Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы

В законодательстве Российской Федерации
закреплен как один из основополагающих принцип
гуманизации образовательного процесса. Это
требует пересмотра всего содержания обучения, а
именно признание творческой природы личности
каждого ребенка. Наличие в нем внутренней
активности приводит к отказу от усвоения
определенного объема соответствующих знаний как
главной цели образовательного процесса. Главная
цель — целостное развитие личности ученика.
Средством же развития личности, раскрывающим ее
потенциальные внутренние способности, является
самостоятельная познавательная и мыслительная
деятельность. Следовательно, задача учителя -
обеспечить на уроке такую деятельность, чему
способствуют современные интерактивные
технологии. В этом случае ученик сам открывает
путь к познанию. Усвоение знаний — результат его
деятельности.

Говоря о новых педагогических технологиях,
надо всегда иметь в виду, что истинные инновации
в области педагогики — чрезвычайно редкое
явление. Как правило, это — рассмотрение на новом
витке педагогических, социальных, культурных
достижений давно забытых, старых педагогических
истин в иной интерпретации методов и приемов
обучения. Почти все так называемые “новые
технологии” — это хорошо забытые старые.
Проективный метод возник еще в начале XX века в
США. Цель этого метода — повышение активности
учащихся на основе их целенаправленной
деятельности, личной заинтересованности. В 1905 (!)
году в России педагог С. Т. Шацкий активно внедрял
этот метод в практику преподавания. И в настоящее
время понятие “новые образовательные
технологии” не мыслится без метода проектов, под
которым понимают способ организации
познавательно-трудовой деятельности учащихся.
Метод проекта дает бесконечный простор для
творчества учителя. Главное в нем — планирование
результата при решении той или иной
практической задачи и ориентация на
самостоятельную деятельность учеников.

Проективный метод вновь становится популярной
педагогической технологией в современном
преподавании, так как он направлен на повышение
эффективности урока, на развитие творческих и
аналитических способностей учащихся, что
является прекрасным стимулом или поддержания
интереса к изучению русского языка и литературы.
Дни учителя метод проектов интересен тем, что
выбор тематики необычайно разнообразен. На
уроках русского языка он дает возможность
использовать самые неожиданные формы
презентаций: конспект, газета, журнал, кроссворд,
викторина. Роль учителя при подготовке
урока-проекта в основном сводится к тому, что он
помогает формировать идею проекта, контролирует,
консультирует, направляет творческую
деятельность учащихся в нужное русло.

Как и любой другой, проективный метод может
быть реализован с помощью различных средств
обучения, в том числе с использованием новых
информационных технологий.

В своей педагогической практике я также
использую этот метод. Русский язык и литература
как учебные предметы — плодотворная почва для
проектной деятельности. Мы, учителя, часто
сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие
читательского интереса среди учащихся, узкий
кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения.
Интересная работа в группах над проектом дает
ребятам возможность почувствовать предмет,
получить новые знания, а учителю решать
вышеперечисленные проблемы. Хочу поделиться
опытом работы по организации “Виртуального
литературного музея”. Мы с учителем информатики
были уверены, что разработка проекта
виртуального литературного музея может
заинтересовать школьников и привлечь их к книге,
расширить их культурный кругозор и открыть,
какой увлекательной может быть работа по
созданию музея и как много знаний требуется от
самих создателей. Наша уверенность основывалась
на том, что необычная цель, особая атмосфера
литературного музея, совместная работа учеников
и учителя, творческая самостоятельная работа
школьников включают ребенка в профессиональную
деятельность, результат которой становится
общественно значимым и полезным. Не менее
интересной может быть работа в уже созданном
виртуальном музее, когда посетитель
самостоятельно, в зависимости от цели своего
визита, выбирает маршрут, дозирует количество
необходимой ему информации и находит ответы на
интересующие его вопросы. Итак, мы предлагаем
ребятам принять участие в проекте “Виртуальный
литературный музей”.

Создание музея протекало в три этапа.

Первый этапподготовительный.
Его цель — диагностика. Мы выяснили, что знают
ребята о музее, видах музеев и их назначении, о
специфике музейного пространства и музейной
деятельности.

Второй этап, основной,взаимодействие
школьника с пространством виртуального
литературного музея. Создание музея началось с
разработки его научной концепции. Для этого
нужно было ответить на целый ряд вопросов. Какова
наша цель, зачем нужен этот музей, какие функции
он будет выполнять? Какие залы в нем будут, каково
назначение каждого из них, какова логика их
расположения? Какие экспонаты должны быть в
каждом зале, как выглядит экспозиция, какие мысли
и чувства она должна вызвать у посетителей? Какую
информацию о каждом музейном предмете следует
представить и в какой форме — видeo. аудио,
графической или текстовой? Необходимо было
подумать и том, какие вопросы могут возникать у
посетителя музея и как он сможет получить ответы
на них. Затем попытались представить
архитектурный облик музея и каждого зала.

Третий — заключительный этапсоздание
виртуального музея (сбор материалов, перевод их в
электронную форму и размещение в музейном
пространстве, сочинение, набор и аудиозапись
текстов, музыкальных произведений и т.д.),
поддержка его функционирования в сети Интернет,
обновление и дополнение экспозиции музея,
контакты с посетителями.

Рассмотрим подробнее направления деятельности
школьников на примере создания ВЛМ по
приключенческому роману Даниэля Дефо “Робинзон
Крузо”. Эта книга хорошо знакома многим ребятам
и вызывает у них неподдельный интерес.
Коллективное обсуждение и принятие концепции
ВЛМ — первый шаг проекта. Вполне естественно, что
по ходу работы появляются новые идеи и
интересные предложения, которые после
обсуждения могут быть включены в структуру ВЛМ. В
этом и заключается изюминка проекта: он всегда
может быть доработан, расширен, переделан. После
того как были определены основные тематические
страницы музея — “Зал Автора” (мы назвали его
“Отец Робинзона Крузо”), “Зал Героя” (Зал
Робинзона Крузо”), зал “Наши работы”, зал
викторин, зал “Библиотека”, — ребята выбрали, над
каким залом они будут работать, и в соответствии
с этим распределились на группы. Учитель на этом
этапе помогает детям определить задачи групп,
сроки защиты проектов, распределить основные
роли внутри каждой группы. Например:
руководитель (ответственный за подготовку
проекта), собиратели и хранитель (осуществляют
сбор и хранение материалов, собранных группой),
экскурсоводы (определяют тему экскурсии, создают
ее маршрут и текст) и т. п. Так, в задачи группы,
создающей “Зал Автора”, входят поиск и отбор
информации о Даниэле Дефо (биография, статьи о
его творчестве, фотографии) и на ее основе
создание текста экскурсии. В соответствии с
этими задачами ребятам необходимо определиться
с источниками информации, спланировать
последовательность действий по созданию
экспозиции, решить, как будут представлены ее
элементы. “Зал Героя” погружает посетителя
непосредственно в мир художественного
произведения, раскрывает систему образов
персонажей романа, помогает глубже понять
отношения между ними, позволяет рассказать о
полюбившихся героях. В нашем случае ребята
начинают с зала главного героя Робинзона Крузо.
Какие же экспонаты могут быть представлены в
этом зале? В первую очередь портрет героя. И перед
нами целая серия портретов, отражающих образ
героя в различных ситуациях, в которые он
попадает на необитаемом острове. Экспонатами
стали и карта острова, и дневник Робинзона, и
окружение героя. Самые большие сложности
возникают у ребят при создании текстов -
аннотаций для экспонатов, экскурсии. Здесь им
необходима помощь учителя. Группа, оформляющая
зал собственными иллюстрациями, продумывает
тематику, количество иллюстраций: ребята могут
создавать иллюстрации к разным эпизодам текста,
варианты иллюстраций к одному и тому же эпизоду,
варианты портрета одного герои. Еще одна
творческая группа для Зала викторин составила
кроссворд по книге, ребусы, викторины,
подготовила игру “Кораблекрушение”. Защищали
свой проект ребята в форме презентации на
общешкольном конкурсе проектов. Данной работой
мы попытались вызвать у школьников интерес к
книге Даниэля Дефо “Робинзон Крузо” и побудить
к дальнейшей работе с ней, что чрезвычайно важно
сегодня, когда тяга и чтению у подростков резко
падает.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения
школьники учатся самостоятельно приобретать
знания, получают опыт познавательной и учебной
деятельности. Если ученик получит в школе
исследовательские навыки ориентирования в
потоке информации, научится анализировать ее,
обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты,
делать выводы и заключения, то он в силу более
высокого образовательною уровня легче будет
адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно
выберет будущую профессию, будет жить творческой
жизнью. Проектная деятельность — педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых знаний путем
самообразования. Метод дает простор для
творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что
создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю,
где и как эти знания применить”. Эти слова вполне
могут служить девизом для участников проектной
деятельности.

Библиографический список

  1. Вахрушева Л. М. Применение проективного метода
    на уроках русского языка // Русский язык. — 2007. — №
    14. — С. 35-36.
  2. Горбунова Н. В. Методика организации работы над
    проектом. Материал подготовлен на основе анализа
    педагогической литературы и зарубежного опыта,
    представленного в сети Интернет / Н. В. Горбунова,
    Л. В. Кочкина // Образование в современной школе. -
    2000. — № 4. — С. 21-25.
  3. Гузеев В. Метод проектов как частный случай
    интегральной технологии обучения // Директор
    школы. — 1995. — № 6.
  4. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как
    принцип организации и реорганизации образования
    // Народное образование. -2005. -№ 2. -С. 113-121.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник
    для студ. пед. вузов. — М. : ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие
    основы. Процесс обучения. — 576 с. ; илл.
  6. Рыжкова Т. Школьный виртуальный музей / Т.
    Рыжкова, В. Леонтьева //Литература. — 2007. — № 1. — С.
    26-29.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Следующий: