Использование проектно-дизайнерской деятельности в дополнительном образовании детей. Технология проектного обучения


Наиболее значимыми показателями
развития системы дополнительного образования
является изменение технологий и методов
преподавания и учения.



Внедряемая сегодня в образовательные
учреждения России инновационная методика
обучения — проектный метод — имеет принципиальные
отличия от существующих методик обучения. Прежде
всего, она направлена на самореализацию
учащегося как личности; на сохранение и
приумножение врожденной «самостоятельности»
ребенка; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею»
через выполнение творческих проектов от идеи до
воплощения ее в реальность с учетом
потребностей, традиций, возможностей (схема 1). В понятийный аппарат
вошли такие термины, как технология и дизайн [3].

Технология — это многоаспектное
понятие, сочетающее составляющие: объект, знание,
процесс и волю (мотивация, потребности,
намерения, ценности). Результат — материальный
мир, созданный человеком.

Дизайн — это целенаправленная
деятельность, ориентированная на
совершенствование технологии.

Российские педагоги придавали большое
значение формированию у учащихся потребности в
самостоятельной, творческой деятельности. Еще
Лев Толстой писал, что этот процесс особенно
важен, ибо, «если ученик не научится сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений» [1].



Основная проблема состоит в том, что
необходимо совершенствовать уровень
образованности учащихся, который создаст основу
для формирования саморазвивающейся личности,
способной к самостоятельному решению проблем в
различных сферах жизнедеятельности (под уровнем
образованности понимается качество личности,
которое характеризуется способностью решать
задачи познавательной,
ценностно-ориентированной, коммуникативной и
преобразовательной деятельности, опираясь на
освоенный социальный опыт).

Возможности метода проекта
представляют педагогу большие возможности для
организации творческой деятельности учащихся.
Внедрение в образовательный процесс
дополнительного образования метода проектов
открывает значительные возможности для
повышения качества обучения.

Особенностью данного метода является
то, что учащийся должен не только собрать и
проанализировать необходимую информацию,
изготовить изделие, но и публично защитить свой
проект.

У проектного метода в системе
дополнительного образования масса
психолого-педагогических достоинств.
Проектирование направлено на развитие
творческой активности личности, а также на
психофизическое, нравственное и
интеллектуальное развитие учащихся,
актуализацию их задатков и способностей,
призвания; создание условий для их саморазвития,
творческого самовыражения и непрерывного
образования. Выполнение творческих проектов
способствует повышению интереса к занятиям,
выработке устойчивых мотивов к познавательной
деятельности. В качестве творческих проектов
могут быть изготовлены простые швейные изделия,
декоративно–прикладные работы (подарки,
сувениры, мягкие игрушки, панно и др.). Процесс
проектирования включает в себя: выбор идеи,
обоснование проекта, сбор информации, обработка
идеи в эскизах, выполнение проекта, защита
проекта (схема 2).

Главная задача педагога состоит в том,
чтобы создать для учащихся предпосылки для
успешного творчества, организовать проектную
деятельность и поэтапную проработку выбранной
темы. Он помогает ученику в акте познания через
диалог с ним, через постановку новой проблемы.
Педагог не должен претендовать на то, что знает
ответы на все вопросы. Он становится партнером
ученика, поощряет его желание исследовать мир.
Такой подход к обучению открывает возможность
проведения широких дискуссий на занятиях
(включая моральные дилеммы взаимодействия
технологии и общества), соединения обучения и
воспитания. Этот стиль обучения ведет к созданию
более открытого общества. Чем больше знание
будет строится на собственном опыте учащихся,
тем более творческими и активными будут ребята.

Таким образом, внедрение технологии
проектного обучения в дополнительное
образование является инновационной находкой,
которая помогает раскрыть большие возможности
для творчества учащихся.

Литература:




1. Абрамова М., Педагогика, №7, 2001.
2. Логунова Т.Уроки дизайна. М:
«Мозайка-синтез»,2002.
3. Колесникова Е.В., Мидуков В.З. Теория и методика
обучения с использованием технологии проектного
обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2003.




Следующий: