Использование средств выразительности языка на уроках литературы в начальной школе

Тема урока: Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии содержания стихотворения Георгия Пахомова «Апрель».

«Апрель»

Журчит вода в снегах осевших,
Звенит весенняя капель.
И воробьев повеселевших
Пригрел приветливый апрель.

Взмахнул лазурными крылами,
Повеял ласковым теплом,
Горит незримо над горами,
Струится над родным селом.

Трепещет жаворонком в небе,
Ложится тихо на поля,
Заботой о насущном хлебе
Живет кормилица земля.

Цели урока:

  • проанализировать роль изобразительно — выразительных средств языка, лексики и синтаксиса.
  • развить эстетический вкус у детей, эстетическую чуткость к слову, чувство красоты, развивать чувство причастности и любви к своей малой родине.

Задачи:

  • обучать выразительному чтению стихотворения, организовать наблюдения за изобразительно — выразительными средствами в стихотворении;
  • проанализировать особенности глаголов и глагольных форм, выявить какие слова в стихотворении создают настроение и картины весны.
  • продолжать обучать детей через рисунок передавать свое отношение к определенному тексту.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка, где слышны пение птиц, журчание ручья, капель, т. е. музыка весны…

После прослушивания (2-3 мин.)

Учитель: Какое настроение у вас? Почему хорошее, радостное? Что вы услышали в этой музыке?

Дети: Услышали звуки весны: капель, птицы поют и т. д.

Учитель: Все верно. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Георгия Пахомова «Апрель».

II. Чтение и анализ стихотворения

1. Работа с текстом до прочтения

Учитель: Стихотворение называется «Апрель». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?

Дети: О весне, солнце, зима прошла и т. д.

Учитель: Давайте проверим, правы ли вы.

2. Чтение стихотворения, подтверждение предположения детей

Учитель: Медленно, про себя, прочитайте стихотворение и попробуйте увидеть те картины, которые поэт создал словами.

(Дети читают стихотворение.)

Учитель: Какие картины вы увидели?

Дети: Как вода журчит, капель с крыш капает, много воробьев чирикают громко, на земле совсем мало снега осталось и т. д.

Учитель: Совпали ваши предположения с содержанием стихотворения? В чем?

Дети: Мы тоже говорили о весне, солнце, тепле и т. п.

3. Чтение вслух по четверостишиям с комментариями

(Учитель предлагает прочитать вслух первые четыре строки.)

Ученик:

Журчит вода в снегах осевших,
Звенит весенняя капель.
И воробьев повеселевших
Пригрел приветливый апрель.

Учитель: Как вы думаете, с каким настроением нужно читать это стихотворение?

Дети: Бодро, весело, живо, громко, с радостью.

Учитель: Верно, с радостью. А почему?

Дети: Потому что все журчит и звенит, пришла весна, тепло стало!

Учитель: Я согласна с вами. Попробуем еще раз прочитать эти строки с радостной интонацией.

(Предлагает прочитать 1-2-м детям.)

- Молодцы! Теперь прочтем второе четверостишие. (Читает ученик.)

Ученик:

Взмахнул лазурными крылами,
Повеял ласковым теплом,
Горит незримо над горами,
Струится над родным селом.

Учитель: А как надо читать эти строки?

Дети: По-доброму, ласково и потише, чем первое четверостишие.

(Учитель предлагает прочесть 1-2-м детям с указанной интонацией. Оценивают чтение одноклассники.)

Учитель: Сейчас мы прочтем вслух последнее четверостишие. (Читает ученик.)

Ученик:

Трепещет жаворонком в небе,
Ложится тихо на поля,
Заботой о насущном хлебе
Живет кормилица земля.

Учитель: С каким настроением читаем эти строки?

Дети: Тихо, нежно с любовью…

(Предлагается чтение 1-2-м детям с указанной интонацией. Оценка их чтения.)

Учитель: Мы прочитали все стихотворение. Скажите, слова какой части речи часто встречаются при чтении?

Дети: Глаголы.

Учитель: Назовите, пожалуйста, эти глаголы.

Дети: Журчит, звенит, пригрел, взмахнул, парит, струится, трепещет, ложится, живет.

Учитель: А что передают эти глаголы?

Дети: Движения, звучания, настроение весны.

Учитель: Какие глаголы звучания вы услышали?

Дети: Журчит, звенит.

Учитель: А настроение передают какие глаголы?

Дети: Взмахнул, струится (апрель), трепещет (жаворонком), живет (кормилица земля).

Учитель: А еще давайте подумаем, что может означать глагол «парит»?

(Если дети затрудняются ответить, учитель поясняет.)

Ученик: Парит (апрель) этот глагол означает пространство (парит над горами).

Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение автора «незримо парит»?

Дети: Незримо, значит, невидимо.

Учитель: Верно. Мы не можем увидеть апрель, мы можем почувствовать, что стало тепло, можем ощутить запах прелой, сырой земли. Вот что означает это слово. А что тогда может быть зримым, т. е. видимым?

Дети: Птицы могут парить в небе и их видно.

Учитель: Правильно. Ребята, а какие слова в этом стихотворении указывают нам на близость к своей родине, и есть ли такие слова?

Дети: Да, есть. Здесь говорится «родным селом», «заботой о хлебе», «кормилица земля».

Учитель: Да, вы правильно нашли эти слова. Хлеб автор называет «насущным». Как вы понимаете это слово?

Дети: Хлеб нужен всем и всегда, наверно, поэтому его называют насущным.

Учитель: Слово «насущный» в толковом словаре русского языка определяется как: «имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый. Хлеб насущный – то, что необходимо для пропитания, существования».

Как вы понимаете выражение «кормилица земля»?

Дети: Весной в землю сеют разные семена, а осенью земля дает урожай, значит, она нас кормит.

Учитель: Правильно, ребята, какие слова в стихотворении вы заметили, которые передают наступление весны, ее настроение?

Дети: Снег осевший, весенняя капель, ласковое тепло, приветливый апрель…

Учитель: Скажите, как вы думаете, автор стихотворения любит весну, свою родину?

Дети: Да, любит.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: По настроению стихотворения, по тому, как по — доброму, ласково мы его читаем, по словам о родном селе, кормилице земле и др.

Учитель: Молодцы, ребята. Из нашей беседы нам стало понятно, что хотел передать Георгий Пахомов в своем стихотворении.

III. Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам дома нарисовать это стихотворение красками, чтобы передать содержание таким, каким вы его «увидели». На следующем уроке мы устроим выставку ваших работ.

Следующий: