Использование проектной методики на уроках иностранного языка как средство овладения учащимися современными фундаментальными знаниями


В последние годы использование творческих
проектов в обучении иностранным языкам
приобретает в России всё больше и больше
сторонников, и это не случайно. Проектные приёмы
отвечают всем современным тенденциям в
образовании. В них нашли своё яркое отражение и
коммуникативный, и личностно-ориентированный
подходы, которые являются ведущими в современной
методике преподавания иностранного языка.
Использование проектных приёмов нельзя назвать
новым словом в школьном обучении. Их
преимущества давно уже признаны и широко
используются в обучении другим предметам, таким
как история, география, литература, естественные
науки. Тем не менее, это достаточно новая
тенденция в обучении иностранному языку в нашей
стране.
Проект – это “самостоятельно планируемая и
реализуемая школьниками работа, в которой
речевое общение вплетено в
интеллектуально-эмоциональный контекст другой
деятельности”.
Обучение с использованием проектных приёмов
имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами
способствует:

  • повышению значимости языка как средства
    общения; развитию умения работать в коллективе;
  • расширению кругозора учащихся;
  • повышению мотивации учащихся;
  • поощрению творчества;
  • воспитание самостоятельности;
  • интеграция всех четырех видов речевой
    деятельности;
  • развитию обще учебных умений.

Трудности, которые необходимо учитывать при
подготовке и выполнении проектов, можно условно
разделить на две группы;

  1. Трудности, связанные с организационной
    стороной проекта и управлением деятельностью
    учащихся
  2. Трудности, обусловленные содержанием проекта и
    его языковой стороной.

Существуют различные классификации проектов.
Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий,
по которым различают типы проектов:



1. По доминирующему в проекте методу
или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные.

2. По признаку предметно –
содержательной области:

  • моно проекты,
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • личностные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы
проектов:



1. Проекты-сообщения или исследовательские
проекты (Information and Research projects).
2. Проекты-интервью (Survey projects).
3. Проект-производство (Production projects).
4. Проекты — ролевые игры и драматические
представления (Performance and Organisational projects).
Работа над творческими проектами включает в себя
три этапа:
I. Начальный этап (определение широкой темы,
выбор рабочих тем, объединение в группы,
составление плана проектной работы и
формулировка цели, сбор материала).
II. Основной этап (анализ способов и целей
работы в группах, поиск источников необходимой
информации и сбор материала, анализ , возможных
трудностей).
III. Заключительный этап (подготовка защиты
готовых проектов и их защита, обсуждение
полученных результатов).
Современные дети это уже не чистый лист бумаги,
на который наносятся знания. К ним поступает так
много информации извне, что просто нельзя не
учитывать. Поэтому в современной школе учитель
не является единственным источником информации
для своего ребенка. Но дети часто не умеют
перерабатывать полученную информацию в знания,
не умеют анализировать, структурировать,
выделять главное, Т.е. не владеют элементарными
навыками поисковой работы и исследовательской
деятельности.
Основной задачей учителя является — подготовить
и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и
извлекать необходимую ему информацию и
усваивать ее в виде новых знаний, т. е.
формировать у учащихся информационную
компетенцию.
Сейчас много внимания уделяется и
коммуникативной компетенции, которая важна не
только на уроках английского языка, но и
становится частью современного общества. Ведь
любая компетентность предполагает не только
наличие необходимых знаний, но и
сформированность умения их использовать. Считаю,
что помочь в решении данной задачи может метод
учебного проекта. Я давно стала применять этот
метод на уроках английского языка и стала его
сторонницей.
С точки зрения учащегося, учебный проект — это
возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе, или самому, это
поисковая деятельность, позволяющая проявить
себя, попробовать свои силы, приложить свои силы,
свои знания и публично показать свой результат.
Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения
учителя, учебный проект — это дидактическое
средство, позволяющее обучать проектированию
целенаправленной деятельности по нахождению
способов решения проблемы современные
аутентичные учебники позволяют учителям
английского языка широко применять данную
технологию. Как любая технология, метод учебного
проекта имеет четкую организационную структуру.

1. Включение ребенка в данную поисковую
деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление “портфолио”
ученика.
5. Собственно защита проекта.

На своих уроках я часто применяю метод учебного
проекта после прочтения текстов по домашнему
чтению, а также для самостоятельного изучения
какой- либо темы. Приведу лишь несколько
примеров: “Школа будущего” — 6 класс, “Выставка
экзотических животных” — 5 класс, “Р.Л.Стивенсон
и особенности его творчества” — 9 класс,
“Кентервильское привидение”, “Do we need a new amusement
park in our city?”, “За и против”-9 класс, “Деньги и
спорт”, “Мода и окружающая среда” и т. д.(пример
см. приложение) Учащимся очень нравиться
заниматься исследовательской деятельностью
потому, что:

- каждый может проявить себя как, творческая
личность,
- каждый включен в деятельность, которая ему “по
душе”,
- добывание знаний строиться на принципах
проблемного обучения,
- развивает навыки самостоятельной работы в
мыслительной и волевой сферах,
- развивает умения самовыражения,
самоопределения, самореализации и рефлексии,
- воспитывает целеустремленность,
инициативность, чувство коллективизма,
ответственности и толерантности.

А вот, что говорят сами ученики:
“Мне нравиться работать над проектом потому, что
я все делаю сам и с интересом. А главное
запоминается надолго”.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема: Отдых, свободное время, развлечения



Были проработаны и изучены лексические единицы
по данной теме, прочитаны, обсуждены тексты »World
famous parks», »Britain and their free time» …
На весь промежуток времени, отведенный на
изучение данной темы, детям было предложено
выполнить проект.

Основополагающий вопрос был: Do we need a new
amusement park in our city?Questions for discussion:

  • Do amusement parks solve of employment?
  • Do amusement parks solve the problem of teenagers’ free time?
  • Does our city need in new amusement park? …

Детям было предложено найти теоретический
материал, провести опрос общественного мнения,
кто желает, создать макет своего парка
развлечений и представить результаты своей
деятельности в виде компьютерной презентации
или буклета.




Следующий: