Использование природных средств для оказания первой медицинской помощи в условиях автономного существования

Эпиграф:

“И собака знает, что травой лечатся”.
“Кроме смерти, от всего вылечиться можно”.
Народные поговорки

Задачи:

  • закрепить полученные на предыдущих занятиях
    знания по подготовке к выживанию при любом
    походе в лес;
  • научить использовать для выживания, в
    частности, для оказания первой медицинской
    помощи, растения нашей местности;
  • воспитывать бережное, грамотное отношение к
    своему здоровью и жизни;
  • воспитывать грамотно использовать окружающие
    природные средства;
  • вырабатывать внимание, сосредоточенность;
  • развивать речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению биологии
    (ботаники).

Метод: объяснительно-иллюстративный и
частично поисковый.

Оборудование:

  1. Рюкзак со снаряжением и медицинской аптечкой;
  2. Кодировочные таблицы.
  3. Книга Телятьева В. В. “Целебные клады”.
  4. Гербарий с растениями а) пижма; б) кровохлебка; в)
    подорожник; г) шиповник.
  5. Поперечный распил ствола лиственницы.
  6. Поперечный распил ствола березы.
  7. Камедь.
  8. “Древняя книга”.
  9. Карточки с шифрованными названиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

Я завтра собираюсь сходить в лес, на речку
Кадуйку. Начал сегодня собираться в этот поход,
постарался взять с собой все самое необходимое,
но при этом у меня получилось слишком много
вещей, а ведь я иду в лес всего на полдня.
Вспомнил, что вы уже изучили тему “Подготовка к
выживанию в условиях автономии” и решил
попросить вас помочь мне – выбрать из тех вещей,
которые я принес в рюкзаке, самые-самые
необходимые, которые всегда нужно иметь с собой
при любом выходе в лес. Итак, я достаю вещи из
рюкзака и раскладываю их на столе, а вы
записываете себе в тетрадях только те, которые я
должен обязательно взять завтра с собой. Из
рюкзака достаю: а) нож; б) топор; в) тапочки; г)
зонтик; д) спички в упаковке; е) кусок
полиэтилена; ж) булавки; з) иголка
; и)
кипятильник; к) нитки; л) леска; м) зубная
щетка; н) зубная паста; о) крючки рыболовные;
п) бинокль; р) фонарик; с) мыло; т) грузила
рыболовные
; у) фотоаппарат.

Проверяем, что вы записали (правильные ответы
подчеркнуты в тексте).

А теперь проверим, что я взял с собой в рюкзак из
лекарственных средств. Вообще-то я сложил в свою
походную аптечку всё, что мне попало под руку в
доме. Надеюсь, что вы и здесь мне поможете – я
буду доставать и называть вам лекарственные
средства, а вы у себя в тетрадях запишете только
те из них, которые обязательно должны быть у
каждого из нас при любом выходе в лес. Достаю из
рюкзака, показываю и называю лекарственные
препараты: а) валидол; б) корвалол; в)
марганцевокислый калий
; г) вата; д) флакон с
пенициллином; е) настойка йода; ж) анальгин; з)
шприц одноразовый; и) таблетки тетрациклина; к)
пипетка; л) бинт; м) таблетки ампициллина; н)
пактоцид
(средство для обеззараживания воды).
Проверяем, что вы из предложенного мной записали
( правильные ответы в тексте подчеркнуты ).
Выставляем оценки.

III. Объяснение нового материала.

Давайте откроем тетради и запишем тему
сегодняшнего урока. Мы уже с вами говорили, что,
оказавшись в условиях автономии (заблудились;
сломался мотоцикл вдали от населенного пункта;
перевернулась лодка, на которой вы сплавлялись;
упал самолет, на котором вы летели и т. п.),
самоспасение нужно начинать со спасения
снаряжения, а затем оказать первую медицинскую
помощь пострадавшим. Сегодня мы уже вспомнили с
вами, что должно быть у каждого в рюкзаке при
любом выходе в лес, на природу. Но ведь это самый
минимум, эти лекарственные средства
предназначены для оказания помощи только от
незначительного числа болезней. Если мы с вами по
тем или иным причинам окажемся в условиях
автономного существования, то у нас могут
возникнуть и такие болезни, от которых в нашей
походной аптечке нет лекарственных средств. Как
же быть в такой ситуации? Совершенно верно, мы
ведь с вами живем в лесной зоне, и нас окружает
огромное количество растений, многие из которых
являются готовыми лекарственными средствами. Да
и в нашем организме имеется определенное
количество лекарств. Но мы с вами, современные
люди, к сожалению, мало знаем, какие растения
нашей местности от каких заболеваний и как
используются.

Мне в руки случайно попала очень древняя книга
по лечению болезней при помощи окружающих нас
растений и собственного организма – ведь в
древности не было аптек, и люди лечились
природными средствами, они гораздо лучше нас
знали, какие растения как можно использовать. Но
в этой книге и болезни, и способы их лечения
зашифрованы. Сейчас я раздам вам кодировочные
таблицы и карточки с выписанными из книги
шифровками, и мы вместе с вами узнаем, какие
природные средства можно использовать для
лечения тех или иных заболеваний. А затем запишем
эту информацию в тетради.

Кодировочная таблица и правила пользования.


1ф7 2в8 9ч3 4пр Ит5 6жэ
17ч А Б В Г Д Е
26о Ж З И,Й К Л М
38е Н О П Р С Т
49р У Ф Х Ц Щ Ш
5ва Ъ,Ь Ч Ы Э Ю Я

Для кодировки информации используется одна из
цифр или букв сначала по горизонтали, а затем по
вертикали (так же, как при чтении – ведь мы читаем
слева на право и сверху вниз), например:



Буква А может быть представлена как 11, 17, 71, фч и
т. д. Одно слово от другого в тексте отделяется
символом /.

Пример использования таблицы: выражение
БОЛЕЗНЬ ИЗЛЕЧИМА в коде может выглядеть так:

81 23 56 67 22 78 15 / чо 86 52 61 ва 96 66 1ч

Раздаю детям кодировочные таблицы и карточки с
закодированными заданиями.

КАРТОЧКА № 1.

43 11 78 83 22 77 16 32 37 56 65 55 54 61 67/: 52 96 53 68/
33 88 51 23 48 83 12 78 32 46 71. (Ответ — ранозаживляющее: лист
подорожника).

КАРТОЧКА № 2

. 42 48 83 37 ве 23 ие 68 фч 13 17 чч ио чо 31 71
иа тр эч 61/:

А) по ре ве 37 23 99 то жч вч 46 11/ 52 61 46 17 48 те 63 91 67 фе 78
17 65 ;

Б) то 32 53 68 / 42 пе 71 93 36 чч 35;

В) 33 95 56 75 рр 11/ 41 ре чо вч 7ч/ 51 83 12 ич 6ч 91 32 4о ф7/
“ич ж1 57 фр 64 42 36 фе/ 68 7ч 81 17 по.

(Ответ – кровоостанавливающее: а) кровохлебка
лекарственная; б) лист крапивы; в) пыльца гриба
дождевика – “дедушкин табак”).

КАРТОЧКА № 3.

фр вч 3о чч 7ч иа тр эч 67/ 66 32 46 пе 83
27 88 91/:

А) 58 83 21 ие эе 3ч 67 фе 78 7ч эв/ 53 то ив 18 17;

Б) 53 6о ве ио 7ч/ чр 3ч ве 36 78 чв 39/ тч э1 ре 61 31 фа эч
31.

(Ответ – убивающее микробов: а) собственная
слюна; б) смола хвойных деревьев).

КАРТОЧКА № 4.

33 ре чо/ 4ч ве 52 83 ч7 73 35 99/ 21 ве ио
жа 39/: А) 31 5ч ча 3р 71 68 фв/ во фч 3е 11 39/ ро фр те 68 11/ жр
чо 3е 83 97 фе 36 42 71;

Б) 67 58 же фа/ ие чч эч фо 32 61/ эа пч ве 51 3а/ 87 пе фр 53
78 36 ро 92.

(Ответ – при головных болях: а) вдыхать запах
куста шиповника; б) есть свежие ягоды брусники).

КАРТОЧКА № 5.

88 63/ чо 22 76 83 41 92/:31 67 эе 43 жа 73 46 77/
вч 61 43 67 те 6е ча.

(Ответ – от изжоги: “ветрянка” бересты.)

КАРТОЧКА № 6.

28 63/ 86 фр в7 18 83 ч2/ вч 23 ио 36/: 46 7ч 66
ж1 51 фа.

(Ответ – от зубной боли: камедь.)

КАРТОЧКА № 7.

“52 36 99 88 ре фч 51 по 17”/ 73 фч/ 47 фр
2ч ф7 34/: те эч пе фч/ 32 26/ ф9 39 71.

(Ответ – “лихорадка” на губах: сера из уха).

КАРТОЧКА № 8.

38 43 92/ эе жч 48 62 32 вв 67 53 46 8е 6о/ 88 фо
2е пч 61/:

А) 62 ве 25 71;

Б) 47 52 36 фе 11.

(Ответ – при термическом ожоге: а) моча; б)
глина).

КАРТОЧКА № 9.

33 48 чо/ 85 32 п8 жа 3р/ 32/ 78 17 48 ча 37 ф1
94/:

А) пр 91 67 эе/ 64 92 33 28 37 1е чо п2 71;

Б) “вч фр 62 ф1 4ч 71”/ то ч6 53 68 37 61 78 13 32 рр ча.

(Ответ – при чирях и нарывах: а) цвет шиповника;
б) “бумага” лиственницы).

КАРТОЧКА№ 10

. 38 43 92/ пе ф1 ие 53 68 ре в8 36 5е ж8 37 61/ 12
67 то фр 51 42 ф7/:

А) че п3 28 в7 ро 88 37 95 чо/ 53 и2 8е 92/ 8ч 67 ре 61 8о ч5;

Б) 42 83 пе 71/ ва э1 4е 67 жо 19 34 92;

В) ч8 36 72 66 71/ ве 81 ча 42 78 83 97 61 78 фе 17 6в.

(Ответ – при расстройстве желудка: а) пробковый
слой березы; б) кора черемухи; в) пижма
обыкновенная).

КАРТОЧКА № 11.

чч/ 42 17 вв эч 53 68 31 6ч/ 5е 61 ре 57 жч
ва 73 35 чр/ ие п8 67 5ч 58 6е ч1/:

А) вч 8е э5 43 95 эр фе 9о 42/ 46 ре 83 чч 17 37 в8/ ро 4е ф7 ие
фе ча 32;

Б) п3 в8 5ч 23 ич 61 13 57 пе 83 ф3/ 8о 28 52 в3 6е чо 58 6е ча 36.

(Ответ – в качестве сердечных средств: а)
боярышник кроваво-красный; б) рододендрон
золотистый).

Дети работают с карточками и кодировочными
таблицами – каждый расшифровывает свою карточку
и записывает расшифровку в свою тетрадь. После
того, как все закончили работу с карточками, я
называю по порядку номера карточек, а кто данную
карточку расшифровывал – диктует полученный
результат для записи всему классу. Я же при этом
демонстрирую всему классу растения из гербария
или поперечный распил ствола дерева, или
показываю рисунок растения из книги Телятьева В.
В. На доске записываю только названия
лекарственных препаратов. И обязательно даю
комментарий, как пользоваться тем или иным
лекарством.

IV. Закрепление.

Зачитываю с доски название лекарственного
растения или препарата, а дети с места отвечают,
от какого заболевания им можно лечиться.

V. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке с вашей помощью
расшифровали закодированные в “древней” книге
названия лекарственных средств, которые нас
окружают или даже имеются в нас. И теперь в случае
необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы
молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои
способности сосредоточиться, быть
внимательными, ответственно подошли к
выполнению задания. И благодаря коллективным
усилиям мы узнали столько много нового.

VI. Домашнее задание.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите
свои записи родителям и узнайте, может быть, они
знают еще какие-нибудь народные лекарственные
средства в окружающей нас природе. И тогда на
следующем уроке вы поделитесь с нами теми
рецептами, которые узнаете у своих родителей.

VII. Список использованной литературы.

  1. Автономное существование в природных условиях.
    Библиотечка “ВЗ”, ж. Военные знания, №1, 1992.
  2. Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания.
    Челябинск: Южно – Уральское книжное
    издательство, 1996.
  3. Лежнева М. Г.- составитель. Календарь 2003
    “Народная медицина”, Кострома, ООО “ТЕТРА К”,
    2002.
  4. Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С.
    Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности
    жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для
    общеобразовательных учреждений. М., Издательство
    АСТ, 1996.
  5. Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М.
    И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6
    класс. Учебник для общеобразовательных
    учреждений. М., “Дрофа”. “Издательство ДИК”, 2000.
  6. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности
    жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для
    общеобразовательных учреждений. М.,
    “Просвещение”, 2005.
  7. Телятьев В. В. Целебные клады. Растения, продукты
    животного и минерального происхождения
    Центральной Сибири и их лечебные свойства.
    Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
    издательство, 1991.
  8. Федоровская Г. О критериях оценок при
    проведении соревнований военно –
    патриотической направленности. ж. Воспитание
    школьников № 10, 2002.



Следующий: