Использование современных технологий обучения на уроках физики


Вступление в урок.

  1. Тема урока: Решение задач по теме «Механические колебания и волны». Уроки в теме «Механические колебания и волны» 5 и 6, учебник «Физика» 10 класс С.В. Громов; 11 класс Г.Я Мякишев.
  2. Сложность темы: уровень – базовый.
  3. Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний.
  4. Общедидактическая цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия.
  5. Триединая дидактическая цель:

образовательная
(обучающая)

развивающая

воспитательная

- систематизация знаний по теме «Механические колебания и волны»;
- применение полученных знаний при решении задач.

см. информационную карту урока

формирование добросовестного отношения к учебному труду, дисциплинированности, организованности, аккуратности; развитие чувства товарищества, честности.

6. Оборудование: папка с памятками, технологические карты, карточки с задачами, листы с решениями задач (решебники), карточки с задачами для уровневой контрольной работы, таблицы с формулами, листы контроля знаний, калькуляторы, фломастеры, таблицы для рефлексии.

7. Информационная карта урока

Этапы урока

Ведущие группы ОУУН на данном уроке

учебно-интеллектуальные

учебно-информационные

учебно-организационные

учебно-коммуникативные

приёмы

приёмы

приёмы

приёмы

0

Мотивация, целеполагание

Вступительное слово учителя (слова Э. Ферми: принципы работы)

Карта (определения цели занятия)

Активное слушание

1

Организация начала занятия

Самоконтроль готовности к уроку

Активное слушание

2

Проверка выполнения домашнего задания

Диктант-взаимоконтроль

Работа в парах

3

Подготовка к основному этапу занятия

«Найди ошибку»

Монолог, «Найди ошибку»

Активное слушание

4

Закрепление знаний и способов действий учащихся

Разноуровневые задачи

карточки

Памятка «работы в динамических парах», самоконтроль с использованием решебников

Работа в динамических парах

5

Обобщение и систематизация знаний

Работа в динамических парах


Этапы урока

Ведущие группы ОУУН на данном уроке

учебно-интеллектуальные

учебно-информационные

учебно-организационные

учебно-коммуникативные

приёмы

приёмы

приёмы

приёмы

6

Контроль и самопроверка знаний

Разноуровневая контрольная работа

Карточки

Взаимоконтроль; уровневая контрольная работа

7

Подведение итогов занятия

Самоконтроль с использованием технической карты; знаньевая рефлексия

8

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Составление индивидуального домашнего задания с технологическими картами

8. Оформление доски:

1) «Знать физику – означает уметь решать задачи».
Э. Ферми.
2)
- Учу сам.
- Учу других.
- Получаю сам.

Ход урока.

I. Учитель знакомит класс со словами Э. Ферми, называет тему урока, цель урока, зачитывает принципы и говорит, что работа будет подчиняться этим принципам. Напоминает, что в ходе урока заполняется технологическая карта (Приложение 1) и лист оценки знаний.

Лист оценки знаний

Физический диктант

Работа в четвёрках

Самостоятельная работа

Итог

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

1) Физический диктант.

Дети записывают 2 столбика цифр: в 1 от 1 до 12, во втором от 13 до 24. Вначале учитель проговаривает задания для 1 столбик: «Какой буквой обозначается…». Второй столбик дети заполняют самостоятельно – пишут единицы измерения этих величин.

I в

II в

1 T

13

1 ?

13

2 ?

14

2 A

14

3 n

15

3 V

15

4 t

16

4 m

16

5 ?

17

5 ?

17

6 g

18

6 K

18

7 K

19

7 ?

19

8 m

20

8 g

20

9 ?

21

9 t

21

10 A

22

10 n

22

11 V

23

11 ?

23

12 ?

24

12 T

24

Ученики меняются листами, проверяют работу (ответы написаны на доске), оценивают, оценку «5» ставят, если нет ошибок; «4» — ставят, если есть 1-3 ошибки; «3» — ставят, если есть 4-6 ошибок; «2» — если больше 6 ошибок.

2) Работа с формулами.

а) У доски два ученика, по очереди вывешивают карточки, проговаривают определения. Класс слушает, при необходимости исправляют, дополняют.



б) «Найди ошибку»

  1. 5мм = 0,05м (0,005м)
  2. 15мин = 900с
  3. 72км/ч = 200м/с (20м/с)
  4. 6см = 0,06м
  5. 2кГц = 2000Гц
  6. 300г = 0,3кг
  7. 3т = 300кг (3000кг)

III. Работа в группах из 4 человек, внутри группы – в динамических парах

Задание: а) решить задачи, проверить их по решебнику (Приложение 2)

б) поменяться карточкой с соседом, решить задачи, проверить решение, при необходимости объяснить

- аналогично б)

Тексты задач в карточках.

Карточка жёлтого цвета.

  1. Эхо звука, посланного эхолотом в водоём, человек услышал через 4с. Какова глубина водоёма? Скорость звука в воде 1450м/с.
  2. Как изменится период колебания нитяного маятника длиной 1м, если нить удлинить на 3м?

Карточка красного цвета.

  1. Найти амплитуду, период и частоту колебаний, если закон колебаний материальной точки имеет вид x = 5 cos 6,28t (см)
  2. Определить массу груза, который на пружине жёсткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16с

Карточка сиреневого цвета.

  1. Радиобуй в море колеблется на волнах с периодом колебания 0,5с. Скорость морских волн равна 4м/с. Определите длину волны.
  2. Какую длину имеет математический маятник с периодом колебания 1с? Найти частоту колебаний.

Карточка коричневого цвета.

  1. Грузик на пружине за 6с совершил 18 колебаний. Найти период и частоту колебаний.
  2. Маятник длиной 2м совершает за 1 час N = 2536 качаний. Определить ускорение свободного падения.

IV. Самостоятельная работа.

На оценку «3» решить 1 и 2 задачи
На оценку «4» решить 1, 3 или 2, 3 задачи
На оценку «5» решить 1, 2, 3 или 3, 4 или 1, 2, 4 задачи.

I

  1. Маятник за 30с совершил 120 колебаний. Определите период и частоту колебаний маятника.
  2. Скорость распространения волны равна 54км/ч. Определите частоту колебаний источника волны, если длина волны равна 50см.
  3. Груз массой 100г, подвешенный к пружине, совершает 300 колебаний за время, равное 1мин. Определите коэффициент жёсткости пружины.
  4. Один математический маятник имеет период колебания 3с, а другой – 4с. Каков период колебания математического маятника, длина которого равна сумме длин указанных маятников?

II

  1. Уравнение свободных колебаний пружинного маятника имеет вид: ах = -25х. Определите циклическую частоту, частоту и период колебаний.
  2. Определите скорость распространения волны в воде, если источник волн колеблется с периодом 5мс, а длина волны равна 7м.
  3. Какова длина математического маятника, совершающего 60 колебаний за 2мин.
  4. Как изменится период колебания груза на пружине, если железный груз заменить алюминиевым такого же объёма?

V. Рефлексия.

а) по технологической карте;
б) знаньевая (определения, формулы) по теме «Механические колебания и волны».

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, по технологической карте посмотреть, что нужно вам повторить, а что ещё раз выучить.

Обобщающий урок физики в 7 классе.
«Физические величины как средство описания
физических объектов и явлений».
(2 часа, технология «Педагогические мастерские», по учебнику С.В. Громова).

Урок проводится в конце учебного года.

Цели:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания за курс 7 класса, вспомнить основные понятия, соотнести их с другими понятиями.

Развивающая:

- формировать умение быстро мыслить;
- развить интерес к физике;
- развивать навыки работы с учебником;

Воспитательная:

— воспитание навыков коммуникативного общения;
- воспитание внимания;

Содержание учебного материала: физические величины, которые изучались в течение учебного года.

Формы организации познавательной деятельности:

- индивидуальная;
- групповая;
- общеклассная;

Методы обучения:

- репродуктивный;
- наглядно-иллюстративный;
- объяснительно-иллюстративный;

Оформление доски: правила работы в мастерской; портреты учёных (Р. Гук, И. Ньютон, Архимед, Г. Галилей, Э. Торричелли).

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Проверка готовности класса
  • Мотивация учащихся

Слушают информацию учителя о правилах работы в мастерской:

  • В мастерской все равны
  • Я отношусь к мнению другого с уважением
  • Я не боюсь высказаться, т.к. знаю, что к моему мнению отнесутся с уважением

I Афиширование

  • Сегодня мы будем мастерить «Физические величины»
  • Предлагает детям карточки с написанными словами (Приложение 3). Даёт инструктаж о работе с карточками:

— рассмотреть внимательно карточку и карточку на столах;
- сесть за тот стол, за который считаете нужным;
На парте карточка со словом
ПРИБОР

На второй парте –
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

На третьей парте –
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ

На четвёртой парте –
ФОРМУЛА

  • Назначает лидера

Дети стоят в кругу, получают карточки, рассматривают карточки на столах и садятся за тот, который выбирают. Образовалась группа; лидер знакомится с памяткой работы в группе, знакомится с памяткой лидеру (Приложение 4); дети объясняют, почему сели за этот стол (отвечающего назначает лидер).

II Индуктор

  • Раздаёт задание группам (Приложение 5)
  • Даёт инструктаж о работе: каждую карточку соотнести в соответствующий столбец таблицы (Приложение 6)
  • Проверка правильности выполнения задания.

Демонстрация таблицы с готовыми ответами после отчётов групп.

  • Работа с полученным заданием.
  • Проверка правильности выполнения задания (каждая группа по очереди проговаривает то, что у них получилось).

1 гр. – 1 столбик
2 гр. – 2 столбик
3 гр. – 3 столбик
4 гр. – 4 столбик
На доске 5 столбик
При необходимости дополняют и исправляют ответы

III Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация (афиширование)
Разрыв

  • Смастерить физические величины по плану (у каждой группы своё задание – Приложение 7)
  • Заполнить справочник (Приложение 8)
  • Подведение итогов работы с таблицей
  • Дети по плану составляют ответы, затем обсуждение в группе, заполняют справочник (у каждого на парте есть таблица)
  • Проведение эксперимента.
  • Заполнение справочника на доске (или проецирование на экран)
  • Отвечают у доски, демонстрация опыта классу.

IV Д.З.

Каждой группе сделать ксерокопии своих таблиц по числу оставшихся учащихся, раздать их, сделать книжки; составить кроссворд по теме: «Физическая величина».

V Рефлексия

Благодарит детей за работу, просит ответить на вопрос: «Сколько физических величин мы изучили в 7 классе?» Организует рефлексию методом неоконченных предложений:
«На этом уроке я…»
«Лидер нашей группы…»
«Сегодня на уроке мне было…»
«Я сегодня с удовольствием…»
«Работать в группе мне…»

Участвуют в рефлексии




Следующий: