Использование системы Е. Н. Ильина в процессе литературного образования старшеклассников


Самостоянье человека – залог величия
его.

А.С. Пушкин

…зорко одно лишь сердце. Самого
главного глазами не увидишь.



А.де Сент-Экзюпери

Школьная информация, во многом насыщая ум, в
меньшей степени затрагивает чувства. В этом одно
из несовершенств современного образования. Вот
почему особое место среди всех учебных дисциплин
занимает литература. На уроках литературы
“обязана трудиться” душа, происходит открытие
нравственных истин, добываются знания о мире, о
жизни в нем, о себе.



Учитель словесности

– это проводник в новых
для формирующейся личности пространствах
культуры, притом самой тонкой, изысканной,
душевной, коммуникативной. Это художник, врач и
скульптор, терпеливо, последовательно и
настойчиво осуществляющий духовную лепку
человека.

Полноценный урок литературы

– это урок
искусства, это культурологический феномен,
который строится по закону “трех О”: очаровать
книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
Это своеобразный одноактный спектакль с
несколькими явлениями. Это совместная
творческая деятельность учителя и учеников,
полилог, ключевым результатом которого является
духовное обогащение “равнодействующих сторон”.
Это путь к самопознанию, это рождение желания
стать выше и чище, делать добро.

Концептуальной основой

моей индивидуальной
методической системы являются взгляды Е.Н.
Ильина, учителя словесности из Санкт-Петербурга.
В практике работы в старших классах использую
эту оригинальную концепцию преподавания
литературы как нравственно-этического курса,
формирующего человека.

Убеждена, что литературные знания ценностны
лишь как средство постижения жизни. Книга должна
звать в жизнь, общение с книгой – общение с
жизнью. Современных старшеклассников больше
интересует жизненный опыт героев, а не то, как они
“сделаны”. Вот почему стремлюсь на уроке к
гибкой сочетаемости учебного знания и
жизненного опыта, моего и моих учеников:

  • Почему Лару и Данко писатель наделяет эпитетом
    “гордый”? Всегда ли гордость – положительная
    характеристика личности человека? (М.Горький
    “Старуха Изергиль”).
  • “Не всегда правдой душу вылечишь”, — утверждает
    горьковский Лука. Что, по-вашему, лучше: истина
    или сострадание? (М.Горький “На дне”).
  • “И я не обманщица была, да выучилась, когда
    нужно стало…” “Делай, что хочешь”, лишь бы все
    “шито да крыто” было, — учит Катерину Варвара.
    Компромисс и бескомпромиссность… их роль в
    судьбе каждого из нас. (А.Н. Островский “Гроза”).
  • “Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел
    рассчитать…”

Почему ощущение отчуждённости от людей – самое
страшное наказание для человека? (Ф.Достоевский
“Преступление и наказание”)

  • С точки зрения матери изнасилованной Людочки, с
    ней приключилась “не беда, скорее
    неизбежность”, через которую “все бабы поздно
    или рано пройти должны”. Можете ли вы
    согласиться с этим? (В.П. Астафьев “Людочка”).
  • Как случилось, что Рыбак становится палачом
    своего товарища по партизанскому отряду сначала
    в мыслях, а потом на деле? Так ли отчётлива грань
    между нравственным и безнравственным на войне?

Ни у одного учителя не такой возможности, как у
словесника, — открывать школьникам мир. А мир –
это семья и отчий дом, друзья и любимые, след
человека на земле. Это и есть главное содержание
моих уроков литературы и жизни
.

Часто строю диалог с ребятами на основе
творческого приема-чудинки.

Любимая героиня Льва Толстого – Наташа
Ростова. Как понять диалектику ее души
современному десятикласснику? Начинаем урок с
заочной экскурсии в Лувр, где хранится портрет,
принадлежащий перу Леонардо да Винчи, известный
во всем мире под названием “Мона Лиза”. Мы
“расшифровываем” глаза Джоконды, а потом
“разгадываем” Наташу, не упуская в разговоре о
ней ключевое толстовское слово, характеризующее
героиню, — “живая”.

Раздумья над страницами повести В. Распутина
“Последний срок” начинаем с установления
смысловых ассоциаций со словом “мама”. Этот
прием – “индуктор” способствует пробуждению
эмоциональной памяти учеников. И только после
этого обращаемся к теме материнской любви,
которая во все времена находила отражение в
произведениях искусства (“Сикстинская Мадонна”
Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М. Сергеева,
А.Маркова).

Кульминация урока “Трагедия или торжество
любви?” по повести А. Куприна “Гранатовый
браслет”, над рукописью которой он “плакал
скупыми и облегчающими слезами”, — это
мелодекламация монолога – молитвы “маленького
человека” Желткова под музыку 2-й сонаты Л.
Бетховена. “Аппассионата”, одно из самых
напряженных и страстных созданий человеческого
гения в музыке, — эпиграф к этой замечательной
книге. Через целое столетие перекликаются
композитор и писатель в своем благословении
великого дара Любви, которая сильнее смерти.

Часто в ходе анализа текста произведения
акцентирую внимание на “говорящих деталях” (это
“жемчужина текста”, по Е.Ильину), выстраиваю с
помощью ребят логические цепочки, выбираю
опорные слова. Через эти приемы мы неуклонно идем
к постижению авторской идеи.

Конструктивная деталь (слово, реплика)
рождается в результате текстовых раскопок.
Раскручиваясь, она часто дает уроку сюжет,
концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к
ребятам, их самих – к книге.

Анализируем сцену свидания Катерины с Борисом
(А.Н. Островский “Гроза”), вчитываемся в каждое
слово авторской ремарки, размышляем, словно над
задачей: “Катерина тихо сходит по тропинке,
покрытая большим белым платком, потупив глаза в
землю. Молчание”.



“Сходит по тропинке…” — это падение в
пропасть, нравственное падение.

“Тихо сходит…” — это свидетельство борьбы в
душе героини между чувством долга, искренним
желанием любить мужа и чувством огромной любви к
Борису, заглушить которое Катерина не в силах.
Она тихо, спокойно идет навстречу к любимому, а
значит, своей гибели.

“Потупив глаза в землю…” — женщина понимает
преступность свидания, ей стыдно.

Белый платок Катерины – символ красоты, любви и
нравственной чистоты, несмотря на измену мужу.

Каждое художественное произведение, изучение
которого входит в программу школьного курса
литературы, содержит множество нравственных
проблем. Чтобы этический резонанс урока был
высоким, стремлюсь к тому, чтобы ядром урока был вопрос
– проблема
, злободневная, жгучая, личностно
значимая для старшеклассника, тревожащая его
юность. Разрешить проблему, содержащуюся в
вопросе, можно только путем глубокого анализа
произведения:

  • Анна Сергеевна Одинцова целует умирающего от
    тифа Евгения Базарова. Что значит этот поцелуй?
    (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
  • Почему Раскольников, ещё не вскрыв письма
    матери, иступлённо целует конверт? (Ф.Достоевский
    “Преступление и наказание”)
  • Почему Варвара с такой охотой дает Катерине
    ключи для свидания с Борисом, наперед зная, что ни
    скрыть, ни утаить Катерина не может? С какой целью
    вам иногда по дружбе, от доброты сердца “дают
    ключи”? (А.Н. Островский “Гроза”)
  • “Я весь истратился на войну… Весь! Сердце
    истратил!” — восклицает старшина Мохнаков. Что
    значит “истраченное сердце”? Почему он
    бросается под танк, взрывая его и себя? Чем
    вызвано это, по существу, самоубийство героя? (В.
    Астафьев “Пастух и пастушка”)
  • Единственный способ выжить для Миколки – это
    отречься от отца. Можно ли оправдать его,
    участвующего в облаве на Хведора, отца, “врага
    народа”? (В. Быков “Облава”)
  • Разделяете ли вы мнение И.Бунина, что “всякая
    любовь есть великое счастье,…даже если она
    обречена?”

Хороший вопрос, по Е.Ильину, — это “множитель
информации”: он не только вызывает
подсознательные ассоциации, стимулирует
творческое воображение, но и вырабатывает
поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль
настоящего вопроса разрушает любую инертность
мышления.

Отправная точка урока-полилога в 10 классе “Что
с нами происходит?” (Раздумья над страницами
повести В. Распутина “Последний срок”) – строки
стихотворения С.Я. Маршака:

А часто ли видел ты близких своих?
Всего только несколько раз, —
Когда твой досуг был просторен и тих
И пристален взгляд твоих глаз.

Драма угасания человека в повести
переплетается с драмой угасания человечности.
Приближающаяся смерть старухи Анны – строгое
моральное испытание для ее взрослых детей. В
закатные часы главной героини они поочередно
совершают предательство матери. Размышляя с
ребятами над нравственными проблемами
произведения, приходим к совместному выводу:
если рушатся нравственные устои личности,
внутренний мир человека превращается в руины.
“Старуха умерла, — говорю ученикам, — а мы-то
остались. Как зовут нас? Не таньчорами ли, не
люсями, не ильями?” Впрочем, не в имени дело. И
старуху могли назвать не Анной. Рефлексивная
оценка занятия – не на уроке, а дома. Уверена:
прежде чем написать эссе “Берегите матерей!”,
каждый посмотрит в глаза своей матери, верные нам
до конца, посмотрит уже по-другому.

Стремлюсь к реализации на учебных занятиях интертекстуального
подхода
(поиск и установление связей
анализируемого произведения с другими текстами).
После урока “Эпитафия ускользающей красоте”,
посвященного анализу рассказа И. Бунина “Легкое
дыхание”, приглашаю одиннадцатиклассников к
раздумью над страницами рассказа В. Астафьева
“Людочка”. Тему предстоящего диалога
определяем вместе с учениками: “Я девушкой,
невестой умерла…” Это строчка из стихотворения
И. Бунина “Эпитафия”:

Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно, —
Я краткими надеждами жила…

Начинается урок с установления реминисценций,
возникших при знакомстве с художественным
текстом данного произведения. “Что в имени тебе
моем? Оно умрет, как шум печальный…” “Почему
звучат эти строки пушкинского стихотворения (1830
г.) в начале рассказа?” — озадачиваю этим вопросом
ребят.

Эпиграфы к уроку в ходе его подготовки ищут
сами ученики. Лучшие из них становятся
отправными точками полилога (“Я пишу об
обесцененной и надломленной человеческой
жизни…, о страданиях и горе…” (В. Астафьев);
“Какое это чудо – человек! Какая это мерзость –
человек!” (Р.Рождественский), а ключевые
слова-образы, которые будут в центре поиска
нравственных истин, находим вместе: жизнь и
смерть, цинизм и беззащитность. Анализ
литературного произведения вырастает в
этическую проблему: почему в современной жизни
так часто бессильно добро?

Какова степень нравственной зрелости моих
учеников, старшеклассников, выпускников школы?
Отметки за нее поставит сама жизнь. Я же
стремлюсь к тому, чтобы “зоркими”,
“образованными” были их сердца, ибо:

Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!

(Э.Асадов)




Следующий: