Использование метода проектов в преподавании дисциплин естественного цикла


Постиндустриальное, информационное общество,
переход к которому начался в России, определяет
принципиально новые требования к образованию.

Важнейшей педагогической проблемой становится
внедрение в образовательный процесс средств и
методов, помогающих подросткам “открывать”
себя, раскрывать свою личность, вырабатывать
умение принимать решение в ситуации
“неопределенности” [ 2] . Поэтому, сегодня мы
возвращаемся к педагогической технологии -
методу проектов на новом этапе. Интерес к методам
проектов со стороны учебных заведений сегодня
очень велик. И это не дань моде или увлечение
инновационными технологиями. Это дань времени,
вернувшаяся в нашу жизнь, как хорошо забытое
старое. То, чем занимались в начале XX века
отечественные педагоги-исследователи, внедряя
проектный метод обучения, основанный на
самостоятельной, целевой и результативной
работе подростков, используется сейчас на более
высоком уровне и становится социальным явлением
[ 1] . Метод проекта актуален, как эффективное
средство получения современного образования.

Под методом проектов понимается система
обучения, при которой подросток приобретает
знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения, постепенно
усложняющихся, практических заданий – проектов.

Под проектом подразумевается – план,
предложение, предварительный текст какого-либо
документа, комплекс технической документации
(расчетов, чертежей, макетов и т.д.).

Учебный проект – это комплекс поисковых,
исследовательских, расчетных, графических и
других видов работ, выполняемых учащимися
самостоятельно с целью практического или
теоретического решения значимой проблемы.

Проблема должна быть взята из реальной жизни, и
быть значимой для подростка. Для её решения
необходимы, как ранее полученные знания, так и те,
которые предстоит приобрести. Личный интерес
обучающегося в данной деятельности является
необходимым условием успешной работы.

Преподаватели кафедры естественных дисциплин
Иркутского государственного педагогического
колледжа №1 активно внедряют метод проектов в
своей работе. При этом педагоги выступают в роли
консультантов, руководят проектной работой,
направляют поиск студентов в нужное русло и
рекомендуют источники информации.


Основные требования к учебному
проекту

1. Работа над проектом всегда направлена на
разрешения конкретной, социально значимой
исследовательской, информационной практической
проблемы.

2. Выполнение работы всегда начинается с
проектирование самого проекта, т.е., планирование
действий по разрешению проблемы.

3. Исследовательская работа студентов как
обязательное условие любого проекта,
заключается в поиски информации.

4. Результатом работы над проектом является
продукт, презентация продукта и защита самого
проекта.


Структура учебного проекта

1этап. Начальный: определение темы,
уточнение цели, выбор рабочей группы.

Деятельность студентов: уточняют информацию,
обсуждают задание.



Деятельность педагога: мотивирует студентов,
объясняет цели проекта.

2 этап.

Планирование: анализ проблемы,
определение источников информации, постановка
задач, распределение ролей в команде.

Деятельность студентов: формируют задачи,
уточняют источники информации.

Деятельность педагога: помогает, наблюдает.

3 этап. Исследование: сбор и уточнение
информации, “мозговой штурм”, уточнение планов
деятельности.

Деятельность студентов: работают с
информацией, проводят синтез и анализ идей,
выполняют исследования.

Деятельность педагога: помогает, наблюдает.

4 этап. Выполнение: выполнение проекта.

Деятельность студентов: выполняют
исследования и работают над проектом, оформляют
проект.

Деятельность педагога: наблюдает, советует.

5 этап. Оценка результатов: анализ
выполнения проекта и достигнутых результатов,
выделение удач и неудач, анализ достижения
поставленной цели.

Деятельность студентов: участвуют в
коллективном самоанализе проекта и самооценки.

Деятельность педагога: наблюдает, направляет
процесс анализа.



6 этап. Защита проекта: подготовка доклада,
обоснование процесса проектирование, объяснение
полученных результатов, коллективная защита
проекта, оценка.

Деятельность студентов: защищают проект,
участвуют в коллективной оценке проекта.

Деятельность педагога: участвует в
коллективном анализе и оценке результатов
проекта.

Примеры работ над учебными проектами

В декабре 2004/2005 учебного года студентам ИГПК №1,
людям нового поколения, выросшим в новую эпоху,
на предмете “Экономическая география
зарубежных стран” предложили непростую тему для
исследования: “Как можно повысить имидж России
за рубежом” — попытка осмыслить имидж страны.

Работа над проектом подразумевала изучение
дополнительного материала: просмотр
периодической печати, кинофильмов, изучение
туристического рынка, личные беседы с
иностранными гостями и туристами из разных стран
мира. Студенты наряду с проработкой различной
литературы по данному вопросу посетили
туристические фирмы и проанализировали рынок
предлагаемых туристических маршрутов по России.
На международном факультете ИГУ была
организована встреча с иностранными студентами,
которые поделились своими впечатлениями о
России вообще и Иркутске, в частности.

Формы проектных работ ребята определяли
самостоятельно, поэтому они получились
различными: газета, туристические экскурсии,
проект культурного центра, web-сайт.

В зависимости от выбранной формы проекта
строилась дальнейшая работа. Группа, выбравшая
тему: еженедельник “Россия – сегодня”, после
изучения проблемы сосредоточила свое основное
внимание на изучении иностранной прессы,
отслеживая, что печатается в зарубежных изданиях
“New York Times”, “Moscow News” о России. Данная группа
студентов разработала макет еженедельника
“Россия сегодня”.

Систематизируя материал, полученный из
просмотра Интернет–сайтов, другая группа
студентов разработала web-сайт, в котором отразила
культурную жизнь современной России.

Часть студентов, изучая туристический рынок,
разработала свои маршруты по заповедным местам
России. Получился красочный буклет “Россия
заповедная” с кратким описанием природных
достопримечательностей нашей Родины.

Особой ценностью проекта — стало стремление
студентов сосредоточить внимание только на
позитивных сторонах жизни россиян, показать свою
Родину как одно из лучших мест на планете,
подчеркнуть высокий культурный и научный
потенциал России.

Публичная защита, проходила в виде конкурса.
Команда экспертов оценивала выполненные проекты
и защиту (доклад 6-7 минут, плюс ответы на вопросы).
Студенты достойно отстаивали свою работу,
убеждали комиссию из преподавателей и своих
сверстников в её значимости и эффективности,
показывали свою компетентность не только в
вопросах, касающихся проекта, но и раскрывали
значение проекта с экономической и
экологической точки зрения. Таким образом, у
студентов формировалось целостное
представление о проекте, произошло осознание
значимости своей деятельности.

В ноябре 2003г. преподаватели экологии и
географии провели интегрированное занятие по
теме “Здоровье человека и окружающая среда”. В
основу изучения темы лег метод проектов. Первый
этап работы над проектом мы начали с обсуждения
статьи профессора В.А. Вронского “Экологические
болезни”, которая была опубликована в журнале
“География в школе” №3, 2002г. На данном этапе
происходил бурный обмен информацией,
выдвигались первичные идеи и предположения на
основе имеющихся знаний. Затем, студентам было
предложено разработать свои проекты по теме “
Воздействие общества на окружающую среду”.

Для рациональной организации работы студенты
ознакомились с типологией проектов и выделили
типологические признаки доминирующей
деятельности: исследовательские, поисковые,
творческие, ролевые, прикладные,
ознакомительно-ориентировочные и др. В
большинстве своем, проекты получились
творческие. Листовки с призывами беречь природу,
плакаты на экологическую тему, альбом с
фотографиями антропогенных воздействий на
природу, самостоятельно снятый видеофильм о
свалках мусора в Иркутске.

Самым сложным оказался процесс оценки, т.к.
творческую деятельность оценивать всегда
драматично и противоречиво. Поэтому перед
защитой проекта на каждого учащегося
составлялась индивидуальная карта. В ходе защиты
она заполнялась педагогом и сокурсниками, а
затем и самим автором проекта. После этого
подсчитывалась среднеарифметическая величина
баллов, выставляемых в данной позиции [ 3] .

Таблица 1.

Индивидуальная карта студента,
защищающего проект


Этапы Критерии оценки Самооценка Педагог Коллеги по команде
Защита Представление (из 15 баллов)
Ответы на вопросы (из 15 баллов)
Процесс проектирования Интеллектуальная активность (из 10
баллов)
Творчество (из 10 баллов)
Практическая деятельность (из 10 бал.)
Умение работать в команде (из 10 бал.)
Итог Достигнутый результат (из 15 баллов)
Оформление (из 15 баллов)

Итоговая оценка (балл): 85-100 баллов – “отлично”;
70-85 баллов – “хорошо”; 50-70 баллов –
“удовлетворительно”; менее 50 баллов
–“неудовлетворительно”.

Чтоб избежать неудовлетворительных оценок,
требуется тщательная подготовка, как со стороны
педагога, так и со стороны студента, и не менее
тщательная координация всей деятельности
студентов в процессе работы над проектом.

В рамках международной программы SPARE/ШПИРЕ, в
сентябре 2005г., Норвежское общество охраны
природы объявило международный конкурс
молодежных проектов по энергоэффективности
“Энергия и среда обитания”. Студенты нашего
колледжа под руководством преподавателя
географии приняли участие в номинации
“Эффективное использование энергии”. Проект
“Энергосбережение начнем с энергосберегающих
лампочек” описывает практические предложения,
как использовать энергию в колледже более
эффективно и, таким образом, освободить энергию
для других нужд и снизить её производство и
негативное влияние на природу от энергетических
объектов. Проект включил оценку
энергопотребления, описание проделанных
мероприятий по внедрению практических мер
энегроэффективности и полученного от этого
эффекта. На региональном этапе данный проект
получил первое место и номинирован на
национальный этап конкурса.



Все вышеперечисленные проекты и работа на ними
показали, что технология метода проектов
направлена на интеллектуальное развитие
личности будущего специалиста, на формирование
его критического и творческого мышления. Данная
технология предполагает интегрированный подход
к обучению и знаниям. Метод проектов не только
стимулирует интерес у студентов, но и позволяет
им убедиться в необходимости получения
определенных знаний и жизненно важных концепций.

Литература

  1. Бахтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные
    программы в продуктивном обучении //Школьные
    технологии, 2001, №2
  2. Концепция модернизации российского
    образования на период до 2010 года. – М.,2002.
  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской
    деятельностью педагога и учащегося в
    современной школе //Библиотека журнала
    “Директор школы”. М. – №4, 1998.



Следующий: