Использование ролевых сюжетных игровых технологий в преподавании географии

Для того, чтобы школьники равнодушно не
смотрели по сторонам и не скучали, не находя для
себя ничего интересного, необходимо
активизировать процесс обучения, чтобы не только
географическая информация была интересна для
учащихся, но и сам процесс ее изучения.

Мы считаем, что один из способов достижения
этой цели – использование коммуникативных
технологий, в частности – методики проведения
ролевых (сюжетных) игр.

Перед традиционными формами и приемами
обучения коммуникативные технологии имеют ряд
преимуществ:

  • активизирует процесс обучения;
  • развивает творческие способности учащихся:
    умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою
    точку зрения и принимать мнение собеседника;
  • организует групповую деятельность,
    коллективный поиск решений, учит пользоваться
    информацией периодической печати, радио,
    телевидения;
  • способствует наиболее успешному внедрению в
    практику педагогики сотрудничества.

Учебные ролевые игры можно распределить на 3
группы:

a. самые простые – имитационные,
направленные на имитацию вполне определенного
профессионального действия;
b. более сложные – ситуационные решение
какой-либо узкой конкретной проблемно-игровой
ситуации;
c. высшей сложности – условные игры
разбор производственных конфликтов и пр. Но
поскольку игры третьей группы имеют целью
совершенствование профессионального мастерства
специалистов, то они в школе не могут быть
использованы.

Для ребенка игра – увлекательное прежде всего
занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре
все равны. Она посильна даже слабым ученикам.
Более того, слабый ученик может стать первым в
игре: находчивость и сообразительность здесь
оказывается порой более важным, чем знание
предмета. Чувство равенства, атмосфера
увлеченности и радости, ощущение посильности
заданий – все это дает возможность ребятам
преодолеть стеснительность и благотворно
сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она
одновременно ставит человека в несколько
позиций. Эта особенность позиции вытекает из
двуплановости игры. Личность в игре находится
одновременно в двух планах: реальном и условном.
И именно на эту черту должен обратить внимание
учитель. В процессе игры он может по новому
открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана
заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Современные формы уроков, на которых может
применяться коммуникативный подход можно
классифицировать:

  1. уроки в форме соревнований и игр: конкурс,
    турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра,
    ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс
    рассказов о стихийных бедствиях;
  2. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка,
    урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча;
  3. уроки, основанные на нетрадиционной
    организации учебного материала: урок мудрости,
    откровения, урок-“дублер начинает действовать”;
  4. уроки, напоминающие публичные формы общения:
    пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг,
    дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая
    газета”, устный журнал;
  5. уроки, основанные на имитации деятельности
    учреждений и организаций: суд, следствие, ученый
    совет;
  6. уроки, основанные на имитации деятельности при
    проведении общественно-культурных мероприятий:
    заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,
    литературная гостиная, интервью, урок –
    путешествие с путешественниками;
  7. Перенесение в рамках урока традиционных форм
    внеклассной работы: КВН, “следствие ведут
    знатоки”, утренник, спектакль, концерт,
    инсценировка художественных произведений,
    диспут, клуб знатоков;
  8. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах
    работы, известных в общественной практике:
    исследование, изобретательство, комментарий,
    мозговая атака, рецензия;
  9. Трансформация традиционных способов
    организации урока: лекция-парадокс, парный опрос,
    экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки),
    урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар,
    защита читательского формуляра, телеурок без
    телевидения.

Для учащихся 6-8 классов наиболее интересными
являются сюжетно-ролевые игры,
игры-драматизации. Старшеклассники предпочитают
играть в ситуационные игры по созданию моделей и
проектов.

Методика проведения ролевой (сюжетной)
игры

I. этап – подготовительный (организационный)

(длительность от месяца до 2 недель)

а) определение темы и целей игры;
б) разработка правил игры (сценарий);
в) распределение ролей (деление на группы);
г) ознакомление с правилами игры и обязанностями;
д.) ознакомление со списком литературы;
е) сбор материала и подготовка сообщений,
изготовление наглядностей;
ж) консультации.

II. этап – игровой


а) заслушивание рефератов (по установленному
регламенту);
б) отражение материла в тетрадях, подготовка
вопросов выступающим;
в) обсуждение рефератов, может быть дискуссия в
группе и обсуждение групповых решений.

III. этап – заключительный


а) подведение итогов игры;
б) выступление экспертной группы.

IV. этап – анализ игровой деятельности,
рекомендации по совершенствованию игры

Требования к учащимся при проведении игры:

  1. Проявлять активность во время подготовки и
    проведения игры;
  2. Иметь выдержку, не перебивать товарища во время
    выступления;
  3. Проявлять самостоятельность в изучении темы;
  4. Соблюдать обязанности и правила игры, регламент
    выступления;
  5. Облекайте вопрос в корректную форму;
  6. Решите для себя какой вопрос и ответ были
    наиболее интересными и почему.

При формировании групп необходимо:

  1. Определить количество учащихся, образующих
    одну группу (оптимальное количество – 5 человек).
  2. Учитывать личностные качества, уровень знаний и
    интерес учащихся.
  3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно
    провести предварительное анкетирование с
    ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы
    исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли
    руководителя? и т.д.

Задания

на игру должны быть посильными для
учащихся в смысле научной подготовки и затрат
времени. Желательно, чтобы они включали еще не
решенные проблемы. Это повышает интерес и
активизирует творческую деятельность на уроке.

При составлении задания необходимо помнить
правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее
усваивается. Оно может содержать также и
указания, что надо изучить, подготовить,
исполнить и т.п.

Консультации –

обязательный элемент игры. Их
может быть несколько. На начальном этапе
необходима направляющая консультация. На ней
сообщают тему, определяют цель, знакомят с
правилами, обязанностями, получают задания. За
три дня до игры проводят консультацию, на которой
рассматривают содержание отдельных вопросов,
конкретизируют ход игры, уточняют средства
наглядности. Если игра не предусматривает
подготовительного периода, то консультацию
можно заменить подробным инструктажем в начале
урока.

У руководителя игры существует несколько
обязанностей

. Он должен выбрать тему,
определить объем и вид конкретного материала,
смоделировать механизм взаимодействия
участников, разработать правила проведения игры,
подготовить игровую документацию, ознакомить
игроков с функциями той или иной роли, с
обязанностями и правилами игры и т.д.

Обязанности экспертной группы

заключены в
оценке качества вопросов и ответов
(оригинальность, четкость постановки и пр.) и
умения изготавливать и применять наглядность
при рассмотрении отдельных игровых ситуаций. Ее
выводы доводят до сведения всех игроков.

По продолжительности игра не должна быть
утомительной, поэтому желательно моделировать
ее на один урок. В исключительных случаях можно
планировать ее проведение в течение двух уроков,
но без перерыва.

В заключении необходимо проанализировать
результаты игры. По ним можно определить
заинтересованность учащихся, уровень
запоминания материала, степень воздействия
обучения на личность учащихся и т.п. Ролевая игра
может быть проведена как предварительная (перед
изучением нового материала), так и
заключительная (на уроках обобщения знаний,
семинарах). Подобных занятий не должно быть много
– пять-семь в учебном году. Для них подбираются
такие темы, с содержанием которых учащиеся могут
быть знакомы на уровне бытовых знаний, сообщений
средств массовой информации и т.д.

В статье приводится перечень ролевых игр,
которые можно проводить в 10-11 классах по
усмотрению учителя.

1 игра. География мировых природных ресурсов
(урок-практикум)

Цель:

  1. Самостоятельно ознакомиться с мировыми
    природными ресурсами в процессе групповой
    работы.
  2. Способствовать формированию и развитию
    компетентностных умений: интеллектуальных,
    оценочных, коммуникативных.

Оборудование:

карточки-задания, учебник,
атлас, настенная мировая карта.

Изучение промышленности мира учитель
организует с группами учащихся. Весь класс
условно делят на кафедры “Института природных
ресурсов”, каждой выдается инструктивная
карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая
литература).

Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет
о своей отрасли промышленности. В “Институте
природных ресурсов” работают кафедры:

  • кафедра горючих полезных ископаемых;
  • кафедра негорючих полезных ископаемых;
  • кафедра земельных ресурсов;
  • кафедра водных ресурсов;
  • кафедра биологических ресурсов;
  • кафедра агроклиматических ресурсов.

Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу
своих групп, подводят итоги.

2 игра. “Региональная характеристика мира”
(урок-семинар)

Цель:

Сформировать общее представление о
международных экономических отношениях, влияния
НТР на структуру хозяйства, использования
современных методов мониторинга.

Оборудование: карточки-задания, карты
атласа, дополнительная литература, настенная
политическая карта мира, учебники.

Учащиеся за 3 недели до проведения игры делятся
на группы, и самостоятельно выбирают
интересующие их вопросы.

1 группа – политическую тему: формирование 3-х
главных центров экономического соперничества;
партнерство и противоречия между странами.

2 группа – экономические вопросы, связанные с
международным разделением труда, положением в
нем развитых и развивающихся стран, ролью
международных монополий в международном
разделении труда.

3 группа – НТР на современном этапе; сдвиги в
отраслевой и территориальной структуре
хозяйства в период НТР; высокий уровень науки,
техники и технологий на современном этапе.

4 группа – на экологическую тему, в которую
входило рассмотрение современных методов и
технических средств мониторинга за состоянием
окружающей среды.

Группы учащихся состоят из 7-8 человек, и каждый
участник выбирает только один вопрос и
составляет письменный реферат. После проверки
его учителем, в группах выбираются докладчики. В
их задачу входит на основе работ своих товарищей
написать общий доклад по теме. Работа в группах
не завершается вместе с передачей материалов
докладчикам: они чертят таблицы, диаграммы,
картодиаграммы.

Организационно работа распределяется так:

1-я неделя – поиск литературы

2-я неделя – подготовка рефератов

3-я неделя – написание общих докладов по 4-м
темам и оформление настенной графики
(наглядности) для докладчиков и кабинета
географии.

В результате данной игр учащиеся получают
знания о мировой системе хозяйства; продолжают
формировать умение работать с дополнительной
литературой, картами различного содержания,
слушать собеседника и отстаивать свою точку
зрения, работать в группе, обмениваться
информацией и делать выводы.

3 игра. “Маркетинг”, тема: “Международное
географическое разделение труда” (урок-аукцион)

Цель:

Расширить представление о формах
международного сотрудничества, о роли стран в
МГРТ. Продолжить формировать умение работать с
различными источниками информации, работать в
группе и обмениваться мнениями.

Оборудование:

карты атласа, справочники,
флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции,
ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира,
учебники.

Подготовительный этап:

объяснение сути
игры. Ребятам объясняют смысл слова
“маркетинг”, что позволяет правильно выбрать
направление сбора информации по “своей” стране.

Ход игры:

I раунд: подготовка рекламы;

II раунд: краткая информация о стране и реклама
ее экспортной продукции;

III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на
продукцию своей страны;

IV раунд: брифинг.

Представители стран сообщают, какие торговые
соглашения они успели заключить в ходе игры и с
какой страной (по туризму, научно-техническому
обмену и т.д.).

Заканчивает игру итоговое выступление –
экспертов.

Для ребят данная игра является своего рода
профориентацией. Проигравших нет.

4 игра. Путешествие по Индии (урок-путешествие)

Цель:

Получить знания по Индии, изучив ее
природно-ресурсную базу, размещение населения и
хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с
Россией.

Оборудование:

карты атласа, учебник,
наглядный материал: рисунки, фотографии,
сувениры, монеты Индии; аншлаги с названием газет
и журналов; дополнительная литература.

За “круглым столом” туристы и корреспонденты
делятся своими впечатлениями после поездки в
Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В
ходе игры выясняются вопросы:

  • Индия в мире;
  • проблемы использования территории, природных и
    трудовых ресурсов;
  • важнейшие промышленные и с/х. районы;
  • Индийская модель развития экономики;
  • крупнейшие города, обозначение их на к/к;
  • экономические и социальные проблемы;
  • экономическое сотрудничество Индия – Россия.

В конце подводится итог основных черт Индии.

5 игра. “Государства – карлики” (урок-панорама)

Цель:

Активизация познавательной деятельности,
дальнейшее формирование умений работы с
разнообразными источниками знаний, знакомство с
маленькими государствами Европы.

Оборудование:

таблички, визитки по странам,
наглядный материал, атласы, настенная
политическая карта Европы, видео- и
аудиоматериалы.

Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет,
журналов и т.д. и представителей каждого
государства.

Творческим группам заранее предложены задания:

  • Нарисовать герб, флаг страны;
  • Составить краткую характеристику страны (1-2
    человека);
  • Отобрать на выбор печатные материалы о данной
    стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);
  • Подготовить рассказ об образовании молодежи
    страны;
  • Рассказать и представить национальный костюм;
  • Рассказать о культуре страны: музыке, традициях,
    обычаях, праздниках, достопримечательностях,
    памятниках истории и культуры;
  • Приготовить национальное блюдо и рассказать о
    национальной кухне.

После вступительного слова идет представление
стран и вопросы корреспондентов.

6 игра. “Горячая точка планеты – Персидский
залив” (урок-телемост)

Цель:

Рассмотреть своеобразие региона Персидского
залива (состав, геополитическое положение,
история конфликта и др.)

Совершенствовать навыки работы со
статистическими материалами.

Оборудование:

атласы, настенная
политическая карта Азии, дополнительная
литература, статистический материал.

В ходе игры выступают представители следующих
групп:

  • историки (история конфликта);
  • нефтяники-экономисты;
  • специалист по Международным соглашениям;
  • политологи (последствия конфликта);
  • экологи;
  • представители средств массовой информации:
    журналисты газет и журналов, телерепортеры и т.д.

Помимо основных целей любой игры, предполагает
выявить и осмыслить учащимися событий в зоне
Персидского залива, их истории и влияния
международных конфликтов на экономику отдельных
стран и мировое хозяйство в целом, влияние на
стратегию ОПЕК.

7 игра. “Япония – страна восходящего Солнца”

Конспект ролевой игры (пресс-конференции)

Цель:

Активизировать деятельность учащихся;

Развивать у школьников: мышление, умение
рассуждать, пользоваться дополнительной
литературой;

Оборудование:

политическая карта мира,
карта Японии, слайды, визитные карточки
специалистов, выставка книг и проспектов,
выставка книг и проспектов, японская музыка
(магнитофон), данные по стране.

За месяц до урока оговариваются темы рефератов,
формируются группы, идет подбор литературы и
составление реферата.

Ход игры:

1. Географическое положение Японии.

Выступает обозреватель по территориальным
вопросам.

2. Особенности природы и природные ресурсы.

- выступает журналист журнала “Вокруг света”.

3. Население.

выступление этнографа.

4. Хозяйство.

Выступают министры отраслевой промышленности
и сельского хозяйства.

5. Внешнеэкономические связи.

Выступления:

  • экономист международник;
  • советник президента России по вопросам внешней
    политики.

В хорде всей игры журналистами задаются
вопросы.

6. Подведение итогов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что игровые технологии
активизируют
процесс обучения, развивают
творческие коммуникативные способности
учащихся
: умение мыслить, рассуждать и
отстаивать свою точку зрения; организуют
групповую деятельность, коллективный поиск
решений, учит пользоваться информацией
периодической печати, радио, телевидения,
развивают и совершенствуют компетентностные
навыки и умения, учат применять полученные
знания в новых условиях, учатся использовать
полученные знания и умения в новых ситуациях,
способствуют наиболее успешному внедрению в
практику педагогики сотрудничества и
являются универсальной методикой для
большинства учебных дисциплин.

Следующий: