Использование метода проектов в работе детского экологического объединения

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают
новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске
учащихся. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной
деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов.
Несомненно, что использование данного метода стимулирует интерес школьников к
учебной деятельности, имеет практическую направленность. Метод проектов
нацеливает на самостоятельное принятие решения учениками, на работу в группах,
парах, индивидуальную работу. Как правило, метод проектов в школьной практике я
использовала на уроках технологии, окружающего мира. Но в этом учебном году
решила применить данный метод в работе детского объединения “Экология” для
обобщения полученных результатов работы. Тему выбрала актуальную и близкую для
себя: оформление пришкольной территории цветочно-декоративными растениями.
Именно цветы вдохновляют, делают душу человека добрее, чище, обогащают
внутренний мир.

На первом этапе (мотивационном) определяются цели проекта, и
происходит погружение в проект. Передо мной встали вопросы: как ввести детей в
проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать,
поддерживать интерес к проекту. В условиях моего разновозрастного второго,
четвертого класса-комплекта это немаловажно. Как все начиналось? В феврале
месяце сообщаю детям о подготовке коллектива к юбилею школы. Какой вклад в общее
дело внесет экологическое объединение? Дети предлагают: украсить школьный двор,
сделать клумбы особенно красивыми. На данном этапе инициативу беру в свои руки –
выдвигаю идею создать необычную цветочную композицию, чтобы порадовать людей.
Перед детьми стоят вопросы: как это сделать? рассаду каких цветочно-декоративных
растений надо вырастить? семена, каких – купить? Поиск ответов на все эти
вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники
информации. Задание выполняется по группам. Дети четвертого класса обсуждают эту
проблему с родителями, приносят журналы “Цветок”, “Мир цветущих растений”,
выбирают красивые декоративные растения, цветочные композиции, составляют смету
расходов рассады. Учащиеся второго класса выполняют практическое задание –
проверяют собранные осенью участниками объединения семена цветочно-декоративных
растений на всхожесть. На одном из занятий объединения дети отчитываются о
проделанной работе. Алеша Б. предлагает создать на школьных клумбах “цветочную
радугу”; Юля К. вспоминает палитру, где много красивых цветных пятен. В одном из
журналов Карина К. находит интересную технику садового дизайна: технику
“цветовых пятен”. Принимаем решение: подробнее изучить некоторые особенности
садового дизайна, создать на клумбах “палитру летнего настроения”. Именно так и
называется наш проект по цветочно-декоративному оформлению школьной территории
“Палитра летнего настроения”, основная цель которого воздействовать на чувства,
настроение человека через цвет. Вместе с детьми мечтаем: было бы очень хорошо,
чтобы люди, с каким настроением не заходили в нашу школу, уходили бы только с
хорошим.

Как этого добиться? Мягкие синие и сиреневые тона холодные – успокаивают,
желтые – теплые и веселые, а красные и оранжевые горячие и волнующие.
Использовать правильно цвет при оформлении клумб сложно. Но мы решили
попробовать.

Второй этап: планирование деятельности. Составляем план действий,
определяя важные моменты для реализации проект. Чтобы реализовать наши планы,
необходимо:

  • разработать проект цветочно-декоративного оформления школьного двора;
  • подробнее познакомиться с особенностями садового дизайна;
  • приобрести семена однолетников;
  • вырастить рассаду однолетних цветочно-декоративных культур;

Итак, решение принято. Вся деятельность учащихся направлена на конечный
результат, который будет достигнут благодаря решению теоретических и
практических задач.

При составлении проекта оформления клумб недостаточно цветовых оттенков.
Составляем список семян цветочно-декоративных растений, которых необходимо
приобрести. Принимаем решение – изучить особенности школьного участка. Какие
растения подойдут на клумбы северной стороны? Конечно же, ярких, теплых тонов
(бархатцы, георгины, настурция),так как желтые цветы создают впечатление
солнечного сияния . Какие растения высадить на южную сторону? Дети предлагают:
как на палитре перемешать краски и теплых, и холодных тонов, чтобы возбуждающие
цвета сменяли успокаивающие. Что ж попробуем. Подробнее знакомимся с
особенностями садового дизайна. Узнаем, что растения с рыжими, оранжевыми
цветами приковывают взгляд к клумбе, выражают восторг. А вот красные тона,
занимающие ряд от темно-бордовых до рыжеватых, могут подавлять, если им дать
большую свободу. Это необходимо учитывать при планировании. Успокаивающим
эффектом обладают все цветы от чернильных до бледно-голубых тонов. Нежные
оттенки розового цвета дают чувство гармонии, а более яркие тона – вспышки
яркого настроения. Здесь важна роль руководителя проекта – создать условия для
развития творческих способностей и познавательной активности, атмосферу
сотрудничества и сотворчества.

Третий этап – практически деятельностный. В конце марта приступаем к
реализации проекта. Работа идет в группах. Мальчики заготавливают почвенную
смесь в ящики. Девочки занимаются посевом семян, пикировкой рассады. (Рис. 1)
Предварительно подробно знакомимся с агротехникой выращивания рассады
каждого вида растений. (Рис. 2) В апреле дети ухаживают за рассадой. В
конце месяца совместно с ребятами занимаемся оформлением альпийской горки,
подбираем растения для альпинариев. (Рис. 3) В мае высаживаем цветочно-декоративную рассаду согласно составленной
схеме, ухаживаем за клумбами с многолетниками. Работа по реализации проекта не
закончена. Летом дети ухаживают за клумбами – поливают, занимаются прополкой.


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

На четвертом этапе (рефлексивно-оценочном) мы оцениваем результат.
Результат работы – и внешний, и внутренний. Внешним результатом можно
полюбоваться, понюхать, даже изучить мнение других. (Рис. 4, 5, 6, 7)
А внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого
участника проекта, это опыт знаний, умений, общения друг с другом. Еще я
уверена, что зернышко доброты и красоты обязательно прорастет в душах моих
воспитанников. В сентябре месяце проводится социологический опрос населения,
чтобы определить: достиг наш проект своей основной цели.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7

Участники объединения
подготовили вопросы:

  • Как Вы относитесь к цветочно-декоративному оформлению пришкольной
    территории, Сквера?
  • Влияют ли цветущие клумбы на Ваше настроение?

На все вопросы были получены только положительные ответы! Результат
достигнут! Завершением работы станет оформление проекта, приложения к
проекту. Что будет дальше? Захотят ли мои на год повзрослевшие воспитанники
стать участниками проектов? Думаю, что – да. Но теперь они со многими
вопросами справятся самостоятельно.

В чем же заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской
деятельности?

  • Формируется жизненный опыт ребенка
  • Развивается его творческий потенциал
  • Процесс обучения и воспитания из стен класса выходят в окружающий мир,
    приобретая практическую направленность
  • Применяются индивидуальное и коллективное сотрудничество.

Но самое главное от проекта к проекту развивается личность ребенка.

Следующий: