Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.
  • Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.
  • Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для ребенка образовательной среды, где видна его индивидуальность.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень – базовый

(оценка «3-4»)

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

  • Что называется…
  • В каком году…
  • Кто написал…
  • Как формулируется…
  • Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).

Теоретическое:

  • Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, что произошло…

Практическое:

  • Зарисуйте схему (рисунок, график)…
  • Прочитайте отрывок…
  • Составьте план…

2 уровень

(оценка «4-5»)

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

  • Какова причина…
  • Что объединяет…
  • Чем отличается…
  • Почему…
  • Какова основная мысль…
  • Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.

Теоретическое:

  • Найдите факты, подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…

Практическое:

  • Постройте схему (диаграмму, график)…
  • Заполните таблицу…
  • Составьте схему по рисунку…

3 уровень

(оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

  • Чем будут отличаться…
  • Доказать или опровергнуть утверждение…
  • Какой вывод можно сделать…
  • Какие условия необходимы для…

Задача, требующая

  • Применения знаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования),
  • Решаемая несколькими способами,
  • Олимпиадная (требующая догадки).

Теоретическое:

  • Сделайте сравнительный анализ (классификацию)…
  • Обобщите…
  • Оцените значимость…
  • Смоделируйте…
  • Предложите способ…

Практическое:

  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишите сочинение…
  • Выполните модель…
  • Сделайте проект…

Алгоритм применения заданий.

Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

  • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
  • Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Создание ситуаций выбора на уроке.

Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:

  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
  3. Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
  4. Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
  5. Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
  6. Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:

  1. Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию выбора.
  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого планируется применить ситуацию выбора.
  4. Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления выбора.
  5. Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
  6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
  7. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций выбора на уроке:
    • подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора,
    • определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени протекания ситуации выбора,
    • определение степени свободы действий учащихся в ситуации выбора,
    • разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач.
  8. Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации выбора, включение в план урока.
  9. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.

Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.
  2. Осмысли каждое задание.
  3. Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.
  4. Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
  5. Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.
  6. Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

  1. Инструкция:
    • Выполните одно задание по выбору (из 3).
  2. Инструкция:
    • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
    • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
    • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.
  3. Групповая форма работы (формирование группы):

Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  2. учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
  3. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  4. такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Серьезное внимание уделено вопросам использования разноуровневых заданий на уроках русского языка учителем русского языка и литературы Макаровой Еленой Юрьевной. Один из серии уроков представлен в Приложении 1 к данной статье: Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные О-Е после шипящих и Ц».

Литература:

  1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  2. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
  3. Макарова Е.Ю. Николаева И.В., Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка / Макарова Е.Ю., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.
  4. И.В. Николаева, Е.Ю. Макарова Использование текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса учащихся / И.В. Николаева, Е.Ю. Макарова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под редакцией П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные О-Е после шипящих и Ц» -Приложение 1.

Следующий: