Использование метода проекта в учебной деятельности

Огромную роль в развитии школьников играет
проектное обучение, которое носит
преимущественно исследовательский характер.

Проект «Экскурсия в мир камней»

Паспорт проекта

  • Данный проект адресован учащимся 5 класса в
    курсе природоведение при изучении темы «Земля». (Урок:
    горные породы, минералы, полезные ископаемые.)

Цель данного проекта: усвоение
программного материала по теме «Земля» через
организацию самостоятельной исследовательской
работы учащихся, развитие их творческих
способностей, приобретение навыков коллективной
деятельности.

Последовательность действий учителя и
учащихся.

I этап. Подготовительный

Цель

  • Пробуждение интереса учащихся к данной
    проблеме и желания включиться в работу над
    проектом.

Вступительное слово учителя

Земная кора состоит из горных пород. Они очень
разнообразны по своему цвету, блеску,
температуре плавления и многим другим свойствам.
Различают три генетических класса горных пород:
осадочные, возникшие при разрушении и
переотложении продуктов этого разрушения;
магматические, образовавшиеся в результате
затвердения магмы в толще земной коры или на
поверхности; метаморфические, получившиеся при
изменении других горных пород
(первично-осадочных и магматических) в глубинах
земной коры под действием тепла и давления.

Демонстрация коллекции горных пород

Определите, какой из трёх генетических групп
принадлежат эти горные породы.

II этап. Концептуализация. Программирование.

Цель

  • Построение ориентировочной схемы действий.
    Обсуждение вариантов решения, составления
    маршрута получения результатов, способов и
    средств деятельности.

Дискуссия

У нас нет сейчас возможности абсолютно
правильно определить генетическую группу, к
которой принадлежит каждый из этих экземпляров
горных пород. Каждая группа имеет свои
определённые характеристики: результат
образования, цвет, блеск, температура плавления.



Поэтому я предлагаю объединиться в творческие
группы и распределить предметы исследования –
образцы горных пород.

III этап. Планирование

Цель

  • Продумывание плана деятельности, распределение
    заданий в работе.

1 группа – Описать свойства базальта по
готовому плану.

2 группа – Описать свойства гранита по готовому
плану.

3 группа — Описать свойства мрамора по готовому
плану.

4 группа — Описать свойства известняка по
готовому плану.

5 группа — Описать свойства слюдяного сланца по
готовому плану.

6 группа — Описать свойства полосатого гнейса по
готовому плану.

7 группа — Описать свойства мела по готовому
плану.

8 группа — Описать свойства песчаника по
готовому плану.

IV этап. Практический

Цель

  • Получение продукта результата.

Самостоятельная работа учащихся.

V этап. Аналитический

Цель

  • Сбор и обработка данных, сравнение планируемых
    и реальных результатов, обобщение, выводы.

Консультация с учителем-предметником.

VI этап. Контрольно-коррекционный

Цель

  • Анализ успехов и ошибок, поиск способов
    коррекции ошибок.

Консультация с учителем-предметником.

VII этап. Заключительный

Цель

  • Защита проекта «Экскурсия в мир камней»

Творческие группы представляют описание
экспонатов. Остальные учащиеся класса фиксируют
необходимые результаты в следующую таблицу:

Название горной породы Результат образования Цвет Блеск Температура плавления Генетическая группа

После заполнения таблицы учащиеся делают
выводы о принадлежности данных образцов горных
пород к определённым генетическим группам.




Следующий: