажки и говорили, что это снег.
Максим: Ааа…Бумажки на голову сыпали??? А он
как-нибудь реагировал?
Алёша: Только изредка говорил: «Оставьте меня,
зачем вы меня обижаете?».
Максим: А чем же он жил?
Алёша: Только переписыванием всякого рода бумаг.
Максим: Так на этом много не заработаешь…
Алёша: Да вот денег у него и не было, жил бедно.
Однажды заметил Башмачкин, что у него шинель
прохудилась, да отнёс её портному, а тот сказал,
что починить нельзя никак, только новую сшить.
Максим: А где же он деньги на неё нашел?
Алёша: Половина у него была давно отложена,
а другую часть он насобирал, экономя на всём. И в
конце концов, купил шинель у портного.
Максим: Представляю, как Акакий радовался
обновке!
Алёша: Не то слово радовался! Да однажды
вечером сняли с него это пальто. Башмачкин ходил
жаловаться к значительному лицу, да тот выгнал
его. Придя домой, Акакий Акакиевич слёг в постель
да и помер.
Максим: Ах… Из-за шинели-то умер…
Алёша: С тех пор на улицах люди стали
замечать призрак, который ходит по мосту и
снимает с чиновников пальто.
Максим: Вот это да… Смотри, уже темнее. Пошли
скорее, не хочу я оказаться одним из тех, с кого
шинель снимут…
(Т. Лавренкова, 10 кл)
Результативность приёмов РКМЧП, которые
используются нами на практике, очевидна. Для
студийцев характерен тот стиля мышления, который
формируется при помощи этой технологии. Они
избегают категоричности в суждениях, честны в
своих рассуждениях, открыто дискутируют (каждая
литературная гостиная заканчивается
(начинается) обсуждением темы гостиной). Умеют
работать с текстом в любом его
проявлении.




Следующий: