Использование природных лекарственных средств

Цели и задачи

  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания по подготовке к выживанию при любом походе в лес;
  • научить использовать для выживания, в частности, для оказания первой медицинской помощи, растения нашей местности;
  • воспитывать грамотно использовать окружающие природные средства;

Метод: объяснительно-иллюстративный

Оборудование:

  • Рюкзак со снаряжением, медицинская аптечка;
  • Гербарий с растениями ;
  • Презентация

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Итог урока

Ход урока

I. Организация класса.

Сообщение темы, целей (слайд № 1, приложение 1)

II. Проверка домашнего задания

Вопросы для проверки знаний:

1. Нужно оказать помощь больному, если…..

  1. Аллергическое состояние — … (димедрол, диазолин)
  2. Боль или жар — … (парацетамол, анальгин)
  3. Проблемы с пищеварением — … (фестал)
  4. Обморок — … (нашатырный спирт)
  5. Инфицированная рана — … (синтомицинованная мазь)
  6. Ушиб, растяжение связок — … (вазелин, гель, например троксевазин)

2. Я завтра собираюсь сходить в лес, на речку Томь . Начала сегодня собираться в этот поход, постаралась взять с собой все самое необходимое, но при этом у меня получилось слишком много вещей, а ведь я иду в лес всего на полдня. Вспомнил, что вы уже изучили тему “Подготовка к выживанию в условиях автономии” и решила попросить вас помочь мне – выбрать из тех вещей, которые я принесла в рюкзаке, самые-самые необходимые, которые всегда нужно иметь с собой при любом выходе в лес. Итак, я достаю вещи из рюкзака и раскладываю их на столе, а вы записываете себе в тетрадях только те, которые я должен обязательно взять завтра с собой. Из рюкзака достаю:

а) нож;

б) топор;

в) тапочки;

г) зонтик;

д) спички в упаковке;

е) кусок полиэтилена;

ж) булавки;

 з) иголка;

и) кипятильник;

к) нитки;

л) леска;

м) зубная щетка;

н) зубная паста;

о) крючки рыболовные;

п) бинокль;

р) фонарик;

с) мыло;

т) грузила рыболовные;

у) фотоаппарат;

Проверяем, что вы записали (правильные ответы подчеркнуты в тексте).

3. А теперь проверим, что я взял с собой в рюкзак из лекарственных средств. Вообще-то я сложила в свою походную аптечку всё, что мне попало под руку в доме. Надеюсь, что вы и здесь мне поможете – я буду доставать и называть вам лекарственные средства, а вы у себя в тетрадях запишете только те из них, которые обязательно должны быть у каждого из нас при любом выходе в лес. Достаю из рюкзака, показываю и называю лекарственные препараты:

а) валидол;

б) корвалол;

в) марганцевокислый калий;

г) вата;

д) флакон с пенициллином;

е) настойка йода;

ж) анальгин;

з) шприц одноразовый;

и) таблетки тетрациклина;

к) пипетка;

л) бинт;

м) таблетки ампициллина;

н) пактоцид (средство для обеззараживания воды).

Проверяем, что вы из предложенного мной записали ( правильные ответы в тексте)

ПI. Изучение нового материала (слайд № 2, приложение 1)

Давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока.(слайд № 1,2)

Учитель: Давайте с вами вспомним уроки природоведения. Что изучает наука фитотерапия?

Ученик: Фитотерапия — наука о лечении лекарственными растениями.

Учитель: Использование растений для лечения болезней известно с глубокой древности. Еще первобытные люди пользовались дарами «живой аптеки» — природы. Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диокриста « О лекарственных травах», в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды. (Слайд № 3, приложение 1)

Как вы думаете, что это был за сад? Почему его назвали волшебным? Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад был в легендарной Колхиде на Кавказе.

Слово «фармакон» обозначает одновременно – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры — санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, — «Книги приготовления лекарств для всех частей тела». В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений

Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые «аптекарские огороды» (1713 г.). Один из них «Санкт-Петербургский аптекарский огород» превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук СССР. (слайд № 4, приложение 1)

Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.

Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: «Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами». С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.

До 1917 года для большинства населения, особенно сельского, научная медицина была недоступна. Народ не мог пользоваться достижениями медицинской науки и лечился главным образом травами, часто прибегая к услугам лекарей-травников, знахарей. Нередко лекарственные растения не только не приносили облегчения больным, но и вредили, т.к. знахарство шло рука об руку с суеверием и невежеством.

Позже стали заниматься научно-исследовательской работой по лекарственным растениям. В аптеках появились отделы по продаже лекарственных растений. Стали проводиться заготовки растений. Активно изучаются отечественные формы с целью выявления новых источников растительного лекарственного сырья.

Сейчас в нашей стране используется для лечения около 3000 различных веществ и препаратов, причем 1/3 медикаментов вырабатывается из лекарственных растений. Лечебные растения действуют на организм человека гораздо мягче, чем синтетические лекарственные средства, они менее токсичны, не являются допингами.

Травы можно применять длительно, так как к ним организм привыкает медленно. Они действуют комплексно — влияют на целые системы организма. Правда, этими преимуществами обладают лишь те растения, которые используются в виде настоев и отваров.

Перед тем как отправиться за «лекарством» в лес, надо научиться распознавать лекарственные растения. (слайд № 5, приложение 1, запись в тетрадь) При сборе растений необходимо знать:

  • какие части того или иного лекарственного растения имеют применение в народной медицине;
  • в какое время должен производиться сбор;
  • как сушить растения;
  • какие меры должны быть приняты для лучшего сохранения заготовленного сырья.

Важно помнить о необходимости охраны лекарственных растений.

Помните: «лесные лекарства» требуют точных знаний! Надо быть уверенными, что вы сорвали именно то растение, которое помогает, иначе больному может стать еще хуже.

Мы уже с вами говорили, что, оказавшись в условиях автономии (заблудились; сломался мотоцикл вдали от населенного пункта; перевернулась лодка, на которой вы сплавлялись и т. п.), самоспасение нужно начинать со спасения снаряжения, а затем оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Сегодня мы уже вспомнили с вами, что должно быть у каждого в рюкзаке при любом выходе в лес, на природу. Но ведь это самый минимум, эти лекарственные средства предназначены для оказания помощи только от незначительного числа болезней. Если мы с вами по тем или иным причинам окажемся в условиях автономного существования, то у нас могут возникнуть и такие болезни, от которых в нашей походной аптечке нет лекарственных средств.

Как же быть в такой ситуации?

Совершенно верно, мы ведь с вами живем в лесной зоне, и нас окружает огромное количество растений, многие из которых являются готовыми лекарственными средствами. Но мы с вами, современные люди, к сожалению, мало знаем, какие растения нашей местности от каких заболеваний и как используются. В лесу, в поле растут лекарство в большом количестве. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. (гербарии растений).

Работа с классом.

Ученик: (Вопросы задают дети из класса) Я натер ногу как мне быть?

Ученик: (подготовленные дети): В качестве природного перевязочного материала можно использовать мох.(слайд №6, приложение 1)

Во время ВОВ многим раненым партизанам спас жизнь мох сфагнум. Этот мох в большом количестве растет на верховых болотах. Их так и называют – сфагновые. Этот мох способен впитывать в себя к несколько раз больше жидкости, чем весит сам, т.е. он очень гигроскопичен.

При отсутствии бинтов и ваты – сфагнум выполнял роль перевязочного средства. Кроме этого свойства – гигроскопичности – сфагнум обладает бактерицидным свойством – способностью подавлять развитие болезнетворных бактерий. Если раны были гнойные, то сфагнум не только впитывал гной, но и обеззараживал, способствовал быстрейшему заживлению ран.

Пух иван-чая, льнянаяи коноплянаяпакля, сердцевина камышаиспользуются как вата, а кора молодой сосныили елизаменит бинт.

Учитель: (слайды № 7,8, приложение 1) Наиболее сильным кровоостанавливающим, антисептическим и ранозаживляющим действием обладает сок (настой, отвар, порошок) следующих растений: тысячелистник, горец змеиный, кровохлебка лекарственная, лапчатка (калган), тополь черный, ольха, дуб.

Подорожник (слайд № 9, приложение 1)останавливает кровь, снимает боль, помогает заживлению ран. Листья подорожника надо промыть в воде, растереть до появления сока или размельчить, а потом приложить к больному месту и забинтовать. Отвар листьев рекомендуется как отхаркивающее средство при кашле. Сок подорожника незаменим при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах ос и шмелей.

Хорошо известны своим кровоостанавливающим действием крапива двудомная (слайд № 10, приложение 1) и лопух большой. (слайд № 11, приложение 1)

Листья крапивы способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок и измельченные листья используют при лечении нагноившихся ран. При кашле отвар корневищ используют как отхаркивающую микстуру.

Настой крапивы используют как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. Его принимают внутрь как помогающее заживлению ран и как противолихорадочное средство. Соком листьев лопуха смазывают порезы и потертости

Ученик: А если я отравился? Что делать?

Ученик: (подготовленные дети) При отравлении можно применять следующие растения: шалфей лекарственный (слайд № 12, приложение 1), зверобой (слайд № 13, приложение 1), чистотел (слайд № 14, приложение 1), пижма обыкновенная (слайд № 15, приложение 1), цветы ягоды и плоды черники (слайд № 16, приложение 1) и черемухи обыкновенной (слайд № 17, приложение 1).

Учитель: (работа со слайдами). Важнейшие свойства зверобоя — снижение интенсивности воспалений и кровотечений. Настоем, приготовленным из цветков и стеблей, промывают ожоги, пользуются для полоскания рта при кровотечениях десен. Компрессы из зверобоя накладывают на раны и язвы. Зверобой заваривают как чай.

Ученик: У меня плохой аппетит. Что мне делать?

Ученик: (подготовленные дети) Вам поможет корень одуванчика. (слайд № 18, приложение 1)

Учитель: В местной народной медицине настой и отвар корней пьют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, болезнях печени, мочевого пузыря и геморрое. А еще вам поможет корень цикория, он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. (слайд №19, приложение 1). Еще при плохом аппетите вам поможет полынь (слайд № 20, приложение 1)

Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться.

Ученик: (подготовленные дети)

И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымится жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, (слайд № 21, приложение 1) при ангине используется календула (слайд № 22, приложение 1)

Две столовые ложки цветков залить двумя стаканами воды и настоять 25-30 минут. Этот настой применяют как обеззараживающее средство, им лечат ожоги, фурункулы.

Ученик: От болезни желудка. Какое растение поможет излечиться?

Ученик: Вам поможет тысячелистник (слайд № 23, приложение 1)

Учитель: Для остановки кровотечения из небольших ран можно использовать сок из свежесорванного тысячелистника или кашицу из его листьев. Желудочно-кишечные заболевания можно успешно лечить отварами из коры дуба, плодов черемухи, плодов и листьев облепихи, гореца птичьего, а также соком и свежими плодами рябины. Отличный тонизирующий эффект дает китайский лимонник. Стоит пожевать его плоды и молодые листья, как чувствуешь прилив бодрости и энергии.

Ученик: Чем мне вылечить бородавки?

Ученик: (подготовленные дети) Росянкой. (Слайд №24, приложение 1) Это лекарственное растение питается мухами и комарами. Из росянки готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел.

Учитель: Вспомните уроки природоведения, почему так названо растение? Обратите внимание на восклицательный знак – это растение ядовитое!

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что изучает наука фитотерапия?

Ученик. Фитотерапия — наука о лечении лекарственными растениями.

Учитель. Назовите правила, которыми необходимо руководствоваться при сборе и применении лекарственных растений.

Ученик:

  • «лесные лекарства» требуют точных знаний. Надо быть уверенным, что вы сорвали именно то растение, которое помогает. Иначе больному может стать хуже.
  • нельзя срывать все растения данного вида на какой-либо территории: нужно обеспечить растению возможность возобновления.
  • в какое время должен производиться сбор
  • как сушит растения, как хранить

Учитель: С какими представителями «лесной аптеки» вы сегодня познакомились и при каких заболеваниях они применяются?

(Учащиеся перечисляют лекарственные растения.)

V. Итог урока:

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь народные лекарственные средства в окружающей нас природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми рецептами, которые узнаете у своих родителей.

Следующий: