Использование различных форм контроля знаний учащихся при изучении темы Тепловые явления в 8-м классе

Физические диктанты

Виды энергии” Закончить предложения.

1 вариант

Энергия, которой обладает тело вследствие
своего движения называют ………

Книга лежит на столе. Относительно пола, она
обладает ………. энергией.

Кинетическая энергия зависит от ……….

Сани скатываются с горы ….. ……..энергия
переходит в ……

2 вариант

Энергия сжатой пружины служит примером ………
энергии.

Автомобиль, движущийся по дороге, обладает …….
энергией

Потенциальная энергия зависит от ………..

Ветер согнул ветку. ……. энергия ветра перешла в
……. энергию ветки.

Укажите, в каком из
перечисленных случаев внутренняя энергия

1
вариант

: изменяется 2 вариант: не
изменяется

а) воду несут в ведре

б)
переливают воду из ведра в чайник

в) нагревают чайник до кипения

г) выливают в окно

“Количество теплоты. Нагревание и
охлаждение” Закончить предложения


1. Количество теплоты – это … 1. Внутренняя энергия – это ….
2. Количество теплоты измеряется в ….. 2. Количество теплоты обозначается
буквой……
3.Удельная теплоемкость обозначается
……..
3. удельная теплоемкость измеряется в
……
4. Выпишите из таблицы три вещества с
самой большой теплоемкостью
4. Выпишите из таблицы три вещества с
самой маленькой теплоемкостью
5. Теплоемкость – это …. 5. Теплопроводность – это …
(физическая величина, процесс,
вид теплопередачи)
6. Теплопроводность характеризует …… 6. Теплоемкость характеризует ……
(процесс передачи тепла,
изменение внутренней энергии)

Отработка навыков построения схем
теплообмена для решения задач.

Заполните схемы Рисунка 2 по образцу,
представленному на Рисунке1:

Использование моделей и
моделирования при познании природы.

Найдите достоинства и недостатки
следующей модели:

18 век называют “веком флюидов” в истории
науки. Всякое качество, которым обладает тело
(например, температура), объясняли наличием в
телах особой жидкости — субстанции (теплорода).
При контакте тел флюид может переходить от
одного тела к другому, как жидкость в
сообщающихся сосудах, и этим объясняли некоторые
явления (например, теплопередачу). Флюиды
наделили особыми свойствами: при его перетекании
не меняется масса, а значит, он невесом; его
нельзя увидеть зрительно, а значит, он невидим.

Решение графических задач на расчет тепловых
процессов.

1. Два ученика получили задание построить
графики зависимости температуры воды от
количества теплоты, полученного от нагревателя (Рисунок
3.)

  1. Почему графики оказались разными?
  2. Какой из мальчиков взял больше воды?
  3. Во сколько раз отличались массы?

Рисунок 3.

2. На Рисунке 4 представлен график
зависимости температуры двух тел одинаковой
массы (массы тел по 50г) от количества теплоты,
полученного от нагревателя.

  1. Каковы начальные и конечные температуры тел?
  2. Объясните причину различия графиков.
  3. Какое тело изготовлено из вещества с меньшей
    удельной теплоемкостью?
  4. Найдите удельные теплоемкости тел, и назовите
    вещества, из которых они изготовлены.

Рисунок 4.

Вариант2

На Рисунке 5 представлен
график зависимости температуры воды от
количества теплоты, отданной ею окружающим
телам.

  1. Какова начальная температура воды?
  2. Какова конечная температура воды?
  3. Как и на сколько изменилась внутренняя энергия
    воды?
  4. Какой была температура воды, когда ей было
    отдано 84 Дж тепла?

Рисунок 5.

Заполните таблицу

№ п/п вещество С,

Дж/кг °С

m, кг t1, °С t2,°С t,°С IQI, кДж
1 серебро ? 0,12 16 66 ? ?
2 ? 140 ? 35 ? 15 12,6
3 ? ? 0,5 ? 80 ? 7,5

Подсказка: воспользуйтесь формулой t = t2
– t1
для нахождения нужной температуры

Составление и решение задач по рисункам.

По данным на Рисунке 6 составьте и решите
задачу на расчет изменения температуры
чугунного бруска, если на его нагревание
затратили весь бензин из мензурки.

Рисунок 6.

Изучение устройства двигателя
внутреннего сгорания (ДВС)

1.Заполните схему превращения энергии в
простейшем тепловом двигателе:

2. Двигатель внутреннего сгорания получил такое
название, потому что
____________________________________________________________________

3. ДВС работает на ___________________ или
____________________топливе.

4. При сгорании горючей смеси в цилиндре ДВС
температура газообразных

продуктов горения __________, давление на
поршень___________, газы __________поршень___________, при этом
совершается __________________.

5. Рассмотрите схему работы четырехтактного ДВС:

1 такт называется___________. Поршень
движется______,

Объем рабочей камеры_____________, клапан 1 ________,

В цилиндр входит ____________________.

2 такт называется_____________. Поршень
движется________, Объем рабочей камеры____________,
горючая смесь _____________от ______________искры.

3 такт называется_________________. Поршень
движется под действием _________________вниз и двигатель
совершает__________________________. Во втором и третьем
тактах клапаны 1 и 2 ___________________.

4 такт называется_________________. Клапан 2
___________в конце ___такта и отработанные продукты
сгорания______________________________.

Поршень в этом такте движется____________.

Рисунок 7.

6. Подпишите на Рисунке 7 цифрами 1и 2
–клапаны, 3 – поршень, 4 – свечу,

5 – шатун

Следующий: