Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы


Цели:

  1. расширение представления о “чудесном” через
    анализ художественного произведения;
  2. развитие умения анализировать текст
    художественного произведения, вычленять
    главное, работать в команде;
  3. воспитание бережного отношения к слову, к
    искусству слова, уважительного отношения к
    чужому мнению, воспитание учащихся через ознакомление
    с биографией Н.И.Пирогова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова.



1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим
путешествие по страницам литературных
произведений. Прежде чем приступим к работе,
создадим эмоциональную атмосферу нашего
занятия. Для этого, слушая поэтические строки,
определим, какие чувства и ассоциации вызвали
они у вас.

2. “Разминка”.

Задание.

Какие чувства и ассоциации вызвали у вас
поэтические строки.

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Учитель, проведя фронтальный опрос, подводит
итог, сообщая, что предметом обсуждения на этом
уроке станет “чудесное”. Тему занятия
преподаватель не озвучивает, её учащиеся
определят самостоятельно в конце работы.

3. “Покопаемся в памяти”. Мозговой штурм.

- Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на
занятии. А что мы знаем о “чудесном”? Поможет нам
систематизировать и структурировать имеющиеся
сведения о “чудесном” данная таблица.



Задание.

Заполните таблицу.

Работают учащиеся в течение 2 мин. в парах.

Таблица.


Определение Словосочетание Синонимы Однокоренные слова

Затем учащиеся представляют результаты своей
работы, на данном этапе принимаются все версии,
всё фиксирует в таблице, которая представлена на
доске, учитель.

- В таблице мы зафиксировали ваше представление
о “чудесном”. Далее мы продолжим работу с данным
понятием, опираясь на текст рассказа “Чудесный
доктор” замечательного русского писателя
Александра Ивановича Куприна.

Учащиеся знакомы с текстом, это было домашним
заданием.

III. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом.

Задание.

Работая в группах, ответьте на вопросы,
подготовьтесь представить свой ответ в устной и
письменной форме.

В письменной форме должен быть представлен не
собственно текст, а лишь ключевые слова, на
основе которых, отвечающий у доски учащийся
должен построить ответ на поставленный вопрос.

Задания группам.



1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи
Мерцаловых до встречи с доктором.
2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ
Мерцалова?
3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых
после встречи с Пироговым?
4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых
доктором на прощание – “…главное никогда не
падайте духом”?
5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на
выбор жизненных принципов Григория Емельяновича
Мерцалова? Почему?

IV. Стадия рефлексии.

1. Представление работы в группах.

Учащиеся представляют результаты работы групп.

  1. На доску вывешиваются листы с ключевыми
    словами, один из представителей группы отвечает
    возле доски, остальные на местах зачитывают
    отрывки из произведения, подтверждающие
    правильность высказываемых предположений.
  2. Обсуждение представленных результатов.
  3. Беседа.

-

Почему имя главного героя мы узнаём только в
конце произведения? Как вы думаете, с какой целью
автор не вынес его в заглавие?

2. Заполнение маркировочной таблицы.

Задание.

Проанализировав всё вышесказанное, заполните
маркировочную таблицу.

Ответы учащихся учитель фиксирует в таблице, с
которой работали в начале занятия, при этом всю
новую информацию записывает мелом или маркером
другого цвета. Если ответы совпадают с теми, что
были уже отмечены, то их в таблицу вновь не
записывает, а обводит те, что были.

- Опираясь на таблицу, расскажите, что нового вы
узнали о “чудесном” после работы с текстом
рассказа?

Сопоставление данных из маркировочной
таблицы с определением, данным в толковом
словаре.

- Наша таблица заполнена, таким мы увидели
“чудесное” сегодня на занятии, но мы помним о
том, что всегда соотносим свои ответы,
определения с определениями, данными в толковом
словаре. Сравним наши ответы со словарной
статьёй. Какие выводы мы сделаем?

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна.

  1. Являющийся чудом, совершенно небывалый,
    необычный. Чудесное спасение.
  2. Чудный, очень хороший. Чудный день.// сущ.
    Чудесность, -и, ж.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что
“чудесное” это не обязательно что-то
сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому
горю, и отзывчивость, и бескорыстность — то есть
самые обыкновенные вещи, но они способны творить
чудеса.

3. Подведение итогов урока.

1. Определение темы урока.

Учитель помогает учащимся, если в этом есть
необходимость, сформулировать тему занятия, а
затем фиксирует её на доске.

2. Задание.

Прослушав сообщение, ответьте на вопрос:
“Каким человеком был доктор Пирогов не на
страницах художественного произведения, а в
жизни?”

Сообщение учителя о докторе Пирогове
(презентация).

3. Домашнее задание.

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
“Как изменилось моё представление о “чудесном”
после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный
доктор”?”

  • Подготовьте сообщение о человеке, которого по
    какой-либо причине можно назвать чудесным.
  • 4. Заполнение и презентация трансфертных
    листов.

    Трансфертные листы:

    1. Моё настроение.
    2. Цветовая гамма, с которой ассоциируется урок.
    3. Что у меня сегодня получилось.
    4. Над чем нужно поработать.

    5. Заключительное слово учителя. Оценка
    деятельности учащихся.

    Приложение.




    Следующий: