Использование метода проектов на уроке литературы. 5-й класс


В последние годы в практику учителей средней школы активно внедряется метод
проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учеников,
активизировать их деятельность, применять полученные знания. В нашей школе
проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но я считаю,
что уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по
русскому языку и литературе.

Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется
только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ
увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им
очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность
проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так
как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую
возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.

Предлагаем вашему вниманию материалы по моделированию урока средствами
проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления
темы “Сказки”. Это первый раздел, изучаемый в 5-ом классе на уроках литературы.
После изучения народных и литературных сказок мы закрепляем следующие понятия:
модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки. Затем проводятся
уроки работы над проектом “Сказочная страна”.

“Сказочная страна”

Тип урока – комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого
проекта).

Вид проекта – продуктивный.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления информации,
применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и
умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная – проверить знания учащихся по теме “Сказка”;
  • развивающая продолжить работу по обучению учащихся
    умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять
    творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой
    деятельности;
  • воспитательная – формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Оборудование:

  1. цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги,
    карандаши, клей, учебники, книги со сказками;
  2. памятка.

Ученикам предлагается создать карту сказочной страны, выбрать сказочных
героев, которые будут по ней путешествовать, сочинить сказку, используя знания,
полученные при изучении темы “Сказки”. Этой стране нужно дать название, выбрать
средство передвижения главного героя, сохраняя законы сказочного мира.

На уроке используется Памятка, с которой ученики знакомятся перед началом
работы.

Памятка.

  1. Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая
    работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас
    оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие
    сделать проект интересным.
  2. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг
    другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты
    совместной работы.
  3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
    а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление
    набросков;
    б) распределение обязанностей;
    в) выполнение заданий;
    г) обсуждение подготовленных материалов;
    д) презентацию проектов.

Далее урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной
деятельности.



  1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют
    партнёров.
  2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности
    участников, вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии
    отбирают главное.
  3. Выполняют творческую работу, сочиняют сказку, готовят выступление.
  4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в
    использовании приёмов защиты творческой работы.
  5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
  6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя
готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих
учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует,
косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить
индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в
подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет
деятельности поискового и творческого характера.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным
направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему
научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в
работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и
приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном
опыте и опыте других.

Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны
учеников, потому что оно личностно-ориетированное, самомотивируемое, что
означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит
удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность
позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель
предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно
реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные
результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.




Следующий: