Использование метода проектов на уроках черчения Auto Cad в школе


ВВЕДЕНИЕ.

Слово “проект” (в буквальном переводе с
латинского) – “брошенный вперед”.

В настоящее время метод проектов приобрёл
вновь довольно широкую популярность. Это
обуславливается, прежде всего, наличием
кризисных явлений во всех областях общественной
жизни, включая сферу образования. Разрушение
прежней системы образования, централизованной,
ориентированной на выполнение исключительно
государственного социального заказа привело к
состоянию растерянности многих и многих
педагогов, образовательных учреждений. Ведь
теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий
или же потребительского отношения, надо многое
учиться делать самим: продумывать цели, задачи,
методы и формы проведения уроков и многое другое,
что входит в содержание проекта. Только этому
специально не учили. Вот и возникает насущная
потребность обучения проектированию
практически на всех уровнях образования.

Следовательно, задача школы состоит в том,
чтобы научить детей ориентироваться в мире
информации, добывать её самостоятельно,
усваивать в виде знаний, рационально подходить к
процессу познания, т. е. научить учиться.

Цель

, которая преследовалась при
апробировании метода проектов на уроке черчения:

  • Научить самостоятельному достижению
    намеченной цели, конструированию полученных
    знаний.
  • Сформировать умение ориентироваться в
    информационном пространстве, находить
    источники, из которых можно выбрать нужную
    информацию.
  • Получить навыки обработки информации.
  • Сформировать навыки проведения исследования.
  • Организовать коллективную работу в классном
    коллективе, выработать у учеников чувства
    класса, как единого целого.
  • Сформировать навыки передачи информации и
    презентации полученных знаний и опыта.
  • Сформировать умение выражать свои мысли через
    реализацию презентации и выработать умение
    “свободно” говорить.

Современные дети – это не чистый лист на
который наносятся знания. К ним поступает так
много информации и это нельзя не учитывать. Но
самое важное, что дети не могут правильно и с
пользой использовать все источники и саму
информацию. Обилие не приводит к
систематичности. Детей необходимо научить
правильно, использовать информацию, уметь
ранжировать, выделять главное, находить связи и
структурировать её. Надо научить и
целенаправленному поиску информации, поисковой
деятельности.

Обучение должно проходить как преимущественно
трудовая и игровая деятельность, в которой
развивается вкус ребенка к самообучению и
самосовершенствованию.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются

:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

В работе с учащимися 10-х и 11-х классов (изучают
черчение 3-й и 4-й год черчение) широко применяю
метод проектов. Например при изучении больших
разделов таких как, “Проекционное черчение”,
“Машиностроительные чертежи” и “строительное
черчение”.

Что представляет собой метод проектов на уроке
черчения.

Во-первых

, учебный проект (с точки зрения
учеников) – это возможность делать, что-то
интересное самостоятельно в группе, максимально
используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания в общую “копилку”,
принести пользу и показать публично достигнутый
результат; это деятельность, направленная на
решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности – найденный
результат (подтверждение или опровержение
полученных фактов),который имеет важное
значение, носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.

Во-вторых,

так как проект учебный в нем
заключается и педагогическая направленность,
его воспитывающее, обучающее и развивающее
воздействие.

В-третьих,

наличие проблематизации в
выполнении работы способствует повышению
уверенности в собственных силах, в своих знаниях,
мотивирует на изучение предмета и развивает
чувство коллективизма.

Преимущества групповых проектов

:

  • в проектной группе формируются навыки
    сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и
    разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как
    правило, есть свой ситуативный лидер:
    лидер-генератор идей, лидер-исследователь,
    лидер-оформитель продукта, каждый учащийся, в
    зависимости от своих сильных сторон, активно
    включается в работу на определенном этапе;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы
    подгруппы, предлагающие различные пути решения
    проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент
    соревнования между ними, как правило, повышает
    мотивацию участников и положительно влияет на
    качество выполнения проекта.

Преимущества индивидуальных проектов

:

  • проект может быть с максимальной точностью;
  • формирование у ребенка чувства
    ответственности;
  • приобретение опыта на каждом этапе работы над
    проектом;
  • Формирование у учащегося общественных умений и
    навыков.

В-четвертых

, проект имеет и творческую
направленность – при выполнении чертежа карты
города в программном обеспечении проектирования
и выполнения чертежей Auto Cad, при выполнении
макета города в цветном варианте.

В-пятых

, исследовательская деятельность –
поиск информации по строительству города,
встреча с первостроителями, работниками отдела
архитектуры и земельного отдела – завлекает в
работу учеников так, что они сами предлагают
самые сложные пути решения проблем и
представления защиты как например выполнение
макета город в цвете (которого еще нет у нашего
молодого города – 30 лет).

Роль учителя при выполнении проекта.

Проектная деятельность требует от учителя не
столько объяснения “знания”, сколько создания
условий для познавательных интересов детей, и на
это базе – возможностей их самообразования в
процессе практического применения знаний.(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Список ролей, которые занимает учитель в ходе
всего выполнения работы:

  1. Энтузиаст
  2. – повышает мотивацию учащихся,
    поддерживая, поощряя, направляя их в сторону
    достижения цели.

  3. Специалист
  4. – обладает знаниями и умениями во
    многих областях.

  5. Консультант
  6. – организатор доступа к
    ресурсам, другим специалистам.

  7. Руководитель
  8. – особенно в вопросах
    планирование времени.

  9. Человек, который задает вопросы
  10. – организует
    обсуждение способов преодоления возникающих
    трудностей путем косвенных, наводящих вопросов.

  11. Координатор
  12. – руководит всем процессом в
    целом.

  13. Эксперт
  14. – дает четкий анализ результатов
    деятельности и выполненного проекта.

Этапы работы над проектом.




Этапы работы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка

  1. Определение темы, целей, задач;
  2. Выбор рабочей группы;
Обсуждают предмет с учителем и
получают при необходимости информацию,
устанавливаю цели, планируют траекторию работы.
Знакомит со смыслом проектного
подхода и мотивирует учащихся, помогает в
постановке целей.
Планирование

  1. Анализ проблемы;
  2. Определение источников;
  3. Определение формы проекта;
  4. Определение критериев оценки;
  5. Распределение ролей(обязанностей);
Вырабатывают план действий, формируют
задачи.
Предлагает идеи, высказывает
предложения.
Исследование

  1. Поиск и уточнение информации;
  2. Ппоиск альтернатив;
  3. Ввыбор оптимального варианта решения проблемы;
Выполняют поиск информации, сбор
данных и фактов истории, первично исследуют
полученную информацию, решают промежуточные
задачи.
Наблюдает и информирует по ходу
работы, если требуется, корректирует траекторию
по выполнению исследования.
Выполнение

  1. Реализация намеченного(выполение макета
    города);
  2. Подготовка выступления;
Выполняют анализ полученной
информации, а вторая подгруппа строит макет
города.
Выполняет роль координатора в общей
группе, советчика в подгруппах.
Защита

  1. Объяснение результатов;
  2. Публичное выступление;
Отчитываются, объясняют результаты на
публичном выступлении.
Слушает, задает целенаправленные
вопросыв роли рядового участника
Рефлексия

  1. Анализ выполненной работы учащимися проектной
    группы;
  2. Планирование дополнений и поправок.
Участвуют в оценке путем
коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся,
креативность, качество выполнения и
использование источников, потенциал
продолжения, качество отчета и качество защиты,
умение правильно и доступно донести информацию
до слущателей.

Подготовительный этап.

1. Определение темы, постановка целей и задач,
выбор рабочей группы.

Работа над проектом всегда направлена на
разрешение конкретной, причем
социально-значимой проблемы –
исследовательской, информационной,
практической. В своей практике я применила
только исследовательскую. В идеальном случае
проблема ставится перед проектной группой
внешним заказчиком. Например: учащиеся
проектируют отдельные составные элементы
какого-либо сооружения или конструкции. Это
“Нерюнгри–вчера, сегодня, завтра”.

2. В рабочую группу включены мальчики так, как
технические специальности привлекают их больше,
чем девочек. Цели перед учителем стоят немного
иные, чем перед учениками т.е. в группу выбраны
ученики, которые успевают по предмету на “5” и
те, которые изъявили желание, но имеют отметки
ниже. Это в дальнейшем, как показал опыт,
способствует повышению мотивации к изучению
предмета “черчение”.

Планирование.

Планирование действий по разрешению проблемы
– иными словами, выполнение работы всегда
начинается с проектирования самого проекта, в
частности – с определения вида продукта и формы
презентации. На уроках черчения мы использовали
пока только навыки учащихся по технологии
бумагопластики и такого материала как пенопласт
(из которого изготавливаем конструкции жилых и
общественных зданий), а форма защиты проекта была
выбрана учениками в виде презентации в программе
Power Point и показа макета :

  • самостоятельного проведения внеурочного
    занятия для учащихся этой же параллели;
  • участие в городском мероприятии “Шаг в
    будущее”
  • участие в городском мероприятии “Компьютерная
    страна”

Наиболее важной частью плана является
пооперационная разработка проекта, в которой
приводится перечень конкретных действий с
указанием результатов, сроков и ответственных.
Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не
могут быть сразу четко спланированы от начала до
конца.

Исследование (сбор информации).

Исследовательская работа учащихся как
обязательное условие каждого проекта.
Отличительная черта проектной деятельности –
поиск информации, которая затем обрабатывается,
осмысливается и представляется участниками
проектной группы, которая в нашем проекте
выглядит как, поиск информации по строительству
города, встреча с первостроителями, работниками
отдела архитектуры и земельного отдела –
завлекает в работу учеников так, что они сами
предлагают самые сложные пути решения проблем и
представления защиты как например выполнение
макета город в цвете (которого еще нет у нашего
молодого города – 30 лет).

Выполнение.

Самая ответственная часть проектной
деятельности нашего проекта заключается в двух
аспектах, которые выполняют две подгруппы общей
проектной группы учащихся по черчению:

  1. Обработка данных полученных из разных
    источников, подтверждение или опровержение
    отдельных фактов;
  2. Выполнение макета города в соответствии в
    выполненной и распечатанной на плоттере картой.

На этом

Защита проекта.

Результатом работы над проектом, иначе говоря,
его выходом, является продукт, который создается
участниками проектной группы в ходе решения
поставленной проблемы. На нашем проекте можно
просмотреть защиту в виде презентации и в виде
готового продукта – макета.

Презентуя свой проект, учащиеся должны
обязательно рассказать о своих идеях, их
обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие
приняты и почему, каким был ход работы, какие
трудности преодолевались и как.

Представление заказчику и (или) общественности
готового продукта с обоснованием, что это
наиболее эффективное средство решения
поставленной проблемы. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем
этапе презентации продукта и защиты самого
проекта и папки-портфолио.

Оформление проектной папки.

В состав проектной папки (портфолио проекта)
входят:

· паспорт проекта;

· планы выполнения проекта и отдельных его
этапов. В планах указываются: индивидуальное
задание каждого участника проектной группы на
предстоящий промежуток времени, задачи группы в
целом, форма выхода очередного этапа;

· промежуточные отчеты группы;



· вся собранная информация по теме, в том числе
ксерокопии и распечатки из Internet;

· результаты исследований и анализа;

· записи всех идей, гипотез и решений;

· отчеты о совещаниях группы, проведенных
дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

· краткое описание всех проблем, с которыми
приходится сталкиваться проектантам, и способов
их решения;

· эскизы, чертежи, наброски продукта;

· материалы к презентации;

· другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие
все участники группы. Записи учащихся должны
быть по возможности краткими – в форме небольших
набросков и аннотаций. В день презентации
проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка
позволяет:

· организовать работу каждого участника
проектной группы;

· создать удобный коллектор информации и
справочник для работы над проектом;

· объективно оценить ход работы над
завершенным проектом;

· судить о личных достижениях и развитии
каждого участника проекта;

· сократить время поиска информации при
проведении в дальнейшем других, близких по
теме, проектов.

УДАЧНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ ПОСЛУЖИЛИ:

  • демонстрация продукта;
  • иллюстрированное сопоставление фактов,
    документов;
  • самостоятельная подготовка учеников к
    поведению презентации;
  • “добыча” информации из занимательных и
    интересных источников информации.
  • демонстрация готового макета.
  • Рефлексия.

    Подведение итогов в проектных группах
    проводится в последний день, непосредственно
    после объявления результатов. Организуя процесс
    обсуждения, руководитель должен затронуть
    различные аспекты работы над проектом: процесс и
    результат, позитив и негатив, объективную оценку
    продукта и субъективную удовлетворенность
    участников.



    Вопросы для обсуждения были сформулированы
    следующим образом:

    · Достигнута ли цель проекта?

    · Ставились и были ли решены в ходе выполнения
    проекта ваши собственные задачи?

    · В чем заключались личные мотивы каждого
    участника класса? Что вы узнали нового о предмете
    черчения, чему научились, что поняли, к чему стали
    по-другому относиться, в чем изменились? Что вас
    удивило, и что заставило думать по другому?

    · Какой из этапов работы над проектом
    запомнился вам больше всего и почему?

    · Что в проекте вам понравилось больше, а что
    меньше, в сравнении с обычными учебными
    предметами?

    · Возникало ли у вас в ходе проектной недели
    желание что-либо изменить, улучшить в содержании
    и организации работы?

    По итогам проведенных обсуждений, на основе
    сданных описаний проектов и аналитической
    записки, подготовленной пресс-центром,
    координатором проектов готовится отчет по
    итогам.

    Система оценки проектных работ.

    Для выработки системы оценки проектных работ
    предварительно требуется ответить на следующие
    вопросы:

    · Будут ли включаться самооценки участников
    проектных групп в общую оценку проекта?

    · Предполагается ли присуждение мест (I, II, III)
    или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую
    презентацию и т. д.)?

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Разработка данного проекта – это путь к
    саморазвитию личности, через осознание
    собственных потребностей, через самореализацию
    в предметной деятельности (черчение).В процессе
    исследовательской работы дети получают полное и
    глубокое удовлетворение от сделанного,
    развивается их активность, определяется
    социальная позиция ребенка. При этом познается
    культура края, самобытность народов Севера,
    воспитываются патриотические чувства.

    Таким образом, проект- это «пять П.»:
    проблема – проектирование (планирование) –
    поиск информации – продукт – презентация.
    Шестое «П» проекта – это его портфолио, т. е.
    папка, в которой собраны все рабочие материалы, в
    том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.(приложение№1)

    Школа будущего – школа проектов?

    Понятие «проект» вброшено в российскую
    педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже
    ясно: проект многогранен. Кроме того, проект
    эффективен. Проект перспективен. Проект
    неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же
    такое проект?

    Проект – это метод обучения, который может быть
    использован в изучении любого предмета, может
    применяться на уроках и во внеклассной работе. Он
    ориентирован на достижение целей самих учащихся,
    и поэтому он уникален. Проект формирует
    невероятно большое количество умений и навыков,
    и поэтому он эффективен. Проект дает столь
    необходимый школьникам опыт деятельности, и
    поэтому он незаменим.

    Проект – это особая философия образования:
    философия цели и деятельности, результатов и
    достижений, – далекая от формирования чисто
    теоретической образованности. Она была
    отторгнута советской школой, славной качеством
    знаний. Она принята школой сегодняшнего дня,
    потому что позволяет органично соединить
    несоединимое – ценностно-смысловые основы
    культуры и процесс деятельной социализации.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Бычков А. В. Метод проектов в современной
      школе. – М., 2000.
    2. Гузеев В.В.
    3. «Метод проектов» как частный
      случай интегральной технологии обучения //
      «Директор школы», -1995.-№6.

    4. Метод
    5. проектов в технологическом образовании
      школьников. – СПб,2001.

    6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М., 2003.
    7. Переверзев Л.
    8. Проектный подход и требования к
      учителю //» Школа и производство», 2002. – №1. –
      С.14- 16.

    9. Полат Е.С.
    10. Как рождается проект. – М.,1995.

    11. Полат Е.С.
    12. Технология телекоммуникационных
      проектов // «Наука и школа», 1997. – № 4.

    13. Проектная
    14. и исследовательская деятельность
      учащихся в образовательной среде
      негосударственного образовательного
      учреждения. – М., 2001.

    15. Сиденко А. С. Теория и практика организации
      учебного процесса. “Завуч” №6 2003.
    16. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить
      учителя от обязанностей всезнающего оракула//
      «Директор школы», 1998. – № 3.



    Следующий: