Использование метода проектов в процессе обучения

Главной целью образовательных систем является
подготовка профессионально компетентных
специалистов, с высоким уровнем личностного
развития.

Условия для личностного poста, соответствующего
уровня профессиональной подготовки и
саморазвития в образовательном процессе
задаются:

– методами и формами организации учебной
деятельности,

– успешным освоением способов и средств
ведущей деятельности, реализующейся в
образовательном пространстве университета.

Достижение данной цели осуществляется через
оптимизацию учебного процесса на основе
личностно-ориентированного педагогического
взаимодействия, при использовании инновационных
способов обучения.

Специальная форма организации познавательной
деятельности – метод проектов, система обучения,
при которой студенты приобретают знания в
процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий. В процесс
вовлечены практически все участники. Они имеют
возможность понимать и рефлексировать по поводу
того, что они знают и думают.

Под проектом понимается единство замысла и
реализации. Проект требует оформления
результатов для предъявления его окружающим.
Соответственно, возникает необходимость
использовать предметные навыки как средство
реализации проекта. Проектная деятельность
осуществляется на учебном и внеучебном
материале. Наряду с ней обучающиеся осуществляют
и другие виды деятельности – учебную, трудовую,
исследовательскую и т. д.

Введение элементов проектной деятельности и ее
развитие позволяют уйти от однообразия
образовательной среды и монотонности учебного
процесса; создают условия для смены видов работы.

Проектное обучение являемся одним из способов
развития компетентностей в образовании, при
подготовке специалистов педагогических
специальностей. Цели учебного проекта
определяются вместе с группой. В этом случае
видение процесса и результатов обучения
обогащается идеями и целями членов группы.

Студенты начинают активно участвовать в
учебном процессе, учатся планировать на основе
идей курса. В группе создастся различное видение
тех целей, которые должны быть достигнуты.
Студенты обладают знаниями в различных областях
деятельности и, используя их знания, умения и
опыт, можно сделать процесс обучения более
интересным и практичным. В эффективном
использовании преподавателем ресурсов группы
заключается одна из основных задач организации
проектного обучения.

Метод проектов – сочетание теоретических
знаний и их практического применения для решения
конкретных проблем в совместной деятельности, и
ориентирован на развитие самостоятельности в
познавательной активности.

Преподавая дисциплины психологического цикла,
можно реализовывать потенциал проектного
обучения. Предлагаю конспект занятия по
дисциплине “Психология” для студентов, будущих
учителей истории.

Тема. Основы межличностных отношений.

Цель:

обобщение и систематизация
изученного материала по теме «Межличностные
отношения», создание системы по формированию
межличностных отношений, используя метод
проектов.

Задачи:

  • использование теоретических знаний в
    практической деятельности;
  • проведение исследовательской работы с
    использованием методик: “Социометрия”,
    “Референтометрия”, “Q-сортировка”,
    социологический опрос;
  • развитие познавательной активности, умений
    совместной деятельности, коммуникативных
    навыков творческого и интеллектуального
    потенциала;
  • воспитание чувства коллективизма,
    ответственности и положительно-мотивационного
    отношения к педагогической деятельности.

План.

1. Организационный момент.

2. Терминологическая разминка.

3. Ролевая игра (обсуждение “Метода проектов”).

4. “Мозговая атака”.

5. Создание проекта (работа в группах).

6. Презентация.

7. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

2. Терминологическая разминка.

Для успешного достижения данной цели,
необходимо вспомнить сущность метода проектов и
повторить значение понятий, которые будем
использовать на занятии. (На столах лежат
карточки с глоссарием. )

Метод. Методика.

Социометрия. (Социометрическая методика).
Социометрический тест.

Социограмма.

Референтная группа.

Межличностные отношения.

Коллектив.

Рефлексия.

Метод проектов.

3. Ролевая игра.

– Кто является автором меч ода проектов?

– В чем состоит цель проектного обучения?

а) Метод проектов возник в начале прошлого
столетия в США, разработанный американским
философом и педагогом Джоном Дьюи. В основе
метода проектов лежит развитие познавательных
навыков и умений, умений самостоятельно
конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, развитие
критического мышления. Метод проектов
предполагает решение проблемы. Результат
выполненных проектов должен быть осязаемым.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся – индивидуальную, парную,
групповую. И сегодня мы будем работать в группах.

б) Выделим следующие команды. (Распределение
ролей)

1 команда «реалисты» – краткая информация
системы действий учителя и учащихся на разных
стадиях работы над проектом. (Приложение
1)

2 команда «оптимисты» – делают акцент на
наиболее положительных моментах.

3 команда «пессимисты» – подчеркивают
слабые моменты, недочеты метода проектов.

в) Выступления учащихся.

Вывод:

Ваши выступления свидетельствуют о
том, что метод проектов имеет много
положительного, хотя есть недочеты. И все-таки, мы
пришли к единому мнению: метод проектов – это
рациональное сочетание теоретических знаний и
их практическою применения для решения
конкретных проблем окружающей действительности
в совместной деятельности школьников, и
ориентирован на развитие самостоятельности в
познавательной деятельности.

4. “Мозговая атака”



Большое значение для становления и развития
личности ребенка имеют взаимоотношения с
окружающими его людьми, т. е. межличностные
отношения. Межличностные отношения – основа
успешности совместной деятельности и развития
коллектива.

Межличностные отношения? Ваше понимание
данного явления?

(По мере поступления
предложений делается запись на доске.
Обсуждение).

Вывод: межличностные отношения:

– специфическое явление, которое
обусловлено как социальными, так и
психологическими факторами;

– непосредственные связи и отношения,
которые складываются в реальной жизни между
людьми;

– ведущий фактор
социально-психологического климата коллектива.
Социально-психологическое изучение
межличностных отношений и их направленное
изменение необходимы для эффективности учебного
процесса и для совершенствования практики
воспитания.

5. Создание проекта.

(Актуализировав все необходимые знания,
переходим к созданию проекта).

Проблема межличностных отношений, их влияние
па личностное становление и
социально-психологический климат коллектива,
существует. Также является проблемным
формирование положительных взаимоотношений
среди школьников. Поэтому изучение
межличностных отношений и их направленное
изменение необходимо для эффективности учебного
процесса и совершенствование практики
воспитания. Данная проблема легла в основу нашею
проект

«Система работы по формиpoванию
межличностных отношений в школьном
коллективе».

Цель:

создание алгоритма действий по
изучению и формированию межличностных отношений
в школьном коллективе.

Мы проделали большую предварительную работу:

– освоили методы изучения взаимоотношений
людей;

– провели социологический опрос о роли
межличностных отношений среди учителей,
классных руководителей и учащихся;

– провели исследование школьников
подросткового возраста, используя методики
“Социометрия”, “Референтометрия”,
“Q-сортировка”;

– изучена литература (теоретический анализ) но
проблеме формирования межличностных отношений.

Исходя из темы и цели, вытекают следующие
подтемы. (Приложение 2)

«Актуальность и значимость межличностных
отношений среди школьников».

«Методы изучения взаимоотношений людей».

«Повышение уровня межличностных отношении в
реальном коллективе учащихся

«.

(Командам дается задание: вопросы и необходимый
материал).

1 команда «Актуальность и значимость
межличностных отношений среди школьников».
(Приложение 3)

1. Актуальность вопроса.

2. Результаты социологическою опроса среди
учителей, классных руководителей и учеников.

3. Вывод.

2 команда «Методы изучения взаимоотношений
людей».
(Приложение 4)

1. Многообразие методов исследования
взаимоотношений.

2. Краткая характеристика методик:
“Социометрия”, “Референтометрия”,
“Q-сортировка”.

3. Результаты исследования.

4. Вывод.

3 команда «Повышение уровня межличностных
отношений в реальном коллективе учащихся».
(Приложение 5)

1. Значимость межличностных отношений.

2. Разработать систему формирования
положительных взаимоотношений. Выделить
направления работы.

(Н/п: формирование коллектива, педагогическое
общение и стиль руководства, система ценностей,
учебная мотивация, совместная групповая
деятельность, стили воспитания).

3. Подобрать формы реализации выбранных
направлений.

4. Вывод.

6. Презентация.

а) Представители групп сообщают о
результатах проделанной работы.

1 команда (Приложение 6)

2 команда (Приложение 7, 8, 9, 10)

3 команда (Приложение 11)

б) Вывод.

Социально-психологический климат – наиболее
целостная характеристика группы, которая
отражает отдельные объекты, имеющих
непосредственное отношение к совместной
групповой деятельности. К числу наиболее
значимых объектов отражения относятся
взаимоотношения «по горизонтали» и «по
вертикали» (межличностные отношения). Они
выступают в качестве эмпирических показателей
психологического климата.

Оптимизация психологического климата является
важным резервом повышения эффективности
групповой деятельности. Следовательно,
актуальным является вопрос повышения уровня
межличностных отношений, как ведущего фактора
социально-психологического климата коллектива.

Поставленная цель проекта – создание
алгоритма действий по изучению и формированию
межличностных отношений в школьном коллективе,
достигнута.

Выработана система формирования межличностных
отношений, которая включает следующие
компоненты:

1. Исследование взаимоотношений в группе,
используя методики: социологический опрос,
беседа, «Социометрия»,
«Референтометррия», «Q – сортировка».

2. Повышение уровня межличностных отношений
через целенаправленную деятельность по
следующим направлениям:

  • формирование коллектива,
  • педагогическое общение и стиль руководства,
  • система ценности,
  • учебная мотивация,
  • совместная групповая деятельность.

Целенаправленная работ по данным направлениям
будет способствовать повышению уровня
межличностных отношений, которые являются
ведущим фактором социально-психологического
климата коллектива.

Работа по созданию проект продолжаемся,
полученные данные и выработанные рекомендации
будут апробироваться в практической
деятельности. Результатом будет создание нового
проекта.

7. Рефлексия.

– Что вы испытывали, когда выполняли задания?

– Что вызывало наибольшие затруднения и
почему?

– От чего получили наибольшее удовольствие?

– Значимость данного метода?

– Понравился ли такой вид работы и почему?




Следующий: