Использование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

Пояснительная записка

Если традиционное обучениешкольников на уроках изобразительного искусства базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения.

В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблемная задачадолжна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее усвоенных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уров­не эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.

Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка.

Три метода проблемного обучения

  1. Проблемное изложение.Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
  2. Частично поисковый метод.Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
  3. Исследовательский метод.Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.

Этот метод предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения. Обучение развивает ребенка только тогда, когда он сам добывает знания, т.е. активно интеллектуально развивается. Знания даются не в готовом виде, а с помощью такой организации передачи информации, когда учащиеся должны сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы деятельности.

Урок с вопросами-парадоксами

Целый ряд уроков может быть начат с вопросов-парадоксов, заставляющих рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ. Учитель вместе с детьми сгущает ситуацию и вместе с детьми находит ответы.

Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные творческие решения практического задания. Развитие интереса к предмету невозможно без стимулирования мышления ребенка.

Методические основы Ситуация на уроке
Вопросы-парадоксы Начинается урок с игровой ситуации: учитель задает вопросы интригующие, не имеющие, на первый взгляд, решения. Он вовлекает в эту игру детей. Например:
- Художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски…
- «Рассердилось» и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
- Что, если бы на свете не было художников? А если бы не было мастеров?
Сгущение ситуации Ситуация парадокса может возникнуть даже при выполне­нии практической работы.
Здесь учитель может с детьми найти прием работы, технику работы в материале или способ исправления ошибки.
Коллективное обсуждение Ведется коллективный поиск правильного решения.
Ученики обсуждают вопрос, приводят доводы, объяснения или показывают оригинальные решения, интересные работы — происходит обмен опытом.
Решение находится через ответы детей: как считает один, другой, третий… Из этих ответов совместно с детьми выбираются наиболее правильные.
Помощь учителя Таким образом, выводы делает не сам учитель, а ученики (роль учителя не должна быть видна).
Учитель направляет беседу в нужное русло, приводя к правильному решению.
Он всегда доброжелателен; любой, даже ошибочный ответ не должен смущать его, так как идет поиск решения.
Анализ результатов Заключение делает сам учитель. (Он его лучше сформулирует.)
При обсуждении работы главное — это выделить и увидеть то, что нашли ученики, как они разрешили эту задачу: создали интересную композицию по своему замыслу,
нашли необычные способы исполнения для выразительности художественного образа и т. д. Лучшие работы собираются для выставки.

Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; графикой как видом искусства; обогащение и углубление элементарных знаний школьников о насекомых; развитие наблюдательности и внимания, логического мышления, умения анализировать; воспитание любви к родной природе.

Задачи:

  • развивать навыки рисования по памяти и представлению, правильно передавать формы, пропорции и цвет предметов;
  • учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;
  • воспитывать толерантное отношение к миру насекомых.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции — Шишкин «Утро в сосновом бору»; Левитан «Берёзовая роща»; графические изображения «Пчела», «Божья коровка», «Кузнечик», педагогический рисунок «Пчела».

Литературный ряд: стихотворение Михалкова «Щенок».

Ход урока

I. Организация класса.

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Тема сегодняшнего урока – воспоминание о лете. Мы поговорим с вами и о насекомых. И это не случайно: насекомых огромное количество: одни из них приносят пользу, другие – вред.

III. Вводная беседа.

Закончилось лето, и у вас о нем, наверное, осталось много впечатлений. Посмотрите как красоту лета отразили в своих картинах великие русские художники Иван Иванович Шишкин и Исаак Ильич Левитан.

  • Вам нравятся эти картины?
  • Какое лето вы видите?
  • Где вы провели лето?
  • Многие, наверное, гуляли по лесу?
  • Каких насекомых вы видели?
  • А зачем вообще нужны насекомые и какая от них польза? Это основная пища для птиц.

Пчелы, осы и даже комары — полезные насекомые. Но мы боимся их укусов.
          
IV. Работа со стихотворением.

Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это? Мой щенок!
Что случилось,
Если сразу не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека.
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(С.Михалков)

 - Что случилось со щенком? Чем опасен укус пчелы (осы)?
Укусы пчел очень болезненны и могут вызвать приступ аллергии.
У щенка наблюдается внешний признак аллергии — отек (припухлость).

Признаки аллергии:
а. большой отек;
б. затрудненное дыхание;
в. боли (спазмы) в животе;
г. тошнота.

Помоги себе сам.
Если вас укусила пчела:

  1. вытащите жало пинцетом;
  2.  приложите к ранке холодный компресс.
  3. протрите больное место раствором питьевой соды.

Пиши и говори правильно:
Пинцет.

V. Оздоровительная минутка

VI. Работа над новым материалом.

На доске мы с вами видим графические изображения пчелы, кузнечика и божьей коровки. Слово «графика» происходит от греческого графо – «пишу», «рисую». Рисунки, сделанные карандашом и тушью, гравюры и плакаты – всё это графика.

  • А если бы весь мир был серым?
  • А если бы все насекомые были бы одного цвета?
  • Почему трудно увидеть кузнечиков и комаров, которыми питаются птицы? У них защитная окраска.
  • О чём говорит окраска насекомых?
  • Чем расцветка пчелы отличатся от божьей коровки, кузнечика?
  • А почему божья коровка такая яркая?
  • Зачем пчеле красивая шубка?

Такая окраска называется предостерегающей.
Попробовав однажды, птице никогда уже не захочется съесть пчелу или осу, закусить божьей коровкой. Ведь одни её ужалят, а другая выделяет оранжевую ядовитую жидкость, которая для птиц как клоп – «вонючка» для человека.

А теперь давайте нарисуем насекомых, о которых мы говорили.
Чтобы рисунок того или иного насекомого можно было узнать, необходимо правильно передавать их очертания и пропорции. Для передачи пропорций используется замечательная линия — линия симметрии.

VII. Педагогический рисунок.

Для примера посмотрите как можно применять линию симметрии. Эта линия помогает нарисовать насекомое так, чтобы правая и левая части были похожими, одинаковыми.
Последовательность выполнения рисунка.

Сначала расположите лист по горизонтали и наметьте срединную линию, которая поможет сделать рисунок более правильным, одинаковым и с левой и с правой стороны.
Как называется эта линия?
Верно — это — линия симметрии.
Теперь на линии симметрии отметьте высоту насекомого горизонтальны­ми линиями. От линии симметрии в каждую сторону отложите одинаковые расстояния по ширине насекомого.

Среднюю часть линии симметрии делим на голову и туловище из двух частей. Эти части представляют собой овалы. Нарисуйте их. На голове нарисуйте два круга — это глаза.
В верхней части туловища наметим крылья и три пары ног.

Теперь выполняйте насекомое в цвете. Для этого нарисуйте на глазах блики, которые не будете закрашивать. Бликиэто самая освещенная поверхность, куда солнечные лучи попадают лучше всего. А остальную часть глаз закрасьте черным цветом. На крыльях насекомого выполните прожилки- волнистые линии. А сами крылья чуть зарисуйте серым цветом. Главное при выполнении крыльев — передача прозрачности. Туловище пчелы «оденьте» в красивую пушистую шубку из черных и жёлтых полосок. Рисунок закончен.

VIII. Физкультурная пауза

IX. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок насекомого, которое вам нравится. Это может быть пчела, божья коровка или кузнечик. Постарайтесь передать не только внешнее сходство, но и ваше от­ношение к насекомому.
Часто художники изображают насекомых более красивыми, чем в настоящей жизни. Вы тоже можете пофантазировать и изобразить их более декоративно и ярко.

X. Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся.
    Ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются декоративностью и ориги­нальностью.
  2. Обобщение изученного материала.

Подведение итогов изученного и выполненного на уроке.

  • С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
  • Чем они вам понравились?
  • Какая линия сегодня помогала нам выполнить насекомых бо­лее правдоподобно?
  • Как различается окраска насекомых? Приведите примеры защитной и предостерегающей окраски.

Заключение

Для построения данного урока применён метод проблемного обучения. Картины замечательных русских художников Шишкина и Левитана очень понравились ученикам. Они навеяли воспоминания о лете – лучшей поре отдыха. Многие из них были в деревне, в лесу или гуляли в парке с родителями. Дети отметили красоту летних цветов, ослепительное солнце и то, что омрачало их отдых – комаров, мух и пчёл. Нужны ли нам эти «вредные» насекомые? Почему они так по-разному окрашены? И зачем пчеле такая красивая шубка?

Задача, поставленная на уроке, решалась на основе проблемных вопросов-парадоксов. Это вызвало у детей неподдельный интерес. Выводы делались отдельными учениками, затем выбрали наиболее правильный ответ. Яркая окраска насекомых или «красивая шубка» для пчелы – предостережение: не трогай, ужалю!
Познавательная потребность активизируется при неполном знании о предмете или явлении, но достаточным для того, чтобы восстановить его до целостного образа. Интеллектуальные возможности и творческие способности ребёнка при этом активно развиваются.

На следующем этапе урока дети стали сами «мастерами» изобразительного искусства. Они могли нарисовать пчелу, кузнечика или божью коровку. При этом они использовали навыки рисования по памяти и по представлению, правильно передавая форму, пропорции и цвет. Художникам разрешено было представить насекомых более красивыми, чем они есть на самом деле. Те из учеников, которые выбрали вид сверху, использовали линию симметрии как вспомогательную.

Красота насекомых, их необыкновенная приспособленность к условиям существования вызвала уважение и восхищение у детей, помогла терпимее относится к их миру.

Графические материалы для урока

Список литературы

  1. О.В. Островская. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, «Владос «, 2003 г.
  2. Л.М. Садкова. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.
  3. Л.А. Обухова, н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья Москва, » Вако «, 2004 г.

Следующий: