Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Изучение критики и журналистики второй половины XIX в


Главной задачей школы по-прежнему, остаётся
качественное образование подрастающего
поколения. Конечным результатом обучения
определяется не сумма знаний, а умение учиться,
добывать знания. В этих целях необходимо
использовать такие педагогические технологии,
которые позволяли бы решать поставленные задачи
в сотворчестве учителя, ученика и родителей.

Блочно-модульное обучение



– это прежде всего
личностно-ориентированная технология, которая
предоставляет возможность каждому ученику
выбрать свою, самостоятельную и посильную
траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать
себя в различных видах деятельности. Данная
технология предполагает, что ребёнок должен
научиться добывать информацию, её обрабатывать,
получать готовый продукт. Учитель при этом
выступает в качестве руководителя,
направляющего и контролирующего деятельность
учащихся. В литературе встречаются несколько
определений понятий “блок” и “модуль”, но все
они практически равнозначны и представляют
любую автономную, укрупнённую часть учебного
материала, состоящую из нескольких элементов:

  • учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в
    виде обучающих программ);
  • методическое руководство;
  • контрольная работа.

Таким образом, все микро-технологии учтены.
Программированная технология обучения
предполагает деятельность по определённому
алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы
работы, то у него в конечном итоге должно
сформироваться умение учиться, пользоваться
алгоритмом получения знаний. Преимущество
данной технологии я вижу в наглядной
демонстрации различных способов получения
знаний, причём ребёнок вправе выбирать более
доступные и близкие ему в данный момент.




Тема: Изучение критики и
журналистики второй половины XIX века.

Технологическая карта модуля.


№ У-Э Учебный материал с
указанием задания
Стр. учебника Руководство к
усвоению знаний
1. Цель: Входной контроль.
Словарный диктант.
1. Выписать из словаря
значение предложенных слов, выучить их.
2. Цель: Познакомиться с
исторической ситуацией России в данный период и
её роли на журналистику и критику.
Лекция учителя 1. Прослушать
внимательно лекцию учителя, сопоставляя рассказ
с тезисами.

2. Рассмотреть хронологическую
таблицу.

3. Переходите к У-Э3.

3. Цель: изучить идейные
направления критики и журналистики второй
половины XIX века.
Стр. 125-133 1 .Прочитайте статью
учебника.

2. Составьте тезисы статьи.

3. Переходите к У-Э4.

4. Цель: знакомство с
развитием журналов и критической мысли в 60-70-е
годы.
Стр. 133-137 1 Прочитайте статью
учебника.

2.Составьте план статьи.

3. Переходите У-Э5.

5. В Выясните, какие
литературно-общественные течения сформировали
литературу на рубеже веков.
Стр. 137-139 1. Прочитайте статью
учебника.

2. Составьте конспект статьи.

3. Переходите к У-Э6.

6. Углубите знания о
ведущих литературных деятелях того времени.
Использование
дополнительной литературы (см. список).
1. Расскажите
подготовленные доклады.

2. Прослушайте
сообщения товарищей и составьте тезисы их
сообщений.

3. Переходите к У-Э7.

7. Самоконтроль. Контрольные вопросы. 1. Проверьте знания
темы по контрольным вопросам.
8. Итоговый контроль.
Цель: Проверка знаний по теме “Критика и
журналистика второй половины XIX века”. Зачёт в
группах.
Контрольные вопросы. 1. Принести и сдать
заранее тезисы сообщений о ведущих литераторах
второй половины XIX века.

2. Подготовить конспект
одной из статей учебника литературы.

3. Подготовить ответы на контрольные вопросы.


План лекции по блоку

Критика, журналистика 1860–1890-х годов.

1. Вступление. Своеобразие русской литературы.

2. Обстановка в России и литературе во второй
половине XIX века.

а) Первая революционная ситуация: кризис
крепостнической системы, поражение царизма в
Крымской войне.

б) Углубление внутренних экономических и
политических противоречий в стране,
половинчатостью реформ.

3. Особенности литературного развития во второй
половине XIX9 века.

4. Размежевание в кругах интеллигенции.

Общество разделилось
на:



Проповедовали сближение образованного
общества с народом (“почвой”) на
религиозно-этической основе. (Ф.М.Достоевский)

5. Роль журналистики (втягивание литературы в
политическую борьбу).

а) Литературно-критические позиции либеральных
западников и революционеров-демократов,
(полемика между “Современником” и “Русским
словом”).

б) “Современник” сплачивает демократические
силы. Постепенное ослабевание позиций
“Современника”.

в) Реакция власти.

г) Полемика между “Современником” и “Русским
словом”.

6. Заключение.


Контрольные вопросы к блоку

  1. Какие политические, экономические и культурные
    тенденции определили своеобразие литературной
    ситуации второй половины XIX века в России?
  2. Почему в указанный период столь важную роль в
    литературе стала играть журналистика,
    литературная критика? Охарактеризуйте ведущие
    журналы, их направленность, состав авторов. Что
    определило литературную судьбу “Современника”,
    “Отечественных записок”, “Русского слова” и
    других прогрессивных изданий 1860–1870-х годов?
  3. Какие идейные, литературно-общественные
    течения сформировали облик отечественной
    литературы на рубеже веков? В чём выразилось её
    жанровое своеобразие и проблемная
    многосоставность?

Литература к блоку № 2

  • Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов
    XIX века. Л., 1974.
  • Кулешов В.И. История русской литературы XIX
    века. 70–90-е годы. М., 1983.

  • Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1986.
  • Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века
    - М., Высшая школа, 1972.
  • Петрова СМ. История русской литературы XIX века (2
    половина) -М., Просвещение, 1978.
  • Сахаров В.И., Зинина С.А. Литература XIX века. 10 кл.:
    Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2
    ч. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2004.



  • Следующий: