Использование современных информационных технологий в деятельности учителя начальных классов, как средство повышения качества образования


Прежде чем поделиться опытом работы по
данной теме, хочу обозначить ключевые моменты
современного образования в начальной школе.

Во-первых, учебный процесс во многом
определяется ранее полученными знаниями,
ожиданиями и результатами, которые формируют
среду обучения, поэтому на современном этапе
реформирования российской школы всё больше
внимания уделяется информатизации начального
образования.

Во-вторых, давно доказано, что учащиеся
по-разному осваивают новые знания. Ранее
преподавателям трудно было найти индивидуальный
подход к каждому ученику. Теперь же, с
использованием компьютерных сетей и онлайновых
средств, школы получили возможность
преподносить новую информацию таким образом,
чтобы удовлетворить запросы каждого ученика.



В-третьих, общеизвестно, что
информационные технологии могут сделать процесс
обучения более интересным, отвечающим реалиям
сегодняшнего дня, предоставляя нужную
информацию в нужное время. Одним из достоинств
применения компьютера в обучении считается
повышение мотивации учения.

В-четвёртых, тенденции развития
общества и состояние современного образования
требуют от учителя использования новых
технологий.



Для достижения успеха в

XXI в. уже недостаточно академических знаний и
умения критически мыслить, а необходима
некоторая техническая квалификация, поэтому
многие учащиеся стремятся заранее получить
навыки в области информационных технологий и
обеспечить себе этим успешную карьеру.

В нашей школе ребята, в том числе и
начальной школы, благодаря реализации
Национального проекта “Образование” имеют
возможность пользоваться современными
информационными технологиями.

В моём классе способности у детей
разные. Есть ребята с хорошим уровнем подготовки,
внимательные, схватывающие на лету, обладающие
навыками самостоятельной работы. Есть дети с
хорошими способностями, но слабо владеющие
навыками самостоятельной работы. Есть ребята,
испытывающие трудности при усвоении материала.

Стандарт образования должны выполнять
все.

При проведении проверочных работ чаще
всего выбираю тестирование. Использую на
уроках русского языка, литературного чтения,
природоведения, математики. Удобно делать работу
над ошибками – текст всегда под рукой. Хорошее
средство обобщения материала. Планирую
подключить к набору тестов ребят с проблемами в
правильном чтении и письме, для развития
творческого и аналитического мышления предложу
некоторым ребятам самим составить тест.


Давно не записываю на доске материал
контрольной работы по математике и русскому
языку. Так как доска отсвечивает, дети теряют
время на то, чтобы прочитать задание, поэтому
меньше времени уделяют проверке, допускают
ошибки по замене, пропуску данных, стесняются
спросить, стыдятся показать своё незнание,
заглядывают в тетрадь соседа или пропускают
задание – качественного результата не жди.
Сейчас таких проблем нет. Ребёнок быстрее
настраивается на успешную работу, а не ищет пути
к отступлению. Лучше развиваются навыки
самоконтроля и навыки работы с индивидуальными
измерительными материалами, необходимые при
сдаче ЕГЭ.

Применение ИКТ прививает интерес к
чтению.

На уроках литературного чтения
ищем индивидуально или фронтально, или группами
информацию о писателе, поэте. Самое важное и
интересное дети сами записывают в тетрадь, устно
рассказывают товарищам, задают им вопросы для
проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть
опыт поиска произведения или автора, которого
нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт
почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках “Мир вокруг нас” мы ищем
информацию о странах, сравниваем с текстом
учебника. Поэтому все запомнили названия стран –
соседей России на севере, их столицы.

Работа с сетью Интернет развивает
уверенность, позволяет чувствовать себя частью
большого реального мира, подстёгивает
любознательность, развивает коммуникативные
качества, создаёт элемент соревновательности,
позволяет разнообразить виды деятельности на
уроке.



Часто картинки из сети Интернет
становятся единственным источником того, чтобы
дети увидели портрет писателя, фотографии тигров
в цирке или театра кукол им. Образцова в Москве,
русские народные костюмы, шедевры русского
деревянного зодчества. Это становится ярким
наглядным пособием и источником вдохновения на
уроках Изобразительного искусства и
художественного труда.
Поэтому рисунки на
компьютере и бумаге у всех выходят
необыкновенные, неповторимые.

Современные информационные
технологии использую и в работе с одарёнными
детьми. Это и поиск материалов для написания
рефератов, и поиск информации для ответов на
вопросы различных конкурсов.

Наблюдая за работой детей в
компьютерном классе, провожу диагностику их
уровня воспитанности, межличностных отношений,
типа мышления и т.д.

С появлением в моём классе компьютера
появилась возможность использования мультимедийного
проектора.
Теперь мы чаще используем ИКТ на
уроке, стали более независимыми и мобильными.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают
использование современных информационных
технологий. Если в 1 классе у 12 ребят был домашний
компьютер, то в 3 классе у 21 человека. Значит,
родители работают в единстве со школой.

Пусть нет пока резкого стабильного повышения
качества образования по всем предметам в моём
классе, но есть повышение мотивации учения, есть
повышение качества образования в целом по
классу. В конце 2 класса качество составило 46%, к
концу 1-го полугодия 3 класса – 64%.

Библиографический список.

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
    технологии обучения. М.,1995.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных
    технологий в учебный процесс// Начальная школа. –
    2008. – №1. – с.31-33.




Следующий: