Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования

Обновление содержания педагогического
процесса в учреждении дополнительного
образования детей возможно через использование
современных педагогических технологий,
направленных на разностороннее развитие ребенка
с учетом его творческих способностей.

Дополнительное образование детей — один из
социальных институтов детства, который создан и
существует для детей, их дополнительного
развития. Это социально востребованная сфера, в
которой основными заказчиками и потребителями
образовательных услуг выступают общество и
государство, дети и их родители.

Для удовлетворения спроса и запросов
социальных институтов и повышения качества
дополнительного образования детей деятельность
МОУДОД ДДиЮ № 2 основана на применении
современных педагогических технологий.

Обращение к новым педагогическим технологиям
позволило коллективу МОУДОД ДДиЮ № 2
сформировать базу для использования наиболее
оптимальных вариантов в дополнительном
образовании детей. Основанием для этой базы
стали следующие педагогические технологии:

  • проектные методы обучения;
  • технология использования в обучении игровых
    методов: ролевых, деловых и другие видов
    обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая
    работа);
  • информационно-коммуникационные технологии.

Использование перечисленных выше технологий
характеризует целостный образовательный
процесс МОУДОД ДДиЮ № 2 и является формой
организации творчества детей, где каждый ребенок
не только обеспечивается полной свободой
творческой инициативы, но и нуждается в
продуманной стратегии, отборе средств выражения,
планировании деятельности.

Педагогами МОУДОД ДДиЮ № 2 данные технологии
используются для творческого познания,
осуществляемого в процессе создания детских
работ. Творческие работы детей — это прежде
всего творческий продукт, обладающий
определенным алгоритмом действий и средств.

Творческие проекты Дома детства и юношества № 2
представляют собой совокупность инновационных
педагогических технологий, при планировании и
проведении которых используются разнообразные
формы и методы организации, решаются различные
проблемы самосовершенствования ребенка,
координируется многообразие видов деятельности
объединений.

Применение разных видов педагогических
технологий позволяет использовать наиболее
удобные формы организации творческого занятия,
изменить его содержательную и процессуальную
стороны, сформировать личностные
качества ребенка, которые помогут в дальнейшей
его творческой самореализации:

- умение взаимодействовать коллективе,
принимать совместное решение, анализировать
результаты деятельности;

- активность и свобода выбора;

- самоанализ, личный интерес к новому знанию;

- адекватная оценка себя и окружающего мира;

- увеличение возможности в использовании
обучающих информационных ресурсов.

Использование разных видов педагогических
технологий требует от педагога дополнительного
образования особого мастерства организации и
построения занятия, результатом которого
становятся яркие творческие проекты детей или
коллективное творческое дело.

В нашем учреждении планируемые результаты и
форма их представления
разнообразны:

  • газеты, альбомы;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • видеофильмы, видеоролики;
  • праздники и пр.

Основным направлением деятельности


педагогов является поиск приемов эффективной
организации творческой деятельности детей.
Важно чтобы ребенок не только поучаствовал в
разрешении проблемы, но и нашел несколько
наиболее оптимальных способов, проявил
инициативу, самостоятельность. Для этого
необходимо создание обстановки для
естественного творческого самовыражения
каждого ребенка.

Наиболее эффективными приемами
организации познавательной деятельности при
использовании разных видов технологий являются:

- совместное с детьми определение проблемы и
пути ее разрешения;

- применение активизирующих вопросов для
дальнейшего обсуждения их с детьми;

- использование игровых ситуаций, применение
приемов для активизации познавательной
деятельности (целенаправленная ошибка,
размышление вслух),

- анализ конкретных ситуаций,

- организация проблемно-поисковой
деятельности.

Этапы творческого занятия:

  • игровой прием, направленный на создание
    проблемной ситуации, организацию обсуждения, где
    дети высказывают свою точку зрения по поводу
    разрешения проблемы, набрасывают варианты
    решения проблемы по схеме:
  • проблема
  • варианты решения проблемы
  • оптимальный вариант решения проблемы
  • создание 2-3 творческих групп по интересам
    (единомышленников по решению проблемы), что
    позволит расширить содержание обсуждаемой
    проблемы.
  • деятельность детей в группах по изучению,
    обработке и систематизации информации по
    проблеме, где педагог выступает в роли
    консультанта.
  • взаимодействие групп по обобщению, выведению
    общих закономерностей по изученному материалу и
    проблеме.
  • организация практической деятельности групп,
    ход которой не рекомендуется изменять: основной
    задачей педагога на данном этапе является
    корректировка действий участников при их
    удалении от основной проблемы.
  • важен также этап индивидуальной творческой
    деятельности ребенка, которая включает в себя
    самостоятельный поиск в разрешении проблемных
    творческих задач и их дальнейшее обсуждение с
    участниками творческого проекта.

Стадии детского творческого занятия

:

- определение темы по исследуемой проблеме (в
соответствии с интересами общими увлечениями
детей);

- сбор и обработка материала (индивидуальная и
совместная де деятельность детей);

- выстраивание структуры, согласование
(сотрудничество и сотворчество); важным моментом
является распределение задач по группам,
обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.

- реализация (активная деятельность каждого
ребенка, повышающая успех группы, коллектива);
самостоятельная работа участников по своим
индивидуальным или групповым творческим
задачам, результатам;

- промежуточные обсуждения полученных данных в
группах;

- презентация (сотрудничество и взаимопомощь);

- коллективное творческое дело.

Среди наиболее успешных совместных творческих
дел хочется отметить:

  • выставки: “Мой край”, “Моя родословная”;
  • проекты: “Я — гражданин 21 века”, “Встреча
    поколений”;
  • конкурс юных талантов “Колесо фортуны”.

Применение разных видов педагогических
технологий позволяет развивать познавательные
навыки детей, их критическое и творческое
мышление, умение ориентироваться в
информационном пространстве, а также видеть,
формулировать и решать проблемы.

Ребенок самостоятельно приобретает
определенный набор знаний, умений. навыков,
учится пользоваться приобретенными знаниями для
решения новых познавательных и практических
задач, работает в группе, команде.

Следующий: