Использование метода проектов при обучении физике и информатике


Современный образовательный процесс немыслим
без поиска новых, более эффективных технологий,
помогающих содействовать развитию творческих
способностей учащихся, формированию навыков
саморазвития и самообразования. В этом плане мое
внимание привлек метод проектов, используемый в
организации учебной деятельности учащихся.

В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков и умение самостоятельно
конструировать свои знания. Метод проектов
ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся.

Он возник в США в 20-е годы XX столетия. Его
называли еще методом проблем, т.к. этот метод
всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств
обучения, а с другой — интегрирования знаний,
умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей.

Проект всегда заканчивается конкретным
результатом.

В методической литературе приводится
классификация учебных проектов по различным
признакам: по продолжительности выполнения
проекта, по числу участников, работающих над
проектом, по методу выполнения и т. д. На мой
взгляд, независимо от вида проекта к этому методу
обучения предъявляется ряд требований:

  1. Наличие проблемы, потребности.
  2. Практическая, теоретическая значимость
    предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная мотивированная деятельность
    участников проекта.
  4. Структурирование содержательной части проекта
    (с указанием поэтапных результатов).
  5. Оформление конечных результатов, анализ их.
  6. Подведение итогов.

Из опыта работы могу сказать так же, что
алгоритм выполнения проекта должен быть доведен
учителем до сведения учащихся, выполняющих
проект.



Обычно предлагается алгоритм работы над
проектом, представленный в приложении
1
.

Такой алгоритм я использовала для организации
работы учеников, выполняющих исследовательские
проекты. Те, кто выполняли
практико-ориентированные проекты, работали по
алгоритму, представленному в приложении
2
.

Такая схема выполнения
практико-ориентированного проекта подчеркивает,
что необходимо провести анализ сделанного,
сравнение того, что было задумано и что
получилось. Сопоставить цель и результат.



Во время работы над проектом у учеников
появляется потребность в новых знаниях и
умениях, происходит закрепление навыков работы с
компьютерной программой, закрепление полученных
знаний и умений.

Практическая значимость проектной
деятельности состоит и в формировании умения
представлять свою работу. Поэтому завершающим
этапом выполнения проекта является его защита,
коллективное обсуждение. При защите учащиеся
обосновывают причины и актуальность выбранной
темы, доказывают правильность выбранной
структуры, ее оригинальность, описывают
проблемы, возникшие при создании проекта и пути
их реализации, представляют полученный продукт.
При оценивании проекта учитываются мнения и
рекомендации одноклассников.



Я попробовала применять метод
проектов при изучении информатики и физики.

Вначале это были краткосрочные проекты на 1
урок по информатике в конце изучения тем
«Текстовый редактор» и «Графический
редактор» в 11-м классе.

  1. Возникла потребность оформить афиши,
    объявления о новогоднем представлении в школе,
    новогодние лотерейные билеты. Учащимся было
    предложено придумать самим текст объявления,
    разработать дизайн и оформить, используя
    возможности текстового редактора. Отчет о работе
    и результат работы оценивался на последнем уроке
    изучения темы.
  2. Аналогично поступила, когда предложила
    учащимся придумать оформление обложки для
    детской книжки и самостоятельно его выполнить до
    зачетного урока. Один из вариантов оформления
    книжки показан в приложении 3.

Затем в 11-м классе попробовала предложить
среднесрочные проекты длительностью на 5 уроков.

  1. После краткого знакомства с программой PowerPoint
    учащимся было предложено самостоятельно изучить
    работу с этой программой и ее возможности. Отчет
    о работе представить в виде презентации. В
    результате были сделаны презентации — учебные
    пособия, которые теперь можно использовать на
    уроках. Одна из презентаций — «Топология
    сети» показана в приложении 4.
    Учащиеся остались довольны своей работой,
    почувствовали значимость ее.
  2. Среднесрочные проекты выполняли
    восьмиклассники, которые посещали факультатив
    «Основы редактирования текстовых
    документов». Эти проекты были их зачетной
    работой. Сами проекты по физике, но при их
    создании учащиеся осваивали работу с текстовым
    редактором, учились получать информацию из сети
    Интернет.

Долгосрочные проекты продолжительностью в
учебный год выполнили и защитили учащиеся 10-х
класса, посещающие факультатив «Физика и
экологические проблемы».

Это индивидуальные проекты: «Тепловые
двигатели и охрана окружающей среды»,
«Влияние электромагнитного поля на живые
организмы», «Проект создания в Вологодской
области комплекса по переработке твердых
бытовых отходов, включающий электростанцию,
работающую на мусоре».

Таким образом, поработав над методом проектов,
я поняла, что этот метод не может быть
единственным и основным методом, используемым в
организации учебной деятельности. Он выходит за
рамки уроков. Но этот метод хорош тогда, когда
есть возможность использовать уже усвоенные
учащимися знания в сочетании с новыми — теми,
которые предстоит им приобрести. И сделать это
можно на более высоком творческом уровне, с
учетом индивидуальных интересов и склонностей
учащихся.




Следующий: