Использование проектной технологии в организации работы по физическому воспитанию школьников

Введение.

Произошедшие в последние годы изменения в практике
отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного
дела, в том числе и физическое воспитание. Пробивающие себе дорогу новые
принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода,
субъективности в обучении потребовали в первую очередь применения новых методов
обучения, использования новых современных технологий. Обновляющейся школе
потребовались такие методы обучения, которые

– формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в
учении;

– развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

– формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности
[2,стр.3].

Одна из таких технологий – проектная, в основе которой лежит метод проектов.
Значимость данной технологии заключается в том, что она ориентирована не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой
путем самообразования). И что не менее важно, активное включение участника
проекта в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые
способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности
проектирования: проектная деятельность учащихся (метод проектов) и
педагогическое проектирование.

Практическое применение. Для организации работы по физическому
воспитанию метод проектов может быть использован как в урочной так и во
внеклассной работе.

1. Во время уроков из-за временных рамок можно разрабатывать только
мини-проекты, как групповые так и индивидуальные: проектирование комплексов
утренней гимнастики, тренировок по развитию физических качеств, самостоятельных
упражнений различной функциональной направленности, построения индивидуальных
траекторий физического развития и проектирования личных достижений. Такие
проекты можно выносить в домашнее задание, а на уроке проводить их презентацию.

Долгосрочные проекты являются хорошей формой для закрепления и расширения
знаний по разделу “Основы знаний физкультурной деятельности”, а так же для
организации работы с детьми, имеющими стойкие отклонения в состоянии здоровья и
освобожденными от выполнения физических упражнений.

2. Во внеклассной работе, используя метод проектов, рекомендуется привлекать
учащихся к проектированию спортивных праздников, различных тематических
конкурсов, Дней здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.

3. Для проектирования системы физкультурно-оздоровительной работы
рекомендуется разрабатывать социальные проекты. Эта форма проектов требует
совместной деятельности не только участников образовательного процесса, но и
представителей общественности. Социальные проекты позволяют решить многие
проблемы в организации работы по физическому воспитанию.

В своей работе метод проектов на уроках физической культуры использую,
начиная со 2-го класса. Учащимся предлагается спроектировать комплекс утренней
гимнастики в рисунках. При изучении основ знаний физкультурной деятельности в
5-ом классе учащиеся проектируют комплексы утренней гимнастики для различных
групп занимающихся: для обычных школьников; для тех, кто занимается спортом; для
“ленивых”; для занятий в квартире и на свежем воздухе. Составленные комплексы
демонстрируют на практических уроках. В 7-ом классе работаем над проектами
тренировок по развитию того или иного физического качества, а в 9-ом –
самостоятельных занятий различной функциональной направленности. Для закрепления
и расширения знаний по разделу “Основы олимпийских знаний” составляются
информационные долгосрочные проекты: “Олимпийские игры: мифы и реальность”,
“Неизвестные Олимпийские игры”, разработка которых начинается на последнем уроке
по изучению данного раздела, а процесс поиска информации и оформления проекта
выносится в домашнее задание. Выходом данных проектов являются спортивная
стенгазета или публикации в школьной газете.

Метод проектов использую и для организации работы с детьми, имеющими стойкие
отклонения в состоянии здоровья. Например, в этом учебном году дети работают над
проектом “Спортсмены Великой Победы”, готовят выпуск школьной газеты и устные
сообщения об участии советских спортсменов в Великой Отечественной войне.

Для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе, подбираю упражнения, которые они могут выполнять индивидуально, находясь
на уроке со всем классом. Из всего комплекса они сами выбирают упражнения и
проектируют индивидуальную траекторию развития
(приложение 1)
.

Во внеклассной работе использую метод проектов для оформления спортивного
уголка, проектирования сценариев спортивных праздников, Дней здоровья, различных
конкурсов.

В своей практике использую также педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы
можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных
социальных объектов).

Сначала был разработан проект “Индивидуальная траектория развития учащейся
6-го класса Мельниковой Александры” (приложение 2),
т.к. девочка имеет стойкие отклонения в состоянии здоровья и в работе с ней
требуется индивидуальный подход. Проблема в работе возникла из противоречия:
девочка в течение нескольких лет была освобождена от уроков физической культуры
по состоянию здоровья, но очень хотела заниматься на уроках вместе со всеми
детьми, всегда была бодрой и жизнерадостной. Посоветовавшись с участковым
педиатром и родителями, мы пришли к совместному решению о начале занятий. Для
того, что бы занятия физическими упражнениями не навредили здоровью ребенка,
необходимо было продумать, как создать условия для физкультурного
самообразования и практического применения полученных знаний с целью укрепления
и сохранения здоровья. С этой целью была разработана индивидуальная траектория
развития.

В другом случае разработан проект для индивидуальной работы с одаренными
детьми. Поводом для создания данного проекта явилась необходимость
целенаправленной помощи конкретному ученику (Хачатряну Левону) в его
самореализации посредством физической культуры и участию в Олимпиадах по
предмету “Физической культура” с одной стороны, а также изучения эффективности
индивидуальных форм работы с другой стороны.

Проектная форма работы по формуле “Учитель + ученик” оказалась достаточно
эффективной.

Имея научную планомерную основу, учебный процесс дал значительный результат.

Мельникова Александра в течение одного учебного года была переведена не
только в специальную медицинскую группу, как планировалось при разработке
проекта, но и получила рекомендацию для занятий в подготовительной группе. За
период реализации проекта у нее не было ни одного случая заболеваний или
обострения. По результатам тестирования девочка стабильно показывает средний
уровень подготовленности.

Результаты индивидуальной работы с Хачатряном Левоном также дали опережающий
эффект. Он стал призером районного тура Олимпиады (3-е место) уже в 2006, а не в
2007г., как это планировалось. Потребовалась корректировка проекта. В 2007 году
Левон поднялся на вторую ступень.

При составлении данных проектов не ущемлялась самостоятельная творческая
работа учеников. Анализ теоретической и практической подготовленности,
планирование мероприятий по реализации проекта, корректировка проекта
проводились совместно с учителем. Формы организации самостоятельных
теоретических и практических занятий, самоконтроль за состоянием здоровья и
уровнем подготовленности определялись самими учащимися. Но все же, в
педагогическом проектировании роль учителя доминирующая. Он является
энтузиастом, повышающим мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их
в сторону достижения цели, и руководителем в вопросах планирования (определение
проблемы, концепции; постановка целей и задач, выдвижение гипотезы),
координатором всего процесса.

Следующим шагом в проектировании системы физкультурно-оздоровительной работы
была разработка социального физкультурно-досугового проекта “В здоровом теле –
здоровый дух” (приложение 3) .

Разрабатывая проект, предполагала привлечь внимание родителей, жителей
микрорайона и общественности поселка к проблемам здоровьесбережения и активного
досуга школьников.

Основные направления реализации данного проекта:

– материально-техническое оснащение и ремонт спортивной базы за счет
привлечения внебюджетных средств;

– расширение сети спортивных кружков и секций с учетом интересов учащихся;

– решение кадрового вопроса путем подготовки инструкторов-общественников из
числа старшеклассников, выпускников школы и родителей

– совершенствование взаимодействия с администрацией поселения и силовыми
структурами по вопросам физкультурно-досуговой деятельности и безопасности
участников образовательного процесса и молодежи микрорайона.

В ходе реализации проекта удалось привлечь внебюджетные средства для
пополнения материально-технической базы, построения спортивной площадки и
расширить число спортивных кружков, которыми руководят
инструктора-общественники.

Литература.

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть
    1:научно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
    практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – 3-е
    изд., испр. и доп. – М., АРКТИ, 2006.

Следующий: