Использование технологии Чтение и письмо для развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что
технология «Чтение и письмо для развития
критического мышления» позволяет педагогу,
используя универсальную модель обучения и
систему эффективных методик, создать на своем
занятии атмосферу партнерства, совместного
поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной
технологии я вижу в возможности развивать
критическое мышление через чтение и письмо,
через развитие культуры работы с текстом, так как
в российской педагогике уделяется много
внимания формированию информационной культуры
учеников. Но практика сегодня показывает, что
слишком малый процент выпускников школ реально
владеют информационной культурой, культурой
работы с текстом.
Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить
и проанализировать имеющиеся наработки по этой
теме, а также поделиться небольшим опытом работы
в применении методов и приемов данной технологии
на уроках русского языка и литературы.
Современного ученика чрезвычайно трудно
мотивировать к познавательной деятельности, к
поиску пути к цели в поле информации и
коммуникации. Происходит это потому, что дети
частенько испытывают серьёзные затруднения в
восприятии учебного материала по всем школьным
предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех
интересует, в чём причина этого.
На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне
развития мышления и, прежде всего, критического.
А это очень важно для человека в современном
мире, который входит в новый век с новым обликом
познавательной культуры, для которой «человек
репродуцирующий» – понятие, в сущности,
устаревшее и неинтересное. Кроме
воспроизводящей деятельности существует и
другой род деятельности, именно деятельность
комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека
объективно оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне проверять все
выдвигаемые положения и выводы. Человек с
критическим складом ума никогда не расценивает
свои высказывания и суждения как абсолютно
верные. Критическое мышление, т.е. творческое,
помогает человеку определить собственные
приоритеты в личной и профессиональной жизни.
Предполагает принятие индивидуальной
ответственности за сделанный выбор. Повышает
уровень индивидуальной культуры работы с
информацией. Формирует умение анализировать и
делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них.
Позволяет развивать культуру диалога в
совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически
помогает человеку сократить количество
поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а
значит, увеличивает наши шансы на успех.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся
овладевают различными способами интегрирования
информации, учатся вырабатывать собственное
мнение на основе осмысления различного опыта,
идей и представлений, строить умозаключения и
логические цепочки доказательств, выражать свои
мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим. Технология представляет собой
систему стратегий, объединяющих приемы учебной
работы по видам учебной деятельности независимо
от конкретного предметного содержания.

Чтение и формирование понятий

Цель: активно включиться в процесс
формирования понятий, используя навыки
критического мышления.

Пример использования.

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: «Основные разделы науки о
русском языке».

План урока.

1. Предварительное домашнее задание:
используя п.29 (т), составить
понятийно-терминологическую карту:

Языкознание – наука о языке.
Фонетика – раздел языкознания, в котором
изучаются звуки речи.
Морфемика – раздел языкознания, в котором
изучается состав слова.
Лексика – раздел языкознания, в котором
изучается словарный состав языка.
Морфология – раздел языкознания, в котором
изучаются слова как части речи.
Синтаксис – раздел языкознания, в котором
изучаются словосочетания и предложения.
Грамматика – раздел языкознания, в котором
изучаются свойства слов, изменения слов,
соединения слов в словосочетания и предложения.
Орфография – раздел языкознания, в котором
изучаются правила написания слов.
Пунктуация – раздел языкознания, в котором
изучаются правила использования знаков
препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором
изучаются правила произношения слов.
Стилистика – наука о стилях речи и
стилистических средствах языка.

2. Работа в группах по 5 – 6 человек.

  • Прочитать определения понятий.
  • Сопоставив их, выделить сходства и различия.
  • Зафиксировать полученный результат в виде
    опорного конспекта.

  • Сформулировать собственные определения
    понятий с опорой на конспект.

3. В парах опросить друг друга по определениям
понятий.

4. Составить творческую работу в жанре
лингвистической сказки, используя изученные
понятия.

Урок русского языка. 5 класс

Тема: “Понятие о лексике”.

План урока:

Составление
понятийно-терминологической карты

1. Разделиться на группы по 5–6 человек. В
течение 10 минут работать с
понятийно-терминологической картой (список из 10
понятий и их определений).

Лексика – словарный состав языка.
Однозначные слова – это слова с одним
лексическим значением.
Многозначные слова – это слова, имеющие
несколько лексических значений.
Прямое значение слова – это его основное
лексическое значение.
Переносное значение слова – это его
вторичное значение.
Омонимы – это слова одинаковые по значению,
но совершенно различные по лексическому
значению.
Синонимы – это слова различные по звучанию,
но одинаковые или близкие по лексическому
значению.
Антонимы – это слова противоположные по
лексическому значению.
Историзмы – собственно устаревшие слова.

2. В течение 10 минут усвоить эти понятия,
выделив в них отличительные признаки.
Сформулировать определения этих понятий своими
словами, записать, что получилось.

3. Разбиться на «двойки». В парах
опросить друг друга по определениям изученных
понятий. Можно использовать при этом прием
«Толстые и тонкие» вопросы. Фиксировать вопросы
в таблице.

4. Теперь, когда понятия усвоены,
составить, используя их, связный текст.

Чтение и анализирование, размышление

Цель: сделать процесс чтения более
эффективным, активизировать процесс
интерактивного получения информации и
коллективного рассуждения о ней с целью
критического осмысления.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Страницы жизни А.Платонова».

План урока.

1. Познакомиться с материалами учебника,
посвящёнными биографии писателя (выразительное
чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о
своей жизни).

2. Групповая работа: составление вопросов по
прочитанному тексту.

а). Репродуктивные вопросы:

  • Где родился А.Платонов?
  • Где учился писатель?
  • Какова профессия отца писателя?

б). Расширяющие вопросы:

  • Почему Платонов с такой теплотой говорит о
    деревне?
  • Почему церковь в родной слободе писателя
    называлась «Чугунной»?
  • Какую специальность в городском училище
    получил писатель?

в). Развивающие вопросы:

  • Какой была русская деревня начала двадцатого
    века?
  • В чём своеобразие и особенности
    церковно-приходских школ?
  • Какие черты характера отличали А.Платонова?

3. Классифицировать вопросы, разбив их на
«кучки». В данном случае были составлены вопросы
двух видов: те, на которые можно ответ дать
непосредственно на уроке, и те, для поиска
ответов на которые нужна дополнительная
информация.

4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к
этому уроку, знакомит класс с источниками
информации по данной теме. Библиография
фиксируется в тетради.

5. Работая в парах, дети отвечают на
составленные вопросы при помощи прочитанного
текста.

6. В конце урока определяется тема домашней
письменной работы по вопросу, который стал
лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера
отличали А.Платонова?»

Стратегия «Ключевые слова»

Цель: активизировать творческую
активность учеников, научить читать текст,
связывая его с личным опытом, повысить мотивацию
к чтению.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Что такое притча?»

План урока.

1. На доске фиксируются ключевые слова: князь,
петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают
прочь.

2. Объединившись в группы, ученики должны
придумать текст, включив в него предложенные
слова и выражения.

3. Творческие группы представляют результаты
своей работы.

4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых
петухов»

К одному князю пришёл человек и предложил
потренировать боевого петуха князя. Князь
согласился.

Прошло 10 дней.
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в
драку. Его нельзя выпускать!
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё
реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё
принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его,
прорываются наружу, и это заметно.
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов. Он неподвижен и словно
вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но
другие петухи не хотят с ним драться и, едва
завидев его, с криком убегают прочь.

5. Индивидуально работая с текстом притчи,
ученики составляют в тетради двухчастный
дневник.


Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно
взволновали

Ассоциации, комментарии к
выписанному

«…самонадеян и рвётся в драку»
«…нервный, на всё реагирует»
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Истинный победитель имеет олимпийское
спокойствие

6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения
содержания двухчастных дневников.

7. Работа с понятием «притча».

8. Учитель предлагает ученикам закончить
притчу, предположив, что ответил князь учителю
боевых петухов.

Письмо во время чтения

Цель: учиться фиксировать
неоформленные мысли и образ, удерживать их,
рассматривать со всех сторон, активизировать
процесс познания.

Стратегия работы с информационным текстом

Цель: научиться вдумчивому чтению,
которое позволит сформировать свою точку зрения
на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает
процесс чтения более эффективным.

Пример использования

Урок русского языка. 5 класс

Тема: «Понятие о существительном».

План урока.

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.



2. Ученикам предлагается вспомнить, что им
известно о существительном (фронтальная беседа,
результаты которой учитель фиксирует на доске).

3. Объединившись в группы, ученики оформляют
полученную информацию в тетрадях в виде
кластеров, например, такого типа:

4. Презентация кластеров. Выбор наиболее
интересного варианта.

5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником.
Фиксирование помет на полях во время чтения.

6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.


V

+

?

– обозначает предмет;
– падежные вопросы;
– морфологические признаки (род, число, падеж,
склонение);
– род (м., ж., ср.);
– число (ед., мн.)
– падеж (6);
– склонение (1, 2, 3);
– в предложении – ____, _ _ _ _
– самостоятельная часть речи;
– классифицируются по значению на конкретные,
отвлечённые, вещественные, собирательные;
– имеют род;
– изменяются по числам и падежам;
– н.ф. – им. п., ед. ч.;
– в предложении – любой член.
– самостоятельная часть речи. – Что такое склонение?
– При каких условиях сущ. может быть
определением в предложении?
– Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто?, а
другие – что?
– Почему одни сущ. пишутся с большой буквы,
другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

7. Обсуждение результатов работы в парах.

8. Коллективное редактирование кластеров.

9. Домашнее задание – составить устное
сообщение о существительных с опорой на кластер,
приводя собственные примеры.

10. Учитель обращает внимание учеников на графу
«?» и говорит о том, что это темы будущих уроков,
на которых и будут даны ответы на эти вопросы.

Стратегия работы с текстом

Цель: овладеть приёмом графической
организации материала, научиться
систематизировать, схематизировать материал,
составляя таблицы Донны Огл.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс.

Тема: «Большой человек» (страницы
жизни М.Зощенко)».

План урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Учитель предлагает детям рассказать о том,
что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы
фиксируются в таблице в графах «знаю»,
«источники информации».


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

– писатель-юморист;
– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча»,
«Великие путешественники», «Золотые слова»;
– даты жизни (1895-1958);
учитель,
произведения писателя,
учебник литературы,
уроки литературы в 5 классе,
учебник

3. Учитель просит детей во второй графе таблицы
зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на
которые им хотелось бы узнать. Возможные
варианты:


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

– Где родился писатель?
– Какой была его семья?
– Весёлым ли человеком он был?
– Кто были его друзьями?
– Как он создавал свои произведения?
– Что он больше всего ценил в людях? …

4. Выразительное чтение учителем материалов
учебника о М.Зощенко.

5. Индивидуальная работа учеников с графами
таблицы «узнал», «источники информации».

6. Обсуждение результатов работы.

7. Письменная творческая работа на тему «Что
имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим
человеком»?»

8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на
вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для
этого учитель предлагает воспользоваться
книгами из библиографии, составленной учеником,
выполнявшим индивидуальное задание к уроку.

Стратегия «Продвинутая лекция»

Пример использования.

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Своеобразие
древнерусской литературы».

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его
проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который
зафиксирован на доске.

План лекции.

  1. Что такое древнерусская литература? История
    возникновения и развития древнерусской
    литературы.
  2. Основные особенности произведений Древней
    Руси.
  3. Тематика произведений древнерусской
    литературы.
  4. Ведущие жанры.
  5. Древнерусские произведения и их авторы.

3. Учитель сообщает, что первая часть лекции
будет посвящена рассмотрению первого и второго
вопросов и спрашивает ребят, что им известно по
этому поводу. Результаты фронтальной беседы
фиксируются на доске и в тетрадях подобным
образом:


Литература Древней Руси
Х век
Связь с религией
Для церковных нужд
Церковно-славянский язык
В монастырях
Рукописные книги
Авторы – монахи

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики
отмечают + ту информацию в записях, подтверждение
которой они услышали в лекции, – то, что не
подтвердилось или было опровергнуто (это делает
один из членов пары). Второй ученик в паре
фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях
должны выглядеть примерно так:


Литература Древней Руси +
X век –
Связь с религией +
Для церковных нужд –
Церковно-славянский язык +
В монастырях +
Рукописные книги +
Авторы – монахи +
X – XVII века
анонимность
торжественность
патриотичность
связь с принятием христианства
из Болгарии (Кирилл и Мефодий)

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Составление краткого письменного
рассуждения по первой части лекции.

7. Работа над второй частью лекции проводится по
тому же плану, но функции учеников при работе в
парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное
монологическое высказывание на тему
«Своеобразие древнерусской литературы»или
написать вступительную статью для учебника по
истории русской литературы к разделу
«Литература Древней Руси».

Письмо после чтения

Цель: учиться организовывать
собственные мысли после чтения, развивать
творческие способности.

Пример использования

Урок развития речи. 6 класс

Тема: «Подробно изложение
повествовательного текста».

План урока.

1. Чтение текста учителем.

Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у
него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись
в холодном поту, он тот час велел позвать
придворного толкователя сновидений.

Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил:
«Твой сон, о великий повелитель, означает, что
очень скоро ты потеряешь всех своих родных и
близких!»

Ответ не понравился правителю, и он приказал
казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку
во всех учёных книгах сон трактовался одинаково,
следующего толкователя постигла та же участь.

Тогда шах разослал по стране глашатаев с
указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон,
достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит
смерть».

В это время в городские ворота вошёл Ходжа
Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил
провести его к шаху.

Те честно поведали Насреддину о судьбе его
предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что
мешок с золотом достанется именно ему.

Некоторое время спустя герой в прекрасном
расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под
тяжестью мешка. Когда его окружили горожане,
вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин
ответил: «Признаться, я небольшой знаток
сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он
надолго переживёт всех своих родных и близких».

2. Создание письменного пересказа услышанного
текста.

3. Вторичное чтение текста.

4. Обсуждение текста:

– тематика (о чём?)
– основная мысль (для чего рассказана эта
история?)
ответы на вопросы тестового характера:

  1. Сон приснился царю, шаху, императору?
  2. Шах позвал учителя, доктора, толкователя
    сновидений?
  3. Шах разослал по земле глашатаев, слуг,
    скороходов?
  4. В качестве награды были обещаны мешок золота,
    пуд серебра, мешок талантов?
  5. В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям,
    Ходжа Насреддин?
  6. Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха,
    что мешок золота достанется ему, что он разгадает
    сон?
  7. Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все
    родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех
    своих родных?
  8. Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы,
    он ослеп, он оглох?

– ответы на вопросы, начинающиеся так: было
ли такое предложение в тексте?

  1. Некоему шаху приснился кошмарный сон.
  2. Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.
  3. Он тот час велел позвать придворного
    толкователя сновидений.
  4. Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…
  5. Ответ вывел шаха из себя.
  6. Он приказал убить мудреца.
  7. Но поскольку во всех учёных книгах этот сон
    объяснялся одинаково…
  8. … тому, кто правильно истолкует его сон,
    достанется мешок золота.
  9. Неверный ответ станет причиной смерти.
  10. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести
    его к шаху.
  11. Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся,
    вышел из дворца, неся в руках мешок.

– ответы на вопросы, начинающиеся так:
говорилось ли об этом в тексте?

  1. Как звали, и во что был одет толкователь
    сновидений?
  2. На основании чего был растолкован сон
    придворным мудрецом?
  3. Почему шаху не понравились толкования сна
    придворными мудрецами?
  4. Почему были казнены придворные мудрецы?
  5. Почему по стране были разосланы глашатаи?
  6. Какая участь постигнет тех, кто попытается
    растолковать сон?
  7. Знал ли Ходжа, что его ждёт?
  8. Умел ли Ходжа разгадывать сны?
  9. Почему Ходжа был уверен в своей победе?
  10. Почему он именно так объяснил сон?

5. Работа с опорными и ключевыми словами.


Опорные слова

Ключевые слова

Шах
Сон
Толкователь сновидений
Объяснение
Глашатай
Смерть
Мешок золота
Ходжа Насреддин
В прекрасном расположении духа
Повелитель, господин, правитель
Сновидение
Мудрец
Толкование, истолкование
Вестники, слуги
Гибель, казнь
Награда
Он, странник, путешественник
Счастливый, довольный, радостный

6. Редактирование первого варианта написанного
текста.

7. Написание чистовика изложения.




Следующий: