Использование системы заданий программированного контроля при проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики

«Человек может кое-чего достигнуть,
целесообразно применяя отдельные способности;
может многого достигнуть, соединяя несколько
способностей; может создать исключительное и
неожиданное, соединяя все свойства»

И.Гете

Задача современной школы состоит в
создании благоприятных условий для раскрытия и
развития способностей и склонностей учащихся.

Одной из важнейших составных частей
процесса обучения и воспитания, в значительной
степени определяющей результативность и
эффективность их обучения, является контроль
знаний, умений, навыков. В последние годы в
педагогической практике для оценки достижений
школьников, в том числе и при итоговой аттестации
выпускников средних общеобразовательных
учреждений в форме ЕГЭ, широкое распространение
получил программированный контроль в форме
тестирования.

В настоящее время в современной
отечественной педагогической литературе
недостаточно полно раскрыты теоретические
вопросы проверки знаний, умений, навыков
учащихся (отсутствует информация о системном
использовании программированных заданий разных
логических структур) и довольно подробно
рассмотрены прикладные вопросы педагогики
(задания программированного контроля). Как
показывает практика, в большинстве случаев
учителя физики испытывают затруднения в
использовании программированного контроля в
системе, ссылаясь на отсутствие методического
обеспечения по данному направлению (Приложение 1).

Недостаточность теоретической
разработки проблемы программированного
контроля, с одной стороны, и потребность практики
в совершенствовании проверки знаний, умений,
навыков учащихся, с другой стороны, обусловили
выбор темы исследования
«Использование системы заданий
программированного контроля при проверке
знаний, умений, навыков учащихся на уроках
физики».

Методологическую основу
исследования
составляют положения
современной отечественной педагогики о сущности
программированного обучения и
индивидуальности: теория программированного
обучения (Н.Д. Никандров, А.В. Прокофьев,
Л.М.Столяров), положения системного подхода в
использовании программированных заданий (З.В.
Сычевская, В.В. Смолянец, А.Г. Боврук), теория
индивидуального подхода (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт,
Е.С. Рабунский).

Идея исследования состоит в
том, что системно организованный
программированный контроль в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
формирует когнитивные навыки, развивает
интеллектуальные способности учащихся.

Объектом исследования
является процесс преподавания физики в 7-9
классах.

В качестве предмета исследования
выступает система заданий программированного
контроля в сочетании с традиционными заданиями,
методика работы с ней на уроках физики в 7-9
классах.

Целью исследования является
разработка системы заданий программированного
контроля по физике и её апробация в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
знаний, умений и навыков учащихся.

Для достижения этой цели нами решались
следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • изучение опыта работы учителей физики по
    использованию программированного контроля при
    проверке уровня знаний учащихся;
  • осуществление оптимального отбора
    программированных заданий, выполняющих не
    только контролирующую, но и развивающую функции;
  • составление тематического планирования
    учебного материала с учётом созданной системы;
  • проведение апробации данной системы в
    сочетании с традиционными формами и методами
    проверки на уроках физики в 7-9 классах.

Гипотеза исследования состоит
в том, что выполнение учащимися заданий
программированного контроля в сочетании с
традиционными формами и методами проверки будет
развивать интеллектуальные способности
учащихся, если в учебном процессе будут
соблюдены следующие дидактические условия:

  • практическая деятельность будет спланирована и
    организована;
  • обучение будет проводиться на основе
    дифференцированного и индивидуального подходов
    к учащимся.

В ходе работы использовались следующие методы
исследования:

  • Теоретические (изучение, анализ, обобщение
    психолого-педагогической литературы и опыта
    учителей физики).
  • Эмпирические (наблюдение, беседы,
    анкетирование).
  • Интерпретационные (количественная и
    качественная обработка результатов).

Исследование состоит из трех этапов:

1 Этап. Подготовительный (январь –
август 2005 г.) Изучение опыта работы коллег,
литературы по проблеме.
2 Этап. Практический (сентябрь 2005 г. – май
2008 г.) Создание и одновременная проверка
эффективности системы заданий
программированного контроля в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
знаний учащихся.
3 Этап. Обобщающий (июнь – декабрь 2008 г.) Обобщение
и анализ полученного материала.

Систему создаёт понимание
необходимости каждого из видов работ и
возможность их дифференциации.

Система заданий включает
задания диктантов, программированные задания,
тренировочные задания, тесты для самоконтроля,
самостоятельные и контрольные работы.

Она предусматривает организацию
основных этапов учебно-познавательной
деятельности школьников: первичное закрепление
знаний, применение и актуализацию теоретических
знаний, самоконтроль качества усвоения
материала, использование алгоритмов в решении
задач при выполнении самостоятельных и
контрольных работ.

Разработанная нами система включает в
себя более ста работ для учащихся 7-9
общеобразовательных классов, она постоянно
пополняется и изменяется.

Количество и последовательность работ
предусматриваются тематическим
планированием. В Приложении
2
представлен пример системы заданий по
теме «Соединение проводников» (8 класс).

Исследования З.В. Сычевской, В.В.
Смолянец, А.Г. Боврук показывают, что
программированный контроль наиболее эффективен
в случае, когда он применяется сразу после
объяснения нового материала, так как в этом
случае обеспечивается мгновенная обратная связь
между учеником и учителем. Это даёт
возможность непосредственно после изложения
нового материала провести диагностику и
коррекцию. Поэтому при первичном закреплении
знаний учащихся им предлагаются физические
диктанты и программированные задания следующих
логических структур: отбора, группировки,
достраивания, на соотнесение, переноса,
соответствия, построения, дискуссии. Их
выполнение занимает 30-50% времени, отводимого на
первичное закрепление, и сочетается с
традиционными методами проверки.

Физические диктанты
проводятся с музыкальным сопровождением. Они
содержат от 5 до 10 заданий в каждом из двух
вариантов и рассчитаны приблизительно на 10-13
минут (включая самопроверку или взаимопроверку).
Задания диктантов предлагаются на плакатах в
виде цветных рисунков, схем, графиков и по своей
структуре чаще всего являются программами
отбора. Они позволяют осуществить не только
текущий предупредительный контроль, но и
способствуют развитию логического мышления,
зрительной и слуховой памяти, объема и
концентрации внимания.

Программированные задания [3]
используются в следующих вариантах:

  • фронтальное выполнение программ-заданий после
    изучения нового материала при его закреплении;
  • фронтальное выполнение программ-заданий по
    заданному на дом материалу перед устным опросом,
    вместо него, после него;
  • применение программ-заданий в виде
    дополнительных заданий отвечающему устно
    ученику;
  • выполнение программ-заданий несколькими
    учащимися во время устного опроса;
  • использование программ-заданий в ходе
    проведения тематического контроля.

Тренировочные задания [1] содержат
набор качественных, расчётных,
экспериментальных и графических задач,
ориентированных на формирование знаний ведущих
понятий и основных законов. Задачи подобраны так,
что дают ученику осмыслить существенные
признаки понятия, рассмотреть физическое
явление на уровне фактов, физических величин и
физических закономерностей. Они позволяют
организовать дифференцированную классную и
домашнюю работу.

Тесты для самоконтроля [1] с
выбором ответа предназначены для оперативного
поурочного, тематического контроля и
самоконтроля.

Самостоятельные работы [1]
содержат 10 вариантов и рассчитаны примерно на 20
минут.

Контрольные работы [1]
являются тематическими. Каждый из четырёх
вариантов содержит блоки задач двух уровней
сложностей. Первый и второй уровни сложности
соответствуют требованиям стандарта
физического образования в основной школе.
Назначение работ – оценить достижения учащимися
обязательного уровня подготовки по физике.
Все работы проводятся в комплексе, так как
представляют взаимосвязанную систему.
Оценка эффективности процесса обучения с
использованием системы заданий
программированного контроля в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
осуществлялась, во-первых, нами, с помощью
специальных методик исследования
интеллектуальных способностей учащихся [2, 4],
представленных в приложении 3, во-вторых,
учащимися экспериментального класса, с помощью
анкетирования (анкета для учащихся представлена
в Приложении 3).

Результаты использования
специальных методик исследования
интеллектуальных
способностей
учащихся
(Приложение 4)
(табл.1, табл.2) свидетельствуют о том, что при
системном использовании программированных
заданий в сочетании с традиционными формами и
методами проверки наблюдается положительная
динамика по следующим показателям: уровень
развития логического мышления, зрительной и
слуховой памяти, объема и концентрации внимания.
Кроме того, наблюдается улучшение успеваемости
учащихся экспериментального класса более
высокими темпами, чем учащихся контрольного
класса (рис.1), а также повышение интереса
учащихся к выполнению программированных
заданий.

Таблица 1

Уровень развития интеллектуальных
способностей учащихся
(«0» срез)

Уровень

Успеваемость, %

Интерес к выполнению
программированных заданий, %

Логическое мышление, %

Зрительная память, %

Слуховая память, %

Объем внимания, %

Концентрация внимания, %

Высокий

32

46

8

17

13

17

15

Средний

56

33

83

79

83

75

79

Низкий

12

21

9

4

4

8

6

Таблица 2

Уровень развития интеллектуальных
способностей учащихся (по окончании
исследования)

Уровень

Успеваемость, %

Интерес к выполнению
программированных заданий, %

Логическое мышление, %

Зрительная память, %

Слуховая память, %

Объем внимания, %

Концентрация внимания, %

Высокий

48

83

33

37

29

33

36

Средний

52

13

63

63

71

67

64

Низкий

0

4

4

0

0

0

0

Рис. 1

Анализ результатов
анкетирования учащихся
экспериментального
класса (рис.2, рис.3) показывает, что по окончании
исследования у 40% учащихся повысился интерес к
выполнению программированных заданий, на 46%
изменилось мнение в положительную сторону о
глубине усвоения учебного материала при
выполнении данных заданий. Увеличилось
количество учащихся считающих, что выполнение
программированных заданий оказывает активное
влияние на развитие логического мышления (на 25%);
помогает развитию слуховой и зрительной памяти
(на 46%); способствует развитию объема и
концентрации внимания (на 33%).

Рис. 2

Рис.3

Таким образом, системное использование
программированных заданий в сочетании с
традиционными формами и методами проверки
способствует развитию интеллектуальных
способностей учащихся.

Библиография

1. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика.
8 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002.
– 128 с.
2. Лучшие психологические тесты для
профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.
Кудряшова
. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 319 с.
3. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Программированные
задания по физике для 6 – 7 классов средней
школы: Дидакт. материал. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте
профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.:
Просвещение, 1991. – 144 с.

Следующий: