Использование развивающих тренажеров на занятиях с детьми с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми потребностями в обучении
различны по структуре дефекта, по характеру,
уровню интеллектуальной деятельности, по
личностным проявлениям, но у всех детей с
интеллектуальным недоразвитием есть и общие,
типичные особенности. К их числу относятся
нарушение нормального развития высших
психических функций: активного восприятия,
произвольного внимания, памяти,
словесно–логического мышления, обобщающей и
регулирующей стороны речи. Для этих детей также
характерны разнообразные дефекты
сенсомоторного развития, нарушения
оптико-пространственного восприятия.

Развитие сенсорной и моторной сферы учащихся
начальных классов коррекционной школы должно
занимать одно из центральных мест в работе с
ними.

Сенсорное воспитание является основой
становления всех видов детской деятельности, оно
обеспечивает освоение систем сенсорных
эталонов. Другой важной задачей сенсорного
воспитания является своевременное и правильное
соединение сенсорного опыта ребенка со словом.
Соединение того, что ребенок воспринимает, со
словом, обозначающим воспринятое, помогает
закрепить в представлении образы предметов,
свойств и отношений, делает эти образы более
четкими, систематизированными и обобщенными.

Развитие мышления связано с речью. В процессе
действий с предметами у ребенка появляется мотив
для собственных высказываний: фиксации
выполненного действия, рассуждений,
умозаключений. Словесное обобщение ребенком
собственных действий ведет к возникновению и
совершенствованию полноценных образов и
оперированию ими.

В свою очередь, развитие речи ребенка теснейшим
образом связано с развитием движений пальцев рук
(в виду близости расположения речевых и
двигательных зон в коре головного мозга;
возбуждение, возникающее в двигательной области
коры больших полушарий, передается на центры
речевой моторной зоны и стимулирует
артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики
важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать,
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
< Рисунок 1-5>

Рис. 1–5

Особенность работы с детьми с интеллектуальным
недоразвитием заключается в том, что у них не
возникает активный познавательный интерес к
предметам и явлениям окружающего мира,
ориентировочно – исследовательская
деятельность не развивается без специально
организованных условий воспитания. Если
обучение детей с особыми образовательными
потребностями не восполняет онтогенетически
детерминированный путь развития способов
ориентировки, то механическое усвоение
конкретных знаний не создает условий для
подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь,
приводит к возникновению у детей безразличного
отношения к окружающему миру, отсутствию
познавательной активности, формированию
пассивной позиции к восприятию всего
окружающего.

Содержание коррекционно-воспитательной работы
по формированию мышления направлено на развитие
ориентировочной деятельности, на укрепление
взаимосвязи между основными компонентами
мыслительной деятельности: действием, словом,
образом.

В процессе занятий по сенсорному воспитанию,
формированию мышления у детей создаются образы
восприятия и представления об окружающей
действительности; происходит усвоение слов,
обозначающих свойства и качества предметов;
усваиваются последовательности событий. Весь
приобретенный социальный и эмоциональный опыт
закрепляется и обобщается в слове, а сама речь
получает адекватную содержательную основу.

Для обогащения сенсорного опыта и компенсации
пробелов в нем, а также для развития тонкой
моторики на занятиях с учащимися начальных
классов Турунтаевской с(к)ош-и VIII вида были
созданы следующие тренажеры:

Пробочные тренажеры (“Клоун” < Рисунок6>,
четырехгорловинный тренажер – “Снеговики”,
“Паровозик”, “Машины” < Рисунок7>);

Рис. 6

Рис. 7

Шнуровки (сюжетные – “Ежик” < Рисунок8>,
“Грибок” < Рисунок9>, “Дерево” < Рисунок10 >;
одежда и обувь, пуговицы < Рисунок11>);



Рис. 8–11

Коврики “Математический тренажер”, “Домик у
дороги”, “Рыбаки”, “Лужок”.

При работе со всеми тренажерами решаются
следующие задачи:

Создание эмоционально положительного
настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление
знаний о них.

Формирование умения выполнять действия с
предметами: прикрутить, открутить; заплести,
привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть;
повесить на крючок, пристегнуть к пуговице.

Формирование навыка совместного выполнения
задания и навыков культурного общения; развитие
умения понимать и правильно выполнять задания.

Формирование и активизация словаря детей:

- развитие умения рассматривать картинку,
называть изображенные на ней предметы, их
качества и действия;

- развитие умения правильно произносить звуки,
согласовывать слова в предложении;

- формирование умения составлять мини-рассказ.

Развитие восприятия, наглядно-действенного и
образного мышления, внимания, памяти,
воображения.

Развитие умения понимать количественную
характеристику совокупностей из отдельных
предметов (один, много, ни одного); учить
сопоставлять количество и цифровое его
выражение.

Использование развивающих тренажеров
определяется контекстом занятий и согласуется с
направлениями коррекционно-воспитательной
работы школы.

Остановимся подробнее на сенсомоторных
ковриках:

Рис. 12

“Математический тренажер” < Рисунок12>
учит сопоставлять количество предметов (в данном
случае, животных) и цифровое его выражение. Также
при работе с ним идет закрепление устного счета
прямого и обратного, сравнения предметных
множеств (больше, меньше, равно).

При работе с ковриком “Домик у дороги”
< Рисунок13> идет повторение формы и цвета
предметов (солнышко круглое желтое, а домик
прямоугольный; деревья зеленые, забор
разноцветный). Активизируется словарь детей при
обсуждении сезонных явлений (цветение деревьев
весной и созревание плодов летом и осенью),
строения дома (есть стены и крыша, дверь, труба,
окно). Идет активная работа пальцев рук:
развивается умение заплетать косички и
завязывать бантик, приклеивать на “липучку” (и
отклеивать) детали дома, яблоки и груши на
деревья: вставлять и вынимать счетные палочки из
забора.

Рис. 13

Примерные вопросы и задания:

- Какое время года на нашем коврике? Почему вы
так решили?

- Могут ли на одном дереве расти яблоки и груши
(разные фрукты)?

- Чего не хватает домику? (окно и труба крепятся
на “липучку”, их можно снять)

- Как узнать, есть ли кто в домике? (дверь
открывается и крепится на “липучку”, за дверью
пришита аппликация – котенок)

- Давай построим забор у домика, только сначала
мы используем палочки желтого цвета, затем –
синего, красного, серого (пусть палочки разных
цветов чередуются по одной, по две и т.д.)

- Заплети косички солнышку и завяжи бантики,
чтобы оно светило ещё ярче.

- Каких фруктов на деревьях больше (меньше) –
яблок или груш?

Коврик “Рыбаки” < Рисунок14> можно
использовать на занятиях по ОБЖ (правила
безопасности у воды). На занятиях с экологическим
содержанием (трава на берегу крепится на
“липучку” и может “завянуть”, если долго нет
дождей; рыбы в озере может не быть, если вода
загрязнена) можно повторять устный счет
(количество крючков на леске и рыбок в ведре) и
сопоставлять количества крючков и рыбок. Также
развивается мелкая моторика при навешивании
рыбок на крючки (сложность заключается в том, что
петельки у рыбок сделаны из тонкой нитки, что
затрудняет их навешивание). Коврик “Лужок”
< Рисунок15> также можно использовать на
занятиях с экологическим содержанием (бабочки
могут не прилететь на лужок, если на нем не цветут
цветы: бабочки крепятся на “липучку”, цветы
пристегиваются на пуговицы).

Рис. 14

Рис. 15

Безусловно, возможности ребенка с
недоразвитием интеллекта ограничены. Тем не
менее, при систематическом, целенаправленном,
комплексном взаимодействии учителей,
воспитателей и самого ребенка положительная
динамика реальна.




Следующий: