Использование современных образовательных технологий в обучении дошкольников

Наш детский сад представляет собой небольшой
по численности коллектив, что является
необходимым условием для разработки технологий
“выращивания” ценности детского сада и чувства
принадлежности к детскому саду, как к особому
культурно-нормативному пространству. Педагоги
детского сада получили возможность изучать
каждого ребёнка, индивидуализировать
собственные педагогические технологии,
проектировать и отслеживать индивидуальные
образовательные траектории. Принципом
построения образовательного процесса явилась
организация рефлексии проблемных ситуаций как
неотъемлемого компонента разрабатываемых
педагогических технологий. Важнейшим моментом
проектной части явилось внесение изменений в
содержание образования и организацию
педагогического процесса.

Реализация подлинных возможностей старшего
дошкольника возможна лишь при условии
применения активных методов обучения,
предполагающих преобразование действительности
реально или в уме с целью выявления механизмов
этих преобразований и трансформаций, что
является основным условием не только усвоения
знаний, но и выяснения их происхождения.

Имеется в виду, усвоение знаний не с точки
зрения их применения в личных практических
целях, а по их внутренней логике.

Найти способ, технологию усвоения знаний
необходимо для того, чтобы показать ребёнку
всеобщий, а не “житейский” способ ориентации
человека в различных областях знаний:
математике, языке, в природе, пении, движении.
Только тогда на выходе, считает А.Н.Леонтьев, мы
получаем познавательные интересы: ребёнок будет
интересоваться, например, математикой как
математикой, и мы получаем высокую
произвольность процессов внимания и памяти.

Например, педагог смешивает два метода
обучения: активный и “интуативный” (наглядный).
“Интуативный”, наглядный приём сводит
активность ребёнка к конкретным действиям, когда
педагог ограничивается внешним показом и
“прочтением готового знания”.

Активный приём, применяемый педагогом,
заставляет ребёнка думать, придумывать действие,
необходимое для решения задачи, часто
действовать операционально, приводит к
изобразительному процессу, созданию копии
объектов, когда ребёнок сам открывает себе
различные действия и операции, что является
первичным фактом развития – изменением
поведения в направлении перехода от менее
совершенной к более совершенной функции. Интерес
к знанию сформирует бескорыстное отношение к
знанию и наслаждение в дальнейшем не от оценки, а
от самого знания.

Общепедагогические технологии

  1. Технология социально-направленное обучение.
  2. Технология “Свободная открытая группа”
  3. Технология “Тренинг”
  4. 1.Технология социально — направленное
    обучение.

В основе технологии лежит принцип “от целого к
части”, “от сложного к простому”.

Приходя в этот мир, ребёнок встречает его уже
существующим, во всей сложности и
противоречивости. И лишь с годами он учится
вычленять в мире простые составляющие. То же
происходит и со “сложным”, наглядно-образное
мышление помогает ребёнку свести сложную
информацию к простым составляющим. Технология
“направленное обучение” направлена “от
ребёнка”, от интересов личности, на актуальные
образовательные потребности личности,
возникающие в процессе развития, на творческую
задачу, а не от системы, существующей
внеличностно. Направленность на продукт:
придумать, сочинить, сделать самостоятельно, что
позволяет актуализировать творческие
возможности детей. Овладение действиями
наглядно-действенного, наглядно-образного,
наглядно-схематического и вербально -
логического мышления.

Технология реализуется с помощью
общепедагогических и общепсихологических
методов, методов моделирования и схематизации,
когда ребёнок проникает в “идею” путём
визуализации сложных пространственных образов.

Технология предполагает развитие различных
видов деятельности, интегрирование их в
сюжетно-ролевой игре и формирование условной
динамической позиции, где условная ситуация
строится, условные отношения – задаются,
условный конфликт программируется, условная
позиция – изменяется.

    2. Технология “Свободная открытая
    группа”

В основе технологии лежит принцип “открытости
миру”. Технология предполагает особый способ
разворачивания коллективного действия, когда
педагог, воспитатель умело выстраивает ситуацию
на занятии, наталкивая детей на волнующую их
проблему, решение которой требует действий,
размышлений, исследований, высказывания
суждений, и, как результат, приводит к
разногласиям. Дети свободны в выборе действия,
выборе партнёра. Это создаёт условия, в которых
дети свободно выбирают себе партнёра по игре,
вступая в более близкие отношения друг с другом.

Реализация личностно- ориентированного
подхода в организации обучении по данной
технологии предполагает повышение статуса
ребёнка, право самостоятельно решать
конфликтные ситуации, доверие и необходимость
осторожного психологического воздействия на
личность дошкольника с помощью: психологической
защиты от различного рода перегрузок,
психологической помощи во взаимодействии с
окружающим миром вещей и людей, учёта
потребностей дошкольника, построения технологий
обучения, сообразно его индивидуальным
особенностям, с помощью создания определённой
стратегии мотивов самоутверждения.

Реализация личностно-ориентированного подхода
в организации обучения стимулирует развитие
творчества как расширение возможностей
личности. Исключительное значение придаётся:

    1.организации личностно-ориентированной модели
    общения, взаимодействия ребёнка и воспитателя;

    2. осмыслению принципов креативности в
    обучении;

    3. личностному развитию, предполагающему
    процесс изменений: формирование картины мира, а в
    дальнейшем образа мира, модели мира,
    направленных на самореализацию, саморазвитие
    личности;

    4.обогащению духовного мира ребёнка в мире
    искусства;

    5.формированию базиса личностной культуры;

    6.напрвленности внимания на индивидуальность
    ребёнка, индивидуальный подход.

Организация личностно-ориентированной модели
общения, взаимодействия ребёнка и педагога

.

В основе технологии “Свободная открытая
группа” лежит принцип “открытости миру”,
свобода творчества и свобода выбора. Создание
свободной открытой группы часто пугает
педагогов авторитарной ориентации, которые
сталкиваются при работе по этой технологии с
открытостью, изменчивостью и незавершённостью.

Когда дошкольники осознают, что они свободны в
выборе воспринимаемого и созданного их
творческим воображением, что только от их
воображения, их творчества будет зависить
красота того, что они “сотворят”, тот продукт,
который они создадут, тогда произойдёт изменение
в самом дошкольнике.

Стиль общения “Взрослый-дитя” разработан
американским психологом и психотерапевтом
Карлом Роджерсом. Форма общения предусматривает
“правило трёх “П”: понимание, приятие,
признание.

Понимание – умение видеть ребёнка “изнутри”,
смотреть на мир одновременно с двух точек зрения
– своей собственной и ребёнка, видеть
побудительные мотивы, движущие им. У педагога
вырабатывается свой, особый код общения,
позволяющий взрослому понимать тайные чаяния
ребёнка и ориентироваться на них в своих
суждениях и оценках. Но при этом необходимо
развивать способность к децентрации: понимание
существования не одной, а множества точек зрения
на одну и ту же проблему, множества мнений не
только у ребёнка, но и у взрослого.

Приятие – означает безусловно положительное
отношение к ребёнку, к его индивидуальности,
независимо от того, радует он в этот момент
взрослого или нет. У ребёнка должно быть чувство,
что педагог его принимает и любит независимо от
показателей и оценок. Здесь необходимо
“искусство прощать”. Приятие – это и умение
разглядеть заложенный в ребёнке потенциал
развития, и своеобразие, и непохожесть.

Признание. Если вы признаёте ребёнка, то он
чувствует, что он имеет право голоса в решении
тех или иных проблем. Ситуации, возникающие в
быту, в игре, в обучении должны допускать выбор.
“Что бы ты ни выбрал, я согласна!” У ребёнка
должно быть ощущение, что он выбирает сам!

  1. Технология “Тренинг”

Технология “Тренинг” похожа на ролевую игру.
Но в ролевой игре ребёнок, пользуясь механизмом
замещения, принимает роль, принимает роль,
представляя один предмет вместо другого, самого
себя в различных ролях, воспроизводит внешнюю
действенную сторону каждой роли.

Групповой тренинг ставит иные цели: обратить
внимание ребёнка на эмоциональный компонент
взаимодействия в игре, на его собственные
проявляющиеся чувства. Ребёнок, называя эмоцию,
осознаёт её. Таким образом, происходит
преднамеренное изменение.

Наиболее адекватным понятием в теории тренинга
является понятие “преднамеренное изменение”.
Оно в равной степени отражает изменения,
происходящие у всех участников взаимодействия.
Ориентирами в этой теории является
представление психологического времени,
пространства, необходимость и адекватность
волевого усилия и произвольной активности
субъектов изменений, этичности преднамеренных
изменений.

Следующий: